Тема: Изменение имён существительных по падежам. | Тип: Открытие нового знания |
Задачи: Совершенствовать знания об особенностях имени существительного; распознавать и правильно употреблять имена существительные в речи; изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей; определять падеж имён существительных; анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника; работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Предметные: - развитие орфографической зоркости; - обогащение словарного запаса учащихся путём использования в речи пословиц; -развитие речи, умения сравнивать и анализировать. | Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
|
Метапредметные связи: литературное чтение |
Ресурсы урока: презентация на доске |
ХОД УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ |
Учитель задает вопросы, предлагает задания (для минутки чистописания) На доске слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето -Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится? - Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдёте в приставке имени прилагательного. Какая это буква? - Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква? - Объясните орфограмму.
- Определите порядок следования букв в этом ряду: фое фоое фооее фоооее фоооеее … - Напишите этот ряд букв, в предложенной последовательности, до конца строки.
|
Учащиеся читают слова. Отвечают на поставленные вопросы. -
Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук [ ф ], встречающийся в данных словах один раз. Звук находится в слове фонтан.
- Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.
- Это буква е. Она является безударной гласной в корне - вез- глагола привезти.
Записывают в тетради соединения букв, объясняют соединения.
|
Учитель предлагает составить новое словарное слово. (телефон) -Соедините первые слоги имён существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Запишите получившееся слово.
- Объясните значение данного слова. Учитель выясняет, что известно детям о создании телефона, и подводит итог. (Американскому учёному Александру Беллу удалось сделать устройство для разговора на расстоянии. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.)
Учитель предлагает составить и записать словосочетание со словом телефон, предложение. Предлагает назвать грамматические признаки существительного телефон.
|
Записывают в тетради слово телефон, отмечают орфограмму. Отмечают особенность написания.
-Телефон – аппарат , который используется для разговора людей на расстоянии.
Ученики читают получившиеся словосочетания и предложения.
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
- Существительное нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, единственного числа.
|
МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Учитель предлагает сформулировать тему урока.
Учитель предлагает прочитать предложения, записанные на доске.
Друг - это человек, который всегда придёт на помощь . Друга я никогда не забуду. Другу доверю любую тайну. Я уважаю своего друга. Своим другом я горжусь. Многие ребята мечтают о таком друге.
Учитель предлагает выписать из каждого предложения слово «друг» с вопросом , на который оно отвечает, выделить окончание. Учитель предлагает определить, что менялось в существительном друг. - Почему менялись окончания в существительном? Учитель предлагает открыть учебник на стр. 36 и прочитав правило, продолжить предложение, записанное на доске: Изменение существительных по вопросам называется … Учитель предлагает просклонять существительное ТЕЛЕФОН ( запись осуществляется справа от склоняемого слова ДРУГ) | Учащиеся предполагают, что тема урока связана с именем существительным и его грамматическими признаками.
Учащиеся читают предложения.
Ученики выполняют упражнение с комментированием. Определяют, что изменялось окончание.
- В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.
Ответы учеников.
|
| ФИЗМИНУТКА |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Учитель: - В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет название падежей, дети устно называют вопросы к ним) Учитель сообщает стихотворения- запоминалки. (Имя родители дали, Винни топтыжку прозвали). Учитель предлагает рассмотреть таблицу на стр. 37 учебника и ответить на вопросы.
|
Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
Учитель предлагает прочитать предложения, записанные на карточках, вставить пропущенные буквы. Пронумеровать их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово вода
М…рская в…да моет бере…. За в…дой мы х…дили всей сем...ёй. У в…ды росла ива. Леб…д… …пустился на воду. К в…де б…жали утята. К…р…си пл…скалис… в в…де.
Синтаксический разбор первого предложения. |
Ученики читают предложения, вставляют пропущенные орфограммы, распределяют предложения в порядке следования падежей.
Ответы учеников, объяснение орфограмм по цепочке.
Запись предложения в тетрадь, один ученик работает на доске.
|
Учитель предлагает посмотреть на экран и, прочитав словосочетания, исключить в каждой строке лишнее, ответ обосновать.
Плывут по небу, гуляли в роще, кр…снели в тр…ве; вып…лзли из ул…я, вырос под б…рёзой, с…ёж…лся от страха; налил ч…ю, принёс к…тёнка, л…жал на печке.
Перед записью учитель предлагает обосновать выбор орфограммы. Устно сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам. | Учащиеся смотрят на экран, читают словосочетания, определяют общий грамматический признак, исключают лишнее.
Запись словосочетаний в тетрадь.
. |
Учитель предлагает выполнить задание на карточках: прочитать задание и записать предложения, ориентируясь на таблицу, вставив нужные буквы.
Солью зап(а, о)сались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Многие века соль была источником обогащения т(а,о)рговцев и предпринимателей. Отсюда н(а,о)родная примета – ра(сс, с)ыпал соль – к ссоре. К соли всегда отн(а,о)сились уважительно, экономно.
№ | Существительное СОЛЬ | И.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | 1 | + |
|
|
| 2 |
|
|
| + | 3 |
| + |
|
| 4 |
|
| + |
|
_ Что получили? Докажите, что это текст. Тип текста. Придумайте заголовок. | Запись текста в тетрадь. Проверка.
Ответы учеников. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ |
Учитель, задает вопросы и предлагает подвести итоги урока. | Учащиеся подводят итоги работы на уроке. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Учитель задает домашнее задание по выбору упр. 67 стр. 38 или составить предложения с одним существительным, используя все падежи. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |