Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топкинская основная общеобразовательная школа
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа
Антонова Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ Топкинская ООШ
село Топки, 2017 год
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём, ориентированный на механическое запоминания правописании слов с опорой на комплекс анализаторов, имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.
Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке"
Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный.
Виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями:
- Задания для работы со словарём.
- Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К.
- Выписать слова с Ь в середине слова.
Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии орфографическими особенностями слов. Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными:
билет, диван, газета, компот, сирень, тетрадь, лимон, победа, квадрат. Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а, в другой - с безударной гласной о и т.д.
- Упражнения, способствующие развитию культуры речи.
- Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, шоколад.
- Составьте предложения с данными словами.
- Выборочный диктант.
Выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся "умению различать, опознавать слова с такими написаниями".
Методика выборочного диктанта состоит в том что, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.
- Диктант по картинке.
На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради.
- Диктант по памяти.
Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях.
- Диктант с комментарием.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.
- Диктант с использованием загадок.
Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются "трудные" слова.
Приведём примеры загадок :
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…
Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал. (Карандаш).
От него - здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко).
- Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся.
Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".
- Творческие задания.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо". Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:
1. Внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2. Справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3. Прочитайте слово по слогам и запишите его;
4. Подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
5. Проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;
6. Подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза…"
К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.
Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
О применении мнемотехники при обучении непроверяемым написаниям говорили в своих работах многие учёные.
Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н. Кохичко. В своей работе "Этимология в помощь орфографии" он демонстрирует следующие приёмы для запоминания графического облика отдельных слов:
- гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина);
- стихотворные строки, вида:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали "Петя" -
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Е.И. Никитина говорит о том, что мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда при запоминании написания "трудного" слова нет возможности опереться на сознание ученика.
Существуют попытки построить всю словарно-орфографическую работу с опорой на ассоциативную память ребёнка.
Требования к ассоциативному образу:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству…
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в «наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма».
Как уже было отмечено выше, использование мнемонических приёмов целесообразно лишь в том случае, если нет других способов запоминания слов. «Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи»
Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ.
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.
Наука «этимология» (от греч. "etymon" - "истина" и "logos" - "слово, учение") занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие.
К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии «трудных» слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа актуальна в современной методике преподавания русского языка.
Предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего периода. Относительно просто на основе достижений сравнительно-исторического языкознания проследить историю звукового и морфологического состава слова. Что касается смысловой эволюции, то её часто бывает очень трудно объяснить.
Учёные установили, что русское слово река связано с древним корнем, передававшим идею движения (оно родственно словам рой, реять, ринуться).
Признак, который лёг в основу названия постепенно утрачивает свою образность, "затемняется". Никто уже не помнит, что слово лебедь скрывает в себе представление о белизне и что слово голубь с исторической точки зрения родственно слову жёлтый.
Таким образом, объектом этимологии являются главным образом так называемые "тёмные" слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Затемнение этой связи (деэтимологизация) - следствие исторических изменений формы и значения слов, а также лексических и грамматических систем языка .
Однако большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка - источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица - от стол; дорога, корова, мороз - содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а и т.д.
Чем объясняется, например, различие в написании слов обаяние и обоняние? В первую очередь - различиями в происхождении и историческом морфемном строении. В первом слове ("очарование, притягательная сила") этимологический корень – ба -, который находим в древнем глаголе баять - "говорить" (обаять - "оговорить, околдовать словами") и производных от него (басня, бай-бай, байка). Существительное обоняние ("способность к восприятию запахов") образовано от глагола воняти ("пахнуть"), а значит, при написании слова сохраняет графический облик корня исходного слова вонь ("запах")".
Таким образом, этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания.
Конкретно в задачи этимологического анализа слова входит:
- определение исконного или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой);
- выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности;
- установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло;
- реконструкция его праформы и старого значения.
Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря учащихся. Этот приём может служить прекрасным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к научной и общественно-политической терминологии. Термины относятся к числу наиболее трудных для понимания слов, причиной чему служит их абстрактное значение. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлечённое слово на прочный фундамент предметного представления.
Моя проблема, как учителя начальных классов состоит в том, как организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа.
В соответствии с данной проблемой я:
- Проанализировала учебники по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» автора Чураковой Н.А. для начальной школы;
- экспериментальным путём определила уровень орфографической грамотности младших школьников в словах с непроверяемыми орфограммами;
- разработала систему словарно-орфографической работы в начальной школе на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса в количестве 24 человек.
С целью проверки орфографической грамотности школьникам предлагалось написать контрольный диктант, в который вошли 15 словарных слов из словаря 2 класса. Из 24 учащихся написали диктант без ошибок 0 учеников, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 12 учеников и 8 учеников сделали более от 3-5 ошибок и 4 ученика более 5 ошибок. Общее количество ошибок, допущенных учащимися в диктанте – более 50 ошибок. Среднее количество ошибок в контрольном диктанте, составило 100%. Уровень орфографической грамотности учащихся равен 50%.
В ходе эксперимента класс был поделён на 2 группы по 12 человек.
Первой группе детей давались карточки со словарными словами и этимологическими справками к ним. Дома они должны были прочитать их, посмотреть от какого слова они образовались, запомнить правильное написание словарного слова, путем соотнесения его с проверочным (экспериментальная группа)
Второй группе детей (того же количества) выдавались карточки без этимологических справок слов и предлагалось их запомнить (контрольная группа).
На следующий день все дети писали проверочные работы на тех же листочках с обратной стороны. В диктант вошли те же словарные слова.
- В экспериментальной группе на отлично написали 70% учащихся.
- В контрольной группе на отлично написали 30% учащихся.
Исходя из всего вышесказанного показатель орфографического усвоения «словарных» слов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Это практически доказывает эффективность работы над словарными словами с применением этимологического анализа.
Так как критерием эффективности словарно-орфографической работы является уменьшение количества орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе проходит более эффективно, если в её основе лежит этимологический анализ.
Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
В этом материале рассказывается как разными методами и приёмами можно добиться правильного написания словарных слов....
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.Подготовила: Назарчук Ю.Г Одним из важнейших этапов урока русского языка в на...
Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...