Урок "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Парфентьева (Буриева) Анжела Рустамовна

МАтериалы к уроку по программе "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока79.17 КБ
Файл Презентация к уроку183.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань

«Начальная общеобразовательная школа № 9»

Конспект урока по русскому языку

«Что такое имя прилагательное?»

2 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Буриева Анжела Рустамовна

г. Нягань

2019


Тема: «Что такое имя прилагательное?»

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развивать устную и письменную речь в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать знания об имени прилагательном как части речи и сформировать умения и навыки находить и определять признаки предметов в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.


Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать умения находить имена прилагательные, ставить вопросы к именам прилагательным, использовать имена прилагательные в речи в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.
  • Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и навыки устной и письменной речи в процессе работы с учебником; обогащать словарный запас в процессе работы по теме урока.
  • Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание роли имен прилагательных в нашей речи; осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание значения русского языка в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.
  • Предметные: умение находить имена прилагательных в тексте; ставить вопросы от существительных к прилагательным; подбирать примеры имен прилагательных.
  • Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
  • Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Анжела Рустамовна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь.

- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение.

- Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача:  подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала.

- Откройте тетради и запишите число и «Классная работа».

Проводит «минутку чистописания».

Организует словарную работу.

На доске запись:

МОЯГОДАЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБ

ЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО

- Найдите слова в данных строчках и выпишите их.

- Выделите орфограммы (коллективная проверка).

- Прочитайте записанные на слайде слова: Бежит, трава, быстрый,  спешит, зеленая, кресло, цветы, деревянное, ручей, живые, привез.

- Запишите все слова в 2 столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй – глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

- Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.

- Что обозначают слова первого столбика?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что обозначают слова второго столбика?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие слова вы не записали ни в первый, ни во второй столбик? Почему?

- Что они обозначают?

- Эти слова – признаки предметов.

- Как вы думаете, как называются такие слова?

Слушают учителя. Выполняют задания.

- Я́года, ве́тер, лопа́та, ско́ро.

(непроверяемые безударные гласные).

Бежи́т, трава́, бы́стрый, спешит, зеле́ная, кресло, цветы́, деревя́нное, ручей, живы́е, привез.

2 ученика работают у доски, остальные у себя в тетрадях.

- Имена существительные, которые обозначают предмет.

- Отвечают на вопросы «Кто?», «Что?»

- Глаголы обозначают действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?

- Быстрый, зеленая, деревянное, живые.

Ответы обучающихся.

- Имя прилагательное.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.

Предметные УУД:

- умеют выделять изученные орфограммы.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

- умеют определять имена существительные и глаголы, задавать к ним вопросы.

III. Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Что такое имя прилагательное?».

- Узнать, что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает и зачем оно нужно в нашей речи.

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

Регулятивные УУД: 

- умеют ставить цель.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует устную работу, работу в парах.

- К каждому существительному подберите подходящие по смыслу слова из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

- Проверим. (Ответы на слайде.)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах есть карточки (показать какие),

сформулируйте и напишите в карточках

правило об имени прилагательном.

- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.

- Где мы можем проверить наш вывод? Откройте учебники на с.86. Прочитайте правило.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте текст.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

- А что мы можем сделать, чтобы стало

интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы

распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите, какой текст получился у

меня и прочитайте его.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Подбирают слова к существительным.

- Какая? Какое? Какие?

Работают в парах.

Трава (__________?) зеленая.

Кресло (_________?) деревянное.

Ручей (_________?) быстрый.

Цветы (__________?) живые.

- Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Формулируют  правило.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ____________________________

и отвечает на вопросы _________, _________, _________.__________. Например: _________________

___________________________.

- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Открывают учебники, один ученик зачитывает правило.

«Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные».

- О весне.

- Добавить слов, распространить предложения.

- Прилагательные.

Составляют предложения.

Читаю текст учителя.

Сравнивают тексты.

- Нет.

- Наличие прилагательных.

- Красивым, интересным.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

- Тает последний снег.

- Прилагательное последний.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Записывают предложения и подчеркивают имя прилагательное волнистой линией.

Познавательные УУД

- умеют ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

Предметные УУД:

- умеют задавать вопросы от существительных к прилагательным.

Коммуникативные

УУД:

- умеют оформлять свое мнение в устной форме.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

- умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.

Предметные УУД:

- умеют составлять распространенные предложения.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.

Физическая минутка

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

Организует работу по учебнику.

- Посмотрите упр.151 на с.87 учебника. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно, задавая вопрос от существительного к прилагательному, подчеркните прилагательное (образец на доске).

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения.

- Хорошо. Молодцы.

Работают по учебнику.

Один ученик читает задание.

Выполняют взаимопроверку.

Подбирают синонимы к прилагательным и согласуют их с существительными.

Коммуникативные УУД:

- умеют слушать и понимать речь учителя.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия по алгоритму;

- умеют выполнять действия взаимоконтроля.

Предметные УУД:

- умеют определять прилагательные в словосочетаниях, задавать к ним вопросы;

- умеют подбирать синонимы к словам.

VI. Самостоятельная работа

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу по карточкам.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

Задание: вставьте подходящие по смыслу

прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался

_________________ день. Светит

________________ солнце. Небо сегодня

_____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

Задание: вставьте подходящие по смыслу

прилагательные.

Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. Светит яркое солнце. Небо сегодня голубое. Весело бежит быстрый ручей.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

VII. Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение.

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 – правило наизусть, с. 87 упр.150.

- Всем спасибо за урок!

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Что такое имя прилагательное?» 2 класс УМК «Школа России» Подготовила: учитель начальных классов Буриева Анжела Рустамовна Екатеринбург 2019

Слайд 2

Бежит, трава, быстрый, спешит, зеленая, кресло, цветы, деревянное, ручей, живые, привез. Прочитайте слова и запишите их в 2 столбика Имя существительное Глагол

Слайд 3

Имя существительное Глагол тр а ва́ кресло ручей цв е ты́ б ежи́ т спе ши т приве з

Слайд 4

«Что такое имя прилагательное?»

Слайд 5

Впишите вопросы Ручей (_________?) быстрый. Трава (__________?) зеленая. Кресло (_________?) деревянное. Цветы (__________?) живые. какая какое какой какие

Слайд 6

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ____________________________ и отвечает на вопросы _________, _________, _________,__________. Например: _________, ________ _________,___________. признак предмета какой? какая? какое? какие? веселый добрая красные теплое

Слайд 7

Прочитайте текст Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

Слайд 8

А какую роль играют имена прилагательные в речи? Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Слайд 9

Физическая минутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните.

Слайд 10

Самостоятельная работа Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался ______________ день. Светит __________ солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. теплый ясный яркое голубое быстрый

Слайд 11

Итог урока Скажите, какая была тема сегодняшнего урока? Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Что вам понравилось? Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднения?

Слайд 12

Домашнее задание с. 86 – правило наизусть, с. 87 упр.150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....