Урок русского языка во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 11.05.2022 г. |
Тема | Обобщение изученного материала. Части речи. |
Педагогическая цель | Обобщить знания учащихся о частях речи; совершенствовать умение употреблять и находить части речи в тексте; формировать орфографическую зоркость учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся, память; прививать интерес к изучаемому предмету. |
Тип урока | Обобщение изученного материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Закрепить знания и умения различать части речи; использовать специальную терминологию при их определении; находить нужные части речи в тексте. |
Личностные результаты | Развивать интерес к изучению частей речи; развивать и пополнять свой словарный запас; формулировать и высказывать собственное мнение. |
Универсальные учебные действия (мета предметные) | Познавательные: Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать учителя и мысли других учащихся. Регулятивные: Работать по предложенному учителем плану; умение наблюдать; высказывать свои предположение, мысли. Личностные: Самооценка учащихся на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия и термины | Части речи: существительное, прилагательное, местоимение, предлог, глагол. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Карточки со словами; м\м презентация (текст для речевой разминки, задания). Учебник |
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока; актуализация субъективного опыта учащихся.
| Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности | Здравствуйте, ребята!
-Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
- Проверьте все ли готовы к уроку. | Приветствует учащихся. Настраивает учеников на урок. Проводит проверку рабочего места. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо. | Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради | - А сейчас выполним пальчиковую гимнастику:
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
-Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Сейчас мы с вами проведем минутку чистописания. Откройте свои тетради и отступив от предыдущей работы напишите число «Классная работа». - Повторите стихотворение, как правильно сидеть. - Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной буквы Р р в верхнем соединении (учитель обращает внимание на типичные ошибки, которые допускают дети) - Напишите их до конца строки. - А теперь прочитайте буквосочетания и скажите, какой способ соединения букв нужно применять на письме: Ре, ра, Ру, ри, Ры, ро. - Запишите эти слоги в тетрадь правильно соединяя буквы до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
Словарная работа (обобщение изученного | - С начала строки запишите «Словарь» (Словарь: ветер, рисунок, ягода, яблоко, шел, товарищ)
-Сл.1 Он гуляет на просторе И волнует сине море, Он быстрее всех на свете! Озорник веселый…(Ветер)
-Сл.2 Линии, штрихи и пятна Образуют всем понятный Образ на листе бумаги: Люди, корабли и флаги. Изображение задумок Называется... (Рисунок) -Сл.3 Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети. (Ягода)
-Сл.4 Белым цветёт, Зелёным висит, Красным падает. (Яблоко)
-Сл.5 Идет по лесу дед Мороз Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, … (шел) по лесу восемь дней
-Сл.6 … (товарищ) твой просит украдкой Ответ списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу.
- Составьте предложение со словом товарищ и запишите его: верный товарищ не бросит друга в беде (один человек выходит и выполняет орфографический разбор, второй разбор по членам предложения) | Показывает на м\м презентации загадки. Ответ загадки является словарным словом. | Проводит словарный диктант. Осуществляет проверку. |
III. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока; | Введение в тему урока. | - Сейчас на доске у вас есть слова, а вам надо разделить их по столбцам: Сущ. | Прил. | Глаг. | Мест. | Пред. |
По веселый помогать верить розы Дружба к ты дружные ждать море Мы сила его они с Бежать под любимый яркий я цветочный
- Что сейчас мы повторили? (части речи) - Назовите признаки каждой части речи. | Подготовка к формированию темы урока в ходе работы над распределением частей речи. | Определяют тему урока в ходе работы над распределение частей речи. |
IV. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока;
| Определение темы и задач урока | - Ребята кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня мы с вами на уроке обобщим знания о частях речи. -Определим задачи урока: - Называть признаки частей речи; - Различать части между собой по их признакам - Находить их в тексте. | Подготовка к самостоятельным выводам по теме и задачам урока | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
| Выполнение упражнения (ст. 122 упр. 214) | -Откройте учебники на странице 122 и прочитайте упражнение 214 про себя (читают текст) Сидели свиристели и свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит. Приятной такой свиристелькой.
- Теперь прочитайте в слух, только читать нужно четко и выразительно. - Почему птицы свиристель, кукушка, кряква так названы? - Спишите текст. - Подчеркните глаголы во всем тексте. - В первом предложении укажите над словами части речи. - Выберите любой глагол и расскажите о нем по плану: 1. На какой вопрос отвечает? 2. Что он обозначает? 3. В форме какого числа он употребляется? | Следит за выполнением упражнения. В случае необходимости корректирует ответы детей. | Читают текст и выполняют задания по тексту. |
Выполнение упражнения (ст. 123 упр. 215) | - Следующее упражнение 215. Прочитайте стихотворение про себя. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: - Лучше нет родного края! П. Воронько
- Прочитайте стихотворение выразительно в слух. - Почему журавль дал такой ответ? Согласны ли вы с ним? - Спишите стихотворение. - Найдите местоимения. По каким признакам вы их определили? | Следит за выполнением упражнения. В случае необходимости корректирует ответы детей.
| Читают текст и выполняют задания по тексту. |
Физкультминутка
| - Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув в лево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень.. | Производит показ движений и следит за выполнением учащихся. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. |
Дидактическая игра. | - И напоследок мы проверим, как вы владеете частями речи. Сейчас я буду говорить слово, вы будите называть его часть речи и переводить в другую часть речи - Море (сущ.) – морской (прил.) - К (пред.) - Бегать (глаг.) – бег (сущ.) – бегущий (прил.) - Они (мест.) - Стеклянная (прил.) – стекло (сущ.) - Мы (мест.) - Под (пред.) - Любить (глаг.) – любимый (прил.) – любовь (сущ.) | Объясняет правила дидактической игры. Проводит игу на закрепление частей речи. | Слушают правила игры. Называют части речи сказанных слов и по возможности производят перевод из одной части речи в другую. |
У1. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа. | - Какие части речи мы сегодня повторили? - Назовите признаки: Существительного? Прилагательного? Глагола? Предлога? Местоимения? | Провидит закрепление знаний у детей, беседа с классом. | Отвечают на вопросы учителя, ведут с ним беседу. |
Рефлексия | - Покажите мне открытую ладошку, если вам все было понятно, закрытую ладошку, если что-то было не понятно и кулачок, если вам урок не понравился. | Проводит рефлексию по итогу урока | Отвечают на вопрос учителя. |
Домашнее задание | - Выполнить тест | Задает домашнее задание на доске | Записывают домашнее задание в дневник |