урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку
урок русского языка по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22.11._na_seminar.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс
Тема урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными»
Цель урока:
Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.
Задачи:
Обучающие :
• учить делать самостоятельные выводы по теме;
• обогащать письменную речь учащихся;
• учить применять полученные знания грамотного письма;
• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Развивающие:
• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;
• формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.
Познавательные:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Оборудование и материалы
Для педагога
Учебник, доска, приложение к уроку (презентация), карточки
Для учащихся
Учебник, карточки, бумажные солнышки.
Ход урока
Этап, цель урока | Содержание этапа | Примечания |
Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности) Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе | -Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок | Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут звуки, которые любят играть в прятки. По пути мы будем исследовать, возможно встретим трудности, и чтобы их преодолеть, вам нужно быть внимательными и активными. (слайд 1) - Отправляемся в путь. Внезапно начался шторм Вот первое испытание. Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце. (слайд 2) АРБУЗ ШУБКА ХЛЕБ ТРАВКА ВЕТЕР ВЬЮГА - Какое слово «лишнее» в первом столбце? - Во втором столбце? - Как проверить парную согласную? - С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые! Море успокоилось и виден наш остров, а пока мы плывем, запишем сегодняшнее число. | |
Открытие нового (знания, способа действия) Подведение детей к самостоятельному выводу | Море успокоилось, и на горизонте показался остров. - Давайте поприветствуем остров. Слайд3 - Каким словом приветствуют при встрече? - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце) - Посмотрите на слова. Что необычного в них? - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием. - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла? - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»? - Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? -О чем мы будем говорить на уроке? - Что мы должны узнать? - Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения. - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете? - А вот как на этот вопрос ответили герои сказки, послушайте внимательно. Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. -Так как же найти звук, который не произносится, но пишется? - Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными? | (учитель крепит карточку с представленным словом на доску) (на экране появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова») 1 ученик читает |
Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117 Проверка понимания способа действия | Прочитаем правило Поработаем в группе. - Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. | Правильно записанные слова на другой карточке |
Пальчиковая гимнастика | Наши пальчики сцепились, И тянулись, и крутились, Каждый хочет победить, И награду получить. | |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Учебник, с. 118, упр.226 | - Прочитайте задание к упражнению. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова. - Что необходимо сделать, чтобы обозначить непроизносимый согласный звук? - Прочитайте правило на стр.118, верно мы подвели итог? -Молодцы, все правильно | |
Словарная работа | Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:
- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?
- Как проверить непроизносимую согласную? - Составьте устно с этими словами предложения. | Лестница праздник чувство |
Физминутка | ||
Самостоятельная работа | - А теперь проверим ваши знания и проведем небольшой тест. Вопросы теста на экране, вам необходимо выбрать букву правильного ответа и записать на листочке. Оценки за выполнение теста такие: без ошибок- «5», 1 ошибка «4», 2 ошибки «3». После завершения теста проведем взаимопроверку. I. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 1. ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО 2.ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ 3.ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ 4.ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО II. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 1.ЗДРАВСТВУЙТЕ МЕСТНЫЙ ЯСНЫЙ 2.МЕС . НЫЙ ОКРЕС . НОСТЬ ЧУС . ТВА 3.КАПУСНЫЙ СОНЦЕ СЧАСТЛИВЫЙ 4.ПОЗДНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕСНИЦА III. КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ? 1. [Л Д] 2.[Л Д Т] 3.[Л Д Т Ф] 4.[Л П Д Т] IV. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ 1.ПОЗДНЯЯ 2.ПОЕЗДА 3.ПОЗДНО 4.ОПОЗДАЛ V. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 1.КАПУСТНЫЙ 2.ВКУСНЫЙ 3.ПРАЗДНИЧНЫЙ 4.ЧУСТВЕННЫЙ VI. НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ 1.ЛЕС...НИЦА 2.ЗАПАС...ЛИВЫЙ 3.НАПРАС...НЫЙ 4.ИНТЕРЕС...НЫЙ -Молодцы, справились с тестом | |
Подведение итогов Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | С какими согласными мы познакомились? - Почему их так назвали? - Как проверить слово с непроизносимой согласной? | |
Домашнее задание | Стр.119, упр 228 | |
Итоговая рефлексия | - У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него? - Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик. - А теперь покажите ваши солнышки. | |
Итоговое закрепление | -Необходимо дописать пропущенные слова, слова для справок даны после текста. В некоторых словах звуки не произносятся, но______. Такие звуки называются _______ согласными. Написание ____________ согласных звуков необходимо проверять. Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук-это ______. Слова для справок: пишутся, орфограмма, непроизносимыми, непроизносимых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....