Конспект урока Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Калашникова Галина Игоревна

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol._znachenie_i_upotreblenie_glagolov_v_rechi.docx1012.48 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Русский язык

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Класс: 3

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Цель: способствовать закреплению умения распознавать глагол среди других частей речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).

Умения: Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Метапредметные:

Личностные: •положительное отношение к урокам русского языка;

•интерес к языковой и речевой деятельности;

Регулятивные: •Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные: •Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:

•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Межпредметные связи: литературное чтение

Оборудование: 

для учителя: учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть, компьютер, проектор, презентация, мел;

для ученика: учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть, пенал, карточки для рефлексии.

Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Личностные:

•положительное отношение к урокам русского языка;

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Посмотрите внимательно на свои рабочие места, у всех ли лежит учебник, пенал, рабочая тетрадь?

Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.

Здравствуйте!

*проверяют готовность к уроку и настраиваются на урок*

1 минута

2. Этап актуализации учебного действия

Регулятивные:

•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Вам даны карточки с заданиями. Первое задание: вставьте пропущенные буквы в слова, подберите к данным словам однокоренные глаголы и запишите их. Выполняете на карточках, подпишите свою фамилию, имя.

  1. Бег-_________;
  2. Ст_рож- _________;
  3. Зел_нь-_________;
  4. Смех-___________;
  5. Пл_ска-__________;
  6. Уж_н-___________;
  7. Пом_щь-_________;
  8. Звон-___________.

Второе задание: Разделите слова на две группы, назовите эти группы.

Смотреть, спать, школа, обедать, костёр, дети, играть, Москва, она, бежать, грустить, праздник.

А сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте. Эталон для проверки представлен на слайде, проверьте ваши работы, исправьте ошибки, если они есть и обменяйтесь снова.

1.        Бег-бежать;

2.        Сторож- сторожить;

3.        Зелень- зеленеть;

4.        Смех- смеяться;

5.        Пляска- плясать;

6.        Ужин- ужинать;

7.        Помощь- помогать;

8.        Звон- звонить.

1 группа «глаголы»: смотреть, спать, обедать, играть, бежать, грустить.

2 группа «другие части речи»: школа, костёр, дети, Москва, она, праздник.

*самопроверка работ*.

5 минут

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Коммуникативные:

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Посмотрите ещё раз на данные слова. По какому принципу вы разделите данные слова?

Вспомните, что такое глагол?

 В первой группе только глаголы, а во второй другие части речи.

Глагол- это часть речи, обозначающая действие предмета.

1 минута

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Регулятивные:

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

Коммуникативные:

•задавать вопросы, необходимые для ор-ганизации собствен-ной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•строить монологи-ческое высказывание с учётом поставлен-ной коммуникатив-ной задачи;

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Верно. А именно: Глагол. Значение и употребление глагола в речи.

На слайде выведено две цели, одна из которых подходит к сегодняшнему уроку. Какая будет цель урока?

1 цель: научиться распознавать глаголы среди других частей речи.

2 цель: закрепить умение распознавать глаголы среди других частей речи.

Молодцы!

На следующем слайде представлен план урока. Но пункты перепутаны. Составьте верный план урока.

План урока:

1. Закрепить знания с помощью упражнений.

2. Вспомнить признаки глагола.

3. Изучить правило.

Верно!

Тема урока: Глагол.

Цель урока: закрепить умение распознавать глаголы среди других частей речи.

План урока:

1. Изучить правило.

2. Вспомнить признаки глагола.

3. Закрепить знания с помощью упражнений.

3 минуты

5. Этап реализации построенного проекта и обобщения затруднений во внешней речи

Регулятивные:

•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Познавательные:

•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Итак, вы уже вспомнили понятие «глагол». Кто мне скажет, на какие вопросы отвечает данная часть речи?

Откройте учебник на стр. 101, прочитайте правило и проверьте, верны ли ваши ответы.

Поднимите руки, если ваши ответы совпали с правилом.

А сейчас, откройте рабочие тетради, отступите две строки, запишите число, а на следующей строке «Классная работа», на следующей строке «Упражнение 171».

Прочитайте задание.

Начинаем читать текст.

Как бы вы озаглавили текст?

Хорошо. Читаем первое задание под текстом.

Как вы думаете, что такое половник?

Итак, половник- это большая разливательная ложка с длинной ручкой. Или кратко- поварёшка. Запомните.

Читаем третье задание под текстом.

Начинайте выписывать глаголы. С красной строки, с заглавной буквы, через запятую.

Какие глаголы вы выписали?

Молодцы. Возьмите простой карандаш и подчеркните только те глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделал?».

Какие глаголы вы подчеркнули?

Молодцы!

Глагол отвечает на вопросы: что делать, что сделать, что сделает, что будет делать.

*соглашаются со своими ответами*

*начинают работу в тетради, записывают дату, классную раюоту, упражнение*.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Пингвин, забияка или пингвин-забияка.

Объясните значение слова «половник».

*выдвигают свои предположения*.

*выполняют упражнение*

Бежал, налетел, зазвенел, вернулся, налетел, звенит, налетает, бьёт, оттаскиваю, клюёт, злится, жил, поджидал, набрасывался, вцепился, клюёт, бьёт, ходил, брал, налетит, боялся.

*выполняют задание*

Налетел, зазвенел, вернулся, вцепился.

10 минут

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Регулятивные:

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Следующее задание выполняете самостоятельно. Страница 102, номер 172. Что вас нужно сделать?

На следующей строке записали «Упражнение 172». Каждое предложение пишите на новой строке, с красной строки. Начинайте выполнять. Придумайте 2 своих подобных предложений.

Проверяем, что у вас получилось. По поднятой руке зачитываем предложение.

Кто желает зачитать свои предложения?

Хорошо. Работам дальше.

Записать предложения, вставляя пропущенные глаголы, используя слова для справок.

*выполняют упражнение*

Дождик мочит.

Ветер веет.

Гром гремит

Ухо слышит.

Глаз глядит.

Солнце светит.

Печка греет.

Холодильник холодит.

*читают придуманные предложения*

5 минут

7. Этап включения знания в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД:

•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Познавательные:

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Следующее задание на интерактивной доске. Ваша задача по одному выходить к доске и подобрать к вопросу подходящее слово. Начинаем.

Молодцы, ребята!

 

Что сделать? – закричать

Что будет делать? –будет читать.

Что делал? – месил

Что делает? – танцует

Что сделает? – пойдёт

Что сделает? – поскачет

Что делать? – ходить

Что сделала? – легла

3 минуты

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Коммуникативные:

•задавать вопросы, необходимые для ор-ганизации собствен-ной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•строить монологи-ческое высказывание с учётом поставлен-ной коммуникатив-ной задачи;

Итак, что вы сегодня узнали и повторили о глаголах?

Какую цель вы перед собой ставили? Добились ли вы её? Если вы считаете, что добились, поднимите руку.

Какой был план урока? Все ли пункты были пройдены? Если вы считаете, что все пункты пройдены, поднимите руку.

Глагол- это часть речи, обозначающая действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать, что сделать, что сделает, что будет делать.

Цель урока: закрепить умение распознавать глаголы среди других частей речи. *добились цели*

План урока:

1. Изучить правило.

2. Вспомнить признаки глагола.

3. Закрепить знания с помощью упражнений.

*все пункты пройдены*

2 минуты

Подпись учителя___________ Сараева В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Урок русского языка в 3 классе по теме  "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи"  с творческой работой - создание проекта "Будь здоровым"...

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»....

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: «Значение и употребление глаголов в речи». Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развит...