Анализ УМК по русскому языку в начальной школе
статья по русскому языку

Ашомка Виктория Андреевна

Анализ УМК по русскому языку на возможность формирования орфографического навыка у обучающихся младших классов посредством решения орфографических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ УМК по русскому языку на возможность формирования орфографического навыка у обучающихся младших классов посредством решения орфографических задач.

Подготовила:

Ашомка В.А.,

учитель начальных классов

В рамках исследования проведен анализ следующих УМК по русскому языку на возможность формирования орфографического навыка у обучающихся младших классов посредством решения орфографических задач:

1) УМК Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой [19];

2) УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого [22];

3) УМК А.В. Поляковой [38];

4) УМК Т.Г. Рамзаевой [42].

В УМК Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой в 1 – 2 классах вводится понятие орфограммы, обучающиеся учатся различать букву и звук, распознавать такие случаи, в которых написание буквы с помощью произношения не идентифицируется. Далее изучаются орфограммы, связанные с правописанием безударной гласной в корне слова, гласной в приставках, правописание гласных и, а и у после шипящих, звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых и удвоенных согласных. В 3 классе начинается повторение ранее изученных орфограмм, но, кроме того, учащиеся знакомятся с новыми орфограммами: с орфограммами, которые связаны с правописанием гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных, с правописанием не с различными частями речи, корней бир-бер, мир-мер, тир-тер, с правописанием тся и ться в глаголах, глагольных суффиксов, стоящих перед л в глаголах прошедшего времени; также изучаются орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после согласных, суффикса -и- в глаголе, суффиксов -ова, -ева, -ыва, -ива. В 4 классе изучается правописание о и е после шипящих в окончаниях прилагательных, одинарной или сдвоенное н в суффиксах, суффиксов -к- и -ск-.

Следует отметить, что УМК строится по концентрическому принципу подачи программного материала, но если в 3 классе выделена отдельная глава, посвященная орфограммами, то в 4 классе важнейшие орфограммы изучаются уже без отрыва от морфологии, от изучения частей речи.                                         В УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого в 1 – 2 классах изучаются орфограммы, связанные с правописанием и, а и у а после шипящих, безударных гласных в корнях слов, чн, чк, нч, нщ, рщ, обучающиеся знакомятся с правописанием корней и окончаний, безударных окончаний -е и -и в существительных. В 3 – 4 классах орфография изучается совместно с морфологией: отдельные орфограммы соотносятся с частями речи. УМК очень насыщен правилами орфографии, упражнения носят в основном языковой характер, направлены на закрепление правил. В 3 – 4 классе изучается правописание тся и ться в глаголах, мягкого и твердого знаков, изучаются слитное и дефисное написание, а также раздельное написание некоторых частиц. Усвоение учащимися орфографии проблемно-развивающим путем в УМК не предусмотрено: учитель должен самостоятельно выбирать методику преподнесения орфографического правила – либо заставлять его учить и использовать при выполнении упражнений, либо предлагать учащимся самим выводить соответствующее правило из проблемного задания.

В УМК А.В. Поляковой присутствует ряд проблемных заданий по формированию орфографических навыков. Раздел «Орфография» в 1 – 3 классах отсутствует, но появляется в 4 классе совместно с разделом «Морфология». Таким образом, орфограммы изучаются только в связи с изучением частей речи.

Орфографический программный материал не является достаточно насыщенным: учащихся знакомят с правописанием гласных и согласных в составе морфем, мягкого и твердого знаков, со слитным, дефисным и раздельным написанием, с переносом слов, с написанием прописной и строчной букв. Вместе с тем изучаются основы орфографической систематизации языка, учащиеся активно используют орфографические словари. Развитие орфографической зоркости предусмотрено как отдельная образовательная и методическая задача. При этом актуализируются опоры на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

В 4 классе изучение орфографии систематизируется обучающиеся изучают орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, твердого и мягкого знаков, а также орфограммы корня, окончаний и приставок, слитное и раздельно написание не с различными частями речи.

Наиболее полно проблему формирования орфографического навыка у обучающихся младших классов посредством решения орфографических задач, на наш взгляд, раскрывает УМК Т.Г. Рамзаевой.

УМК соответствует требованиям ФГОС и отражает данные требования к построению программного материала. Освоение обучающимися орфограмм относится к предметным результатам освоения программного материала по русскому языку.

В 1 – 2 классах УМК предусмотрено изучение орфограмм, связанных с правописанием:

1) и, а и у после шипящих;

2) безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых ударением);

3) чн, чк, нч, нщ, рщ;

4) безударных окончаний -е и -и в существительных.

В 3 – 4 классах в УМК предусмотрено изучение орфограмм, связанных с правописанием:

1) безударных окончаний -е и -и в существительных;

2) букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных;

3) букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

4) мягкого и твердого знаков;

5) тся и ться в глаголах.

Орфографические задачи в УМК в 1 – 2 классах направлены на формирование:

1) умения находить изученные орфограммы в словах;

2) умения правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) умения обосновывать выбор написания;

4) умения находить и исправлять орфографические ошибки.

В 3 – 4 классах в рамках УМК уже формируются:

1) навык нахождения изученных орфограмм в словах и между словами;

2) навык правильного написания слова с изученными орфограммами;

3) навык обоснования выбора написания;

4) навык нахождения и исправления орфографических ошибок;

5) навык правильного написания изученных в 1 – 2 классах слов с непроверяемыми написаниями.

Как видно, предметные результаты различаются только содержанием программного материала (прежде всего, лексического и грамматического). Кроме того, наблюдается последовательность в формировании соответствующих компетенций учащихся (от умения к навыку). Следует отметить, что основы для развития орфографической зоркости у обучающихся закладываются в УМК уже в 1 – 2 классах, но лишь в 3 – 4 классах этот процесс актуализируется и выходит на совершенно новый, навыковый, уровень.

Во всех УМК по русскому языку отмечается последовательность в изучении орфографии, однако орфографические знания далеко не везде системно формируются. УМК в основном насыщены орфографическими упражнениями. Комплекс орфографических задач в действующих УМК представлен слабо.

        Обучение решению орфографических задач – сложная и кропотливая работа, которая подразумевается в усвоении школьниками правонаписания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

анализ работы кабинета английского языка в начальной школе

Данный материал возможен для использования учителем при выполнении функции заведующего кабинетом....

Анализ контрольной работы по математике по русскому языку в начальной школе.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ проводятся среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований ФГОС.Цель работы – выявление умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, во...

Анализ контрольной работы по математике по русскому языку в начальной школе.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ проводятся среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований ФГОС.Цель работы – выявление умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, во...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века)

Рабочая  программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века) рекомендована педагогам начальных классов....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...