Конспект урока по русскому языку по теме :"Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мандрикова Надежда Владимировна

Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_prilag.docx 31.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ

ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

в единственном числе (закрепление)

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Цели:

 развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами;

 дальнейшее освоение языка в его историческом развитии.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

I.  Наш урок начнём со словарной работы.

«В мире слов» (повторение слов с изученными орфограммами)

У детей карточки №1

 Они выполняют задание – вставляют пропущенные буквы.

   Загадоч?ный гор…д

   У устья Невы.

   Его охр…няют

   Гр…вастые львы.

   Н…ва  св…и воды уносит в залив.

   А вет…р играет к…лечк…… гри…

   И, словно из ска…ки, на добр…. к…не

   Сам Пётр выезжает навстречу Н…ве.

   (Взаимопроверка в парах)

 Фронтальная работа

- На какие орфограммы вам встретились слова?

- Написание каких слов у вас вызвало затруднение?

- Найдите в тексте имена прилагательные. (загадочный, гривастые, добром)

  1) Определение рода, числа и падежа имён прилагательных.

  2)Разбор по составу прилагательного добром.

  3) – По количеству звуков и букв какое из прилагательных лишнее?

       Почему? ( Лишнее прилагательное гривастые, в нём количество звуков больше, чем букв, а в остальных прилагательных равное количество звуков и букв.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Формулирование проблемы.

 

 II. Сформулируйте цель урока и разработайте его план, если известно, что на уроке предстоит работать с текстами.

 (Цель: учиться писать букву гласного в падежных окончаниях прилагательных.)

– Давайте составим план урока.

План:

1. Находить в тексте имена прилагательные.

2. Писать букву в окончании прилагательного.

3. Обозначать орфограмму.

4. Объяснять написание.

5. Проверять написанное.

. Прочитайте тему сегодняшнего урока.

«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе»

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Физминутка (повторяем движения за мальчиком из видеоклипа).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений.

IV. Закрепление и осмысление.

III. Работа в тетради.

- Минутка чистописания.

  На доске ая  яя  ую  юю  ого   его  ым  им

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти сочетания букв?

( Варианты окончаний прилагательных)

Работа со стендом: «Учись учиться».

 - Склонение прилагательных разделяется на твёрдое и мягкое. Согласны?

 - Кто вспомнит, какие прилагательные относятся к твёрдому склонению?

   ( Ответы детей: прилагательные с основой на твердый согласный).

 - Какие прилагательные относим к мягкому склонению?

   ( Прилагательные с основой на мягкий согласный).

   ( На доске открывается плакат с вариантами окончаний прилагательных).

   Варианты гласных в окончаниях прилагательных.

 

  Какой?     -ой,   -ый,   -ий      - м. р.  И.п.

  Какую?   - ую,   -юю 

  Какого?   -ого,   -его

  Каким?    -ым,    -им

 - Почему в этой таблице первая строка выделена особо?

 ( Ответы детей:  так как прилагательные в м.р. в И.п. имеют три варианта окончаний).

 - Кто объяснит, почему записан такой вариант окончаний?

              ая – яя ( - ая   -тв.скл.,     -яя     -мяг. скл.)

                ую – юю ( - ую   - тв. скл.,    -юю    -мяг. скл.)

                ого -  его ( -ого    - тв. скл.,     - его     - мяг. скл.)

                ым   - им   ( -ым    - тв. скл.,       -им       - мяг. скл.)

    Физминутка (повторяем движения за героями видеоклипа « Самолёт»)

 -Переходим к закреплению. (Слайд)

 1)   у Зимн…    дворца

    к Летн…    саду

    Зимн…       канавка

    на скачущ…  коне

    строг…   силуэтом

    больш…  города

    свеж…   утро

от этого словосочетания перейти к «Алгоритму»:

 - Ставим вопрос от существительного к прилагательному:

 - утро какое?

 - ударное окончание вопроса  -ое.

 - основа  какая? (твёрдая), значит по нашим правилам должны писать букву   -о,

   а пишем букву  , потому, что в дальнейшем вы узнаете такое правило ( орфограмму):

    ( открываю орфограмму)

   !!!  « В окончаниях имён прилагательных после шипящих  под ударением пишется

          Буква  «о», без ударения – буква  «е».

  2)- А теперь давайте отдохнём.

  Поработаем над значением слова.

  « Объясни значение слова»

        свежее утро  (прохладное)

        свежий хлеб  (мягкий)

        свежая рубашка  (чистая)

        свежая газета  (новая)

 - Как вы думаете, эти слова одной и той же части речи?

 - А корень у них по написанию одинаковый?

 - Как вы считаете, эти слова имеют одинаковое смысловое значение?

 - Являются ли они однокоренными?

 ( Нет, так как имеют разное лексическое значение).

     

3). Работа проводится в группах. Ученики сами свободно формируют группы по четыре человека.

 Упр. 220 – развивается умение писать безударные падежные окончания имён прилагательных, объяснять написание с опорой на алгоритм.

Работа проводится как письмо по памяти.

Ученики распределяют, кто какое четверостишие заучивает и пишет по памяти.

Взаимопроверка в группе по учебнику.

Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку вы бы себе поставили?

 Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

4) Развитие речи.

(Дети получают карточки с деформированными предложениями. (карт.№2)

Самостоятельно выполняют задание.

      Взошло над  ________ лесом солнце.  ________    _________    скатертью покрылась и отдыхает земля. По краю полянки идёт с охоты  _________     _________  лис. Лапка за лапкой вьются за ним _________  следы.  Вот хрустнула  _________  ветка. Слушает лис, не запищит ли под кочкой в  _________  норке мышь. Вот прилетела стайка клестов. Она разместилась на верхушке  _________  ели.  Вылетели из  __________    __________   снега тетерева. Всё подмечает  _________   лис.

     Слова для справок: зимний, осторожный, чистый, маленький, белый, рыжий, хитрый, старый, мёрзлый, красивый, пушистый, могучий, глубокий, сухой.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы  отвечает?
  3. С какой частью речи согласуется?
  4. Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
  5. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного?
  6. С какой новой орфограммой мы познакомились?

Оцените свою деятельность на уроке:

– Достигли ли цели? Что вызвало затруднение?

– Что было наиболее интересным?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 7, с. 57.

2. Подготовиться к сочинению (упр. 229). Записать имена прилагательные, принести любимую игрушку.

 © ООО «Баласс», 2015                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи"

Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.Воспитание инт...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...