Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока по русскому языку на тему: « Разделительный мягкий знак»
Выполнила студентка 23 группы
Кузнецова Анастасия Николаевна
Методист: Наумова Наталия Владимировна
САРАТОВ 2020
Цель: Создание условий для знакомства обучающихся с разделительным мягким знаком
Задачи:
Образовательная: Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Развивающая: Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке.
.Мотивационный этап
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание.
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
- Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
- Запишите по образцу…
- Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
- Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
- ( она не обозначает звука)
- Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
- Указывает на мягкость предшествующего согласного
- Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные,
2.слова с ь знаком в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
- (Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации. (групповая работа).
Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)
- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
Деньки вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи
(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
– Составим план урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, для чего он необходим.
1.Наблюдение над словами
– Прочитайте пары слов:
– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)
Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.
Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)
Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?
(Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
2.Звуко-буквенный анализ
Сравните написание и произношение первой пары слов.
-Какой буквой они различаются? (ь)
-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?
-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)
-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)
Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
Вывод
Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.
3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.
я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.
-Какие правила работы в группе вы должны помнить?
- Помогать друг другу
- Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
- Говорить тихим голосом
- Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
- Отвечать за успехи каждого
- Умей слушать других.
Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.
а) прочитай слова
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось? . Слайд.
- Что дала проверка?
- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие.
3. Работа с правилом.
Чтение правила в рамке после упр. 200.
Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)
- А за какими буквами прячется этот звук?
- Как подчеркиваем?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
V. Первичное закрепление
Запишите слова во мн. числе
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)
Устно составьте предложение с любым словом
Физминутка
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.
день |
| показатель мягкости |
| сильнее |
здесь | воробьи | |||
бьёт | Ь | веселье | ||
вьют | разделительный | колосья | ||
зорька | стоять |
- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).
Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).
VII. Сам. работа с самопроверкой
Тест.
Проверка по эталону.
Самооценка.
VIII. Итог урока.
Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о Ь знаке?
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
IX. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й класс
Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й классЗадачи:· Образовательные: o формирование умения распоз...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...