Презентация + Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Меркурьева София Романовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykk.docx32.14 КБ
Файл prezent.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Цель: формирование умения составления рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

 

Задачи:

Образовательные: учить составлять описательный рассказ по картине с опорой на план, составлять план, а также грамотно излагать свои мысли.

Развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, психические процессы - воображение (составление сочинения), произвольное внимание, логическое мышление (следование плану сочинения).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любви к ней и к русскому языку.

Тип урока – урок развития речи

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1.Учить осмысливать содержание картины.

2. Совершенствование умения подбирать необходимые для описания и повествования слова.

3. Совершенствование умения собирать рабочие материалы к сочинению.

Познавательные:

1.Познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство».

2. Расширить знания о зиме, её признаках.

Коммуникативные:

1. Организация атмосферы доброжелательности и комфорта на уроке.

2. Развивать устную и письменную речи обучающихся.

3. Внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины,

- обогащать словарь детей новой лексикой.

2. Личностные

- развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение,

- искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

3. Метапредметные:

- способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов,

- воспитывать любовь к природе.

Ресурсы:

1. Основные – УМК «Школа России» - методические рекомендации и учебник по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г.)

2. Дополнительные –презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку – ручку, тетрадь и учебник.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, наш урок начинается.

Приветствие.

Наведение порядка на рабочем месте.

К1

II. Подготовка к сочинению

1. Сообщение темы и целей урока

2. Краткий рассказ о художнике

3. Беседа по содержанию картины

На слайде картины первого снега

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

             (И. Никитин)

- О каком времени года идет речь?

 - Назовите зимние месяцы.

- Какие цвета зимы отметил поэт?

- Почему поэт говорит, о том, что снег разноцветный?

- Какой вы видите зиму, слушая стихотворение, которое я прочитала?

- Мы увидели, как поэт «раскрасил» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. Мы с вами сегодня познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.

Сергей Андреевич Тутунов– живописец, автор картин бытового жанра, портретов.

Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе. В 1988 у Сергея Андреевича состоялась первая выставка в Москве.

В современное время картины художника находятся в Третьяковской галерее в Москве, и во многих музеях России.

- Рассмотрим картину. Какие краски здесь преобладают?

- Какие у вас возникают впечатления от представленной картины?

- Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова.

Как вы думаете, в чем ее своеобразие?

- Верно, молодцы. А сейчас я проверю ваши знания по ИЗО, знаете ли вы жанры живописи?

Игра «Доскажи словечко»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная лавина,

Или поле и шалаш —

Обязательно картина

Называется — …

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это — ….

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется — …

- Откройте стр. 85 вашего учебника, посмотрите внимательно, и определите что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?

Слушают стихотворение и смотрят картины.

Зима.

Декабрь, январь, февраль.

- Белый, разноцветный.

- Блестит от солнца разными красками, переливается.

Выпал первый снег после дождя, воздух стал легким, потому что светлое и чистое небо, морозная зима (замёрзла река), снег уже лежит полотном, блестит от солнца.

- Светлые, приглушённые, навевающие умиротворение..

- Эта картина необычная, сказочная, первый снег как белоснежное чудо..

Пейзаж.

Натюрморт.

Портрет.

Пейзаж.

Р1

Р2

П1

П2

К1

К2

К3

III. Динамическая пауза

Здравствуй Зимушка-зима!(машем руками)

Что в подарок принесла?(разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,(проводим рукой по другой руке)

Иней серебристый(тянемся пальчиками вверх)

Лыжи, санки и коньки,(разминаем кисти рук)

И на ёлке огоньки!(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

К1

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа по содержанию картины

2. Лексико-стилистическая подготовка

3. Работа над планом

- Итак, возвращаемся к картине, мы с вами определили, что это пейзаж.

- Посмотрите внимательно, где происходит действие картины?

- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?

- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А художник назвал ее  «Зима пришла. Детство». Как вы думаете  почему?

- Что же изображено на картине, давайте представим это в таблице.

Что изображено

Опорные слова

Мальчик

маленький

Время

ранним утром

Зима

волшебная, праздничная

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные.

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом.

Земля, забор

Все белым-бело.

Снег, устилающий землю, лег на землю первый снег

Воздух

чистый, свежий

Настроение

радостное, праздничное, восторженное

- Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Но чтобы получился рассказ, мы должны составить план.

- В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

  • Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).
  • О чем скажем в основной части? (опишем героя).
  • Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

- Я предлагаю вам такой план сочинения.

1. Художник и  картина.

2. Мальчик у окна.

3. Зима.

4. Мое отношение к картине.

- Вспомним части текста:

1. Вступление. (1-2 предложения)

Я смотрю на картину «Зима пришла. Детство»…

Передо мной картина художника С.А. Тутунова..

На картине….

2. Основная часть. (Описание картины)

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения.Твоё отношение к картине).

У меня возникает ощущение радости (счастья, праздника), когда я смотрю на эту картину…

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега…

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег…

- В доме, возле окна.

- На переднем плане автор изобразил мальчика, который задумчиво стоит возле окна и смотрит на белый, пушистый снег за окном.

В центральной части картины расположено большое окно, которое скоро вот-вот покроется инеем от мороза.

На заднем плане картины изображена погода за окном – выпал первый снег. Деревья, которые ещё не успели сбросить последнюю листву, покрылись пушистым, словно шерсть, белым снегом.

- Ранняя зима, потому что выпал самый первый снег, морозец ещё не ударил, не все листья успели опасть.

Ответы детей.

- Потому что снег ассоциируется с приходом зимы, а «детство», потому что перед окном стоит маленький мальчик.

Р1

Р2

Р3

П2

К2

К3

V.Письмо сочинения

1. Самостоятельная работа обучающихся

2. Помощь учителем нуждающимся

3. Самопроверка написанного текста

- Открываем тетради, записывает число, и в центре под числом - упр. 177.

Выделите красную строку - отсюда и начинаем писать.

- Пишем сочинение, и не списываем у соседа, а я посмотрю, какие же вы писатели.

- Кто написал, проверяет своё сочинение на наличие ошибок.

Письмо сочинения.

К2

Р1

VI. Итог урока

- Какие мысли/чувства возникли у вас при рассматривании картины? Почему?

- Понравилось ли вам путешествие в картину?

- Кто нам хочет представить своё сочинение у доски?

Ответы детей.

Чтение сочинений.

Р2

К3

VII.Рефлексия

- Ребята, кому понравился урок, покажите распахную ладошку, а кому не понравился – кулачек.

- Спасибо за урок, до свидания.

К3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Андреевич Тутунов – живописец, автор картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в художественной школе. В современное время картины художника находятся в Третьяковской галерее в Москве, и во многих музеях России.

Слайд 4

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная лавина, Или поле и шалаш — Обязательно картина Называется — … Пейзаж

Слайд 5

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это — …. Натюрморт

Слайд 6

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется — … Портрет

Слайд 8

Что изображено Опорные слова Мальчик маленький Время ранним утром Зима волшебная, праздничная Снег пушистый и мохнатый снег, навевающий волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные. Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви. П окрыты снегом. Земля, забор Все белым-бело. Снег, устилающий землю, лег на землю первый снег Воздух чистый, свежий Настроение радостное, праздничное, восторженное

Слайд 9

«Как составить рассказ по картине ?» 1. Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине ). 2. О чем скажем в основной части? (опишем героя ). 3. Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина ).

Слайд 10

1. Вступление. (1-2 предложения) Я смотрю на картину «Зима пришла. Детство»… Передо мной картина художника С.А. Тутунова .. На картине…. 2. Основная часть. (Описание природы в картине, героя) 3 . Заключение. (1-2 предложения). У меня возникает ощущение радости (счастья, праздника), когда я смотрю на эту картину… Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега… Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Именительный падеж.

Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация

Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...

Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".

Тема урока :Закрепление пройденного материала  по теме "Имя существительное". С презентацией....