Конспект урока «Создание текста-миниатюры описательного характера».
план-конспект урока по русскому языку

Якубова Любовь Юрьевна

Цель: учить создавать собственный текст-описание в жанре зарисовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Создание текста-миниатюры описательного характера».

Цель: учить создавать собственный текст-описание в жанре зарисовки.

Задачи:

1) научить планировать и выражать собственные мысли;

2) научить использовать разнообразные языковые средства при описании;

3) развивать активный словарь ребенка;

4) воспитывать уважительное отношение к красоте родной природы.

Оборудование: список слов на доске, тексты стихотворений, аудиозапись музыкального фрагмента Вивальди «Весна».

Ход урока.

1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем учиться создавать небольшой текст (зарисовку) описательного типа.

2. Подготовительная работа.

Учащиеся слушают музыку Вивальди «Весна».

- С каким временем года ассоциируется у вас эта музыка? (С весной.)

- Какое настроение у вас возникло? (Радостное.) Нравится ли вам это время года? Чем? (Скоро будет тепло.)

- Какие чудесные превращения происходят весной в природе? (Тает снег, появляется зеленая травка.)

- Послушайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева и ответьте, чему именно посвятил стихи поэт.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед…»

- О каком весеннем явлении идет речь в стихотворении? (О ручьях.) Как названы весенние ручейки в стихотворении? (Гонцы.)

- Подберите близкие по значению слова к слову гонцы. (Вестники и т. д.)

- Почему автор так называет ручейки? О чем может рассказать весенний ручеек? (Как и из чего он образовался, какое у него настроение и т. д.)

- Какими словами описаны действия ручейков? (Бегут, будят, блещут, гласят.) Как называется этот прием? (Сравнение с живыми объектами.) Этот прием часто используется в стихотворениях.

- Что будят ручейки? Зачем? (Они будят сонный берег реки.)

- Послушайте стихотворение О. Высоцкой. Оно тоже о весенних ручьях. Подумайте, какие особые слова для описания ручейков нашла О. Высоцкая.

…И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и журчит…

- Какими словами описываются ручейки? (Лучистый, серебристый.) Какими словами описываются действия весеннего ручейка? (Сверкает.)

- Почему ручей назван разговорчивым? (Он издает звуки.)

- Почему сказано, что ручей звонко льется! (Он издает веселые звуки.)

- Кто видел весенние ручейки? Какие чувства вызывал у вас весенний ручеек? Почему? (Радости, так как зима кончилась.)

- Какими словами мы сами можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Ручеек веселый, красивый.) Какими еще словами вы могли бы описать весенний ручеек?

В итоге беседы на одной половине доски появляется список слов и выражений, которые могут быть использованы при описании ручейка: лучистый, серебристый, весенний ручеек, журчит, гонцы молодой весны, вестники, разговорчивый ручеек и т. д.; а на другой половине - слова, выражающие чувства, настроения: приятно смотреть, красивый ручеек и т. д.

3. Создание речевой ситуации.

- Закройте глаза, представьте, что ярко светит солнышко, слышно пение птиц, журчат веселые ручейки, которые бегут и поют о чем-то…Сейчас, наверное, каждый из вас вспомнил тот ручеек, который видел сегодня утром или раньше. Опишите его, а потом мы сравним разные описания одного. Не забудьте, что вы должны выразить свое отношение к ручейку, свое настроение.

4. Написание лирической миниатюры.

- Откройте тетради, запишите число, название. Помните, что в некоторых словах вместо букв, в написании которых вы сомневаетесь, можно оставлять пропуски. Отмечайте пропуски точками. Можно пользоваться орфографическим словарем.

5. Самопроверка.

- Напоминаю вам порядок проверки. Сначала прочитайте свою миниатюру так, как будто вы — читатели этого рассказа и видите его

впервые. Все ли понятно? Удалось ли описать словами весенний ручеек? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, связаны ли мысли между собой. Второй раз прочитайте как редактор. Решите, верно ли построены предложения, правильно и точно ли выбраны слова, нет ли назойливых повторений. Теперь проверьте  текст как учитель: исправьте орфографические ошибки, проверьте, правильно ли поставлены знаки препинания.

6. Подведение итогов урока и рекомендации для самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс...

Конспект урока русского языка. Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера"

Конспект урока русского языка.  Сочинение по теме "Создание текстов изобразительного характера" 3 класс...

Конспект урока по развитию речи по теме: Сочинение описательного характера "БЕЛКА"

Данный материал предназначен для обучения детей с нарушением слуха...

Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин"

Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин" 2 класс "Школа России"...

Конспект урока по логопедии "Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана"

Конспект урока согласно ФГОС для детей первого класса коррекционной школы...

Конспект урока "Создание анимированной открытки в среде программирования Scratch."

Создание анимированной открытки в среде программирования Scratch....