Раздельное написание предлогов со словами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelnoe_napisanie_predlogov_so_slovami.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «А» классе (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 29.04.2022

Тема

Раздельное написание предлогов со словами

Педагогическая цель

Создать условия для осознания и осмысления умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Осознают значимость использования предлогов в предложении; наблюдают изменения смысла сочетания слов при использовании разных предлогов (за книгой, под книгой, перед книгой).

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: создать условия для восприятия предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: создать условия для развития умения использовать приобретённые знания о предлогах в письменной речи.

Коммуникативные: создать условия для формирования умения общаться, определять учебную цель и сотрудничать с одноклассниками для её достижения.

Основные понятия и термины

Предлог, слово, предложение, части речи.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, карточки, учебник русского языка 2 класс, учебная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Сколько нового вокруг мы узнаем скоро!

Нам, ребята, повезло! Учимся мы в школе.

Хоть нам трудно, тяжело в школе всё даётся,

Мы стараемся и скоро мы всего добьёмся!

-Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать рабочие тетради, пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

Пальчиковая гимнастика

Оформление рабочей страницы в тетради

-Проведём пальчиковую гимнастику.

-(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел -

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

-Теперь возьмите правильно ручку, откройте рабочие тетради, запишите число 22 апреля и классная работа.

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

-Ребята, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое написание заглавной буквы в соединении со строчной буквой.

-Посмотрите на первую рабочую строку, что вы видите? (Заглавная буква Г в соединении со строчной буквой к)

Гг

-Пропишите заглавную букву К в соединении со строчной к до конца рабочей строки, обращая внимание на наклон.

-Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги и буквосочетания)

-Назовите их. (га, ги, ге)

-Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге нижнее соединение, во втором – верхнее, в третьем – среднее)

-Пропишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(обобщение изученных словарных слов)

-Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

-Вам необходимо посмотреть на картинку и определить слово, записать его в тетрадь, подчёркивая орфограмму, поставить ударение. После написания вами словарных слов, мы проверим их.

- С новой строчки, с красной строки, с большой буквы в тетради запишите слово Словарь, поставьте двоеточие, после двоеточия писать словарные слова нужно со строчной буквы.

  1. Платок (в слове «платок» ударение падает на второй слог на гласную букву «о», необходимо запомнить непроверяемую гласную «а» в корне слова)
  2. Метро (в слове «метро» ударение падает на второй слог на гласную букву «о», необходимо запомнить непроверяемую гласную «е» в корне слова)
  3. Облако (в слове «облако» ударение падает на первый слог на гласную «о», необходимо запомнить непроверяемые гласные «а» и «о» в корне слова)
  4. Магазин (в слове «магазин» ударение падает на третий слог на гласную «и», необходимо запомнить непроверяемые гласные «а» и «а» в корне слова)
  5. Город (в слове «город» ударение падает на первый слог на гласную «о», необходимо запомнить непроверяемую гласную «о» в корне слова)
  6. Улица (в слове «улица» ударение падает на первый слог на гласную «у», необходимо запомнить непроверяемую гласную «и» в корне слова)

Словарь: платок, метро, облако, магазин, город, улица.

-Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали словарные слова.

-Поднимите руку, кто допустил ошибку в написании словарных слов.

-Отгадайте загадку:

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады,

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех...(апрель)

-Это новое словарное слово. Какая ударная в слове? (в слове апрель ударная гласная «е»)

-Какая гласная безударная? Написание этой буквы надо запомнить.

-Разделите слово на слоги и для переноса.

-Запишите однокоренное слово. (апрельский (день))

Вывод:

-Написание каких слов мы с вами повторили? (Мы повторили написание словарных слов «платок», «метро», «облако», «магазин», «город», «улица.)

-Как называются эти слова? (Эти слова называются словарными)

-Какое новое словарное слово мы изучили? (апрель)

-Какую гласную необходимо запомнить? (в слове «апрель» необходимо запомнить безударную гласную «а»)

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

(на доске записаны в столбик слова)

Выходить...   (дом)

Идти...            (лес)

Говорить...     (брат)

Заботиться...  (щенок)

-Объедините слова.

-Какая часть речи помогла объединить слова? (предлог)

-Для чего служит предлог? (для связи между словами)

-Как пишется с другими словами? (раздельно)

-Спишите, раскрыв скобки.

Актуализирует знания и создаёт проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы учителя, определяют слоги в предложенных словах.

Определение темы и задач урока

(предложения написаны на доске)

Тропинка (с)пускалась (с)горы. Цветы (под)резали (под)корень.

-Объясните написание. (У глаголов предлогов не бывает, поэтому пишем слова слитно. У существительных предлоги есть, поэтому слова пишем раздельно.)

-Назовите тему урока. (раздельное написание предлогов)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

IV.Изучение нового материала (10-15)

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Рассказ учителя

Работа с учебником. (стр. 111 упр. 189)

Предлоги — это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.

Например: в лесу — в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В — это предлог.

- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.

Положите книгу на стол.

Положите карандаш на книгу.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...

-Откройте учебник на странице 111-ой. Обратите внимание на упражнение 189-ое. Прочитайте предложения, спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

-Давайте разберём первое предложение. Береги нос в ... мороз.

-Какое слово подставим? (большой)

-Почему? (потому что подходит по смыслу и это пословица)

-Как будем писать предлог «в»? (раздельно)

-Спишите предложение и подчеркните предлог.

-Прочитайте следующее предложение.

-Какое слово необходимо вставить? (алый)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «на»? (раздельно)

-Спишите предложение и подчеркните предлог.

-Следующее предложение. В ... водице и лягушка певица.

-Какое слово необходимо вставить? (малой)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «в»? (раздельно)

-Спишите предложение и подчеркните предлог.

-Прочитайте следующее предложение.

-Какое слово необходимо вставить? (всякой)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «у»? (раздельно)

-Спишите предложение подчеркните предлог.

-Прочитайте следующее предложение.

-Какое слово необходимо вставить? (четырёх)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «без»? (раздельно)

-Спишите предложение подчеркните предлог.

-Прочитайте следующее предложение.

-Какое слово необходимо вставить? (весь)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «на»? (раздельно)

-Спишите предложение подчеркните предлог.

-Прочитайте следующее предложение.

-Какое слово необходимо вставить? (малой)

-Почему? (потому что подходит по смыслу)

-Как будем писать предлог «от»? (раздельно)

-Спишите предложение подчеркните предлог.

Вывод:

-Что такое предлог? (это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях)

-Для чего необходим предлог? (для указания местонахождения предмета)

-Как пишутся предлоги? (раздельно)

-Как доказать, что предлог пишем отдельно от других слов? (между предлогом и словом можно вставить другое слово )

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Работа с картинкой.

-Посмотрите на картинку на слайде. Назовите предлоги и скажите их значение.

В — положение предмета внутри чего-либо.

НА - предмет находится на поверхности чего-либо.

ОКОЛО – предмет находится рядом с другим предметом.

ЗА – предмет находится сзади другого предмета.

ПЕРЕД – предмет находится впереди другого предмета.

Вывод:

-Какие предлоги существуют? Что они обозначают?

-Как узнать что перед нами предлог?(подставить слово)

Организует работу с предлогами и их лексическим значением, организует работу со словами, подводит обучающихся к выводам

Смотрят на картинку на слайде, называют предлоги на картинке, определяют их лексическое значение

Работа с учебником. (стр. 112 упр. 191)

-Откройте учебник на странице 112-ой. Обратите внимание на упражнение 191-ое. Прочитайте и запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните слова.

-Разберём первое сочетание слов. Шёл по узкой тропинке.

-Назовите глагол. (шёл)

-Назовите имя существительное. (тропинке)

-Назовите имя прилагательное? (узкой)

-Какой предлог в этом сочетании слов? (по)

-Спишите и подчеркните предлог «по».

-Самостоятельно продолжите выполнение задания.

Вывод:

-Что такое предлог? (это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях)

-Как пишутся предлоги? (раздельно)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

 Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперёд)

 Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

 Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

 Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

 И открыли! (разомкнуть руки)

Проводит профилактику утомления у детей.

Выполняют движения повторяя за учителем; проводят профилактику утомления.

V.Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Работа с учебником (стр. 111 упр. 187)

-Прочитайте предложения. Как вы считаете, это текст? (да)

-Почему? (потому что предложения связаны по смыслу)

-О ком говорится в тексте? (в тексте говорится о бельчонке и лисице)

-Озаглавьте текст. (бельчонок и лисица)

-Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

 Вывод:

-Какие предлоги вы выписали?

-Как узнать, что перед нами предлог?

-Как пишутся предлоги?

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.

Демонстрируют достижение планируемых результатов обучения.

Работа с карточками.

-У вас на столах лежат карточки. Самостоятельно составьте и спишите предложения из данных слов, правильно подбирая предлоги.

Пастух, стадо, пасёт (у, в) речке. Ребята, (у, в) реке, купаются. Кошка (с, из) комнаты, выскочила. Галка (с, на) крыши, сарая, слетела. Дым, идёт (с, из) трубы. Бабушка (с, из) Киева, приехала.

-Назовите существительные с предлогами.

Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением  самостоятельной работы, следит за дисциплиной  в классе.

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по карточкам.

VI.Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщённых понятий.

Обобщающая беседа

- Итак, скажите, что нового мы узнали сегодня на уроке? (что такое предлог, как он пишется, для чего необходим)

-Что такое предлог? (это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях)

-Как пишутся предлоги? (раздельно)

-Для чего необходим предлог? (для указания местонахождения предмета)

-Как доказать, что предлог пишем отдельно от других слов? (между предлогом и словом можно вставить другое слово)

Задаёт вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока

Рефлексия

- Какие трудности сегодня на уроке вы испытывали?

- Что больше всего вам сегодня понравилось?

-Ребята если сегодняшний урок у вас не вызвал затруднений, покажите мне открытую ладошку, а если вы испытывали какие-либо затруднения, то сожмите кулачок

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельное написание предлогов со словами в предложении. 2 класс

Открытый урок во 2 классе. УМК "Школа России"....

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Раздельное написание предлогов со словами

Проблема. Какая часть речи помогает объединять слова?Цель: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.Знания: узнают об употреблении предлога только с именами существит...

Раздельное написание предлогов со словами. Опасности леса: ядовитые растения.

Урок русского языка с интеграцией окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" с использованием ЭОР....

Раздельное написание предлогов со словами

Конспект урока русского языка во 2 классе   УМК "Школа 2100"...