Бинарный урок
план-конспект урока по русскому языку

Папст Татьяна Геннадьевна

Одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_binarnogo_uroka.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  бинарного урока

         Ф.И.О. учителя Мажальская Елена Анатольевна

Ф.И.О. логопеда Папст Татьяна Геннадьевна

Класс 3

УМК Занкова Л.В.

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».

Тип урока: бинарный.

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме, закрепление изучаемого материала.

Цель: создать условия для формирования умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова разными способами.

Планируемые результаты:

предметные знания, предметные действия

-воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

-актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: парные звонкие, глухие согласные;

-различать предложение, словосочетание и слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

-строить устное монологическое высказывание на определённую тему, делать словесный отчёт о выполненной работе.

метапредметные

регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;

коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать другое мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему;

-контролировать действия партнёра;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

личностные:понимание чувств одноклассников, учителей;

Ход урока.

  1. Орг/момент. Эмоциональный настрой.

Учитель:     Прозвенел звонок, начинается урок.

                         Посмотри на парты-всё ли в порядке?

                          Тихо сели девочки! Тихо сели мальчики!

-Сегодня на урок я пригласила Татьяну Геннадьевну. Проводить урок мы будем вместе с ней. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

-Татьяна Геннадьевна пришла, чтобы помочь нам;  -чтобы урок был интереснее;  - проверить, всё ли у нас получается;  - помочь тем, кому сложно, у кого не получается;

Учитель: Посмотрим, в конце урока,  были ли верны ваши предположения.

  1. Актуализация опорных знаний.

(Карточки с парными согласными, были выданы детям, обучающимся по адаптированным образовательным программам  для детей с ЗПР и ТНР. Это дало  возможность в действии, наглядно повторить способ проверки звонкости согласного звука; были вызваны к доске -  возможность почувствовать свою значимость, подвигаться).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Живая буква». У каждого из вас на столе карточка с изображением буквы. Возьмите карточку, теперь вы – это буквы. Давайте познакомимся – встаньте гласные. Посмотрите, все ли гласные встали? Расскажите о себе, гласные. Почему вас так называют? Что ещё о себе вы можете рассказать?

Ответы детей: Звуки, которые тянутся и поются, при произнесении которых звук свободно выходит, называются гласными; - бывают ударные и безударные; -в слове столько слогов, сколько гласных; -есть гласные, которые смягчают согласный; - йотированные гласные могут обозначать два звука;

Логопед: Спасибо, гласные, присаживайтесь. Встаньте согласные. Расскажите о себе.

Ответы детей:Согласные не тянутся, не поются, при их произнесении звук не свободно выходит, встречает преграду; -бывают звонкие, глухие; -бывают парные - непарные; твёрдые – мягкие; -есть всегда твёрдые, всегда мягкие.

Логопед: А как проверить согласный, звонкий он или глухой?

Ответы детей: Произнося звук, закрыть ушки. Если в ушах звенит – значит, звонкий.  - Произнося звук, приложить ладошку к горлышку. Если под ладошкой дрожит – значит, звонкий.

Логопед: Выйдите к доске парные согласные, встаньте в пары. Посмотрите, ребята, все ли парные согласные на месте?

Парные звонкие – шаг вперёд! Произносим звуки - проверяем звонкость.

-Остальные – смотрим - проверяем – Что скажите?

Ответы детей:  Молодцы, всё сделали правильно.

  1. Сообщение темы, постановка целей (фронтальная, парная работа)

(Пары составлены так, чтобы слабоуспевающий ребёнок сидел с более успешным. Таким образом дети  не испытывают трудностей при выполнении задания, учатся  у более успешных ребят).

Учитель: Откройте тетради. Запишите дату.Прочитайте слова:

Горький, далёкий, высокий.

-Что скажите? Почему?

Ответы детей: Это слова, прилагательные, потому что отвечают на вопрос какой и обозначают признак; - все слова начинаются на парный звонкий согласный, заканчиваются на звонкий непарный.

Учитель: Предложите задание.

Ответы детей: Составить словосочетания, составить предложения, поделить на слоги, сделать, фонетический разбор, поставить ударение, назвать антонимы.

Учитель: Обсудите в парах и замените прилагательные словами – антонимами, запишите. Какие слова написали? Что  заметили? Почему?

Ответы детей: В этих словах орфограмма-парный согласный. Парный согласный в слабой позиции, в корне перед суффиксом –к-.

Учитель:Как проверяли написание согласного?

Ответы детей: Подбирали проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная.

Учитель: Какие два способа подбора проверочного слова вы знаете?

Ответы детей: Можно изменить форму слова – поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, а можно подобрать родственное однокоренное слово, используя суффиксы, которые начинаются с гласного и суффикс –н-.

Учитель: Как вы думаете, о правописании слов с какой орфограммой продолжим вести речь на уроке?

Ответы детей: О правописании слов с парными согласными в слабой позиции.

Учитель: Какие задачи вам предстоит решать на уроке? Закончите высказывания.Закрепить умения……………………..Применять…………

Ответы детей:Закрепить умение находить слова с орфограммой, подбирать проверочные.Применять разные способы подбора проверочного слова.

YI.Закрепление  изучаемого материала (групповая работа).

(Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов. Задания разного уровня сложности. У 1-ой группы лёгкое, у 2-ой сложнее, у 3-ей более сложное. Слова с орфограммами одинаковые, что позволило облегчить совместную проверку выполнения задания).

Учитель:  Сейчас вы будете работать по группам. Займите свои места.

1-я группа будет работать с Татьяной Геннадьевной. Задание «Подумай, докажи, напиши». (Приложение 1 Группа №1).

2-я и 3-я группа будут работать самостоятельно. Задание 2-ой группы «Найти, выписать, доказать».(Приложение 1 Группа №2)

Задание 3-ей группы «Дополнить текст».(Приложение 1 Группа №3)

-У кого возникнут вопросы, затруднения – поднимите руку.

-Давайте проверим, ребята 1-ой группы запишите в словах, на доске,  пропущенные буквы.

Сне., тро.ки, медве.ь, мя.кой, моро., ре.кий.

-Вторая и третья группы, у вас выбраны точно такие же слова?

-Как вы проверяли написание парного согласного в словах? Какой способ подбора проверочного слова использовали?

Ответы детей:Мы выбрали эти же слова; - проверяли, изменяя форму слова, снег-снега, тропки- тропинки, медведь-медведи; - а наша группа проверяла – подбирая родственное слово снег- снеговая, мороз- морозный.

Учитель:Молодцы, ребята. Так как же проверить написание парного согласного? Какие два способа подбора проверочного слова вы знаете?

Ответы детей: Подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная.Первый способ – изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др.суффиксы, начинающиеся с гласной.

Y. Физминутка.

Логопед: Возьмите карточки, из конверта. Поднимите вверх, покажите всем. Что заметили?

Ответы детей:У кого-то парные согласные, у кого-то слова, с пропущенной буквой.

-Поиграем в игру «Третий не лишний». По моему сигналу, вы все выходите в конец класса. Согласные образуют пары по звонкости – глухости, берутся за руки встают в пару. У кого слово, в котором пропущена буква парного согласного, встаёт третьим в пару. И берёт за руку согласный, буква которого пропущена.

-Игра показала, что многие уже научились подбирать проверочное слово к изучаемой орфограмме и не допускать ошибок при выборе буквы. Молодцы!

YI. Обобщение изучаемого материала (групповая работа).

(Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов).

Учитель: Сели на места, в те же три группы.  Вам надо сделать памятку «Как проверить написание парного согласного в слабой позиции?». Ею вы сможете пользоваться при выполнении домашнего задания, при подготовке к проверочным работам.

-Каждая группа получает карточку. Первая группа работает с Татьяной Геннадьевной.(Приложение 2 Группа №1, Группа №2, Группа №3)

-Итак, как проверить написание парного согласного в слабой позиции?

Ответы детей:Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная. Для этого нужно изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др. суффиксы, начинающиеся с гласной.

YII. Рефлексия.

Учитель:Вот и подошёл к концу наш урок.

-Вспомните, в начале урока, вы предполагали, почему я пригласила на урок Татьяну Геннадьевну.

-Ваши предположения оказались верными?

Ответы детей:Да, Татьяна Геннадьевна нам помогала. Со всеми заданиями мы справились.

Учитель:Поднимите руки, кому на уроке было легко?

-Спасибо, Татьяне Геннадьевне, за помощь.

-Охарактеризуйте наш урок, подобрав слово, начинающееся на парный согласный. Какой сегодня был урок?

Ответы детей:Сегодня урок был замечательный, поучительный, важный, бодрящий

Учитель и логопед: Спасибо за сотрудничество.

Приложение 1.

Группа № 1

Подумать, какой согласный надо написать на конце слова. Подобрать проверочное слово - доказать. Написать слово.

Подумай

Докажи

Напиши

сне(к,г)

          снега

тро(п,к)ки

медве(т,д)ь

мя(г,х)кой

моро(с,з)

ре(з,с)кий

Группа№ 2

Прочитать  текст. Найти   слова, в   которых   парный согласный   в   слабой   позиции. Выписать и проверить   написание    слов  разными   способами.

    Наступила  ранняя  зима. Выпал  пушистый  снег. Занесло  им  тропки в  лесу. Медведь  готовится  к  зиме. В  лесной  глуши выбрал  место  для  берлоги.  Натаскал   в  своё  жильё  мягкой душистой  хвои. Тепло  и  уютно  там. Ударит  мороз. Подует  резкий ветер. Медведю   не   страшна   зима.

Слово с орфограммой.

(парный согласный)

Проверочные слова.

Группа № 3

Дополнить  текст подходящими по смыслу  словами, в   которых   парный согласный   в   слабой   позиции.

    Наступила  ранняя  зима. Выпал  пушистый  _______. Занесло  им  ________ в  лесу. ___________  готовится  к  зиме. В  лесной  глуши выбрал  место  для  берлоги.  Натаскал   в  своё  жильё  _____________ душистой  хвои. Тепло  и  уютно  там. Ударит  ____________. Подует ______________ветер.  Не    страшна   зверю зима.

Слова для справок: волк, тропки, медведь, дороги, метель, мороз, сильный, резкий, зелёной, мягкой, снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)

Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...

интегрированный бинарный урок "Игрушечная страна" английский + якутский языки

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей. Такой урок позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения, создает опт...

Бинарный урок по сказкам А.С.Пушкина

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников. Бинарный урок по своей...

Бинарный урок (окружающий мир + информатика) 4 класс. Обобщающий урок: «Россия 14 – 16 веков».

Бинарный урок по окружающему миру и информатике в 4 классе. Программа "Школа России"...

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...