Урок по русскому языку на тему «Мягкий разделительный знак»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок по русскому языку на тему «Мягкий разделительный знак» содержит конспект занятия и презентацию.
Урок разработан по русскому языку для обучающихся 1 класса по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_razdelitelnyy_znak.doc | 148.5 КБ |
razdelitelnyy_myagkiy_znak_1.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект учебного занятия с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск, МОУ «СОШ № 16»
Учитель Попкова Анна Владимировна
Дата: декабрь 2010г.
Класс: 1
Тема учебного занятия: «Мягкий разделительный знак»
Продолжительность учебного занятия: 35 минут
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели и задачи учебного занятия:
Образовательные:
Создать условия для знакомства с разделительными свойствами мягкого знака.
Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке.
Показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука.
Развивающие:
Развивать мышление, слух, память.
Формировать потребности писать грамотно, формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, формирование навыков сотрудничества.
Расширение знаний о родном языке.
Содействовать развитию речи, творческих способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение дружить, милосердие.
Воспитание учебной активности, интереса к чтению и желания читать.
Умение работать в коллективе.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор
Этапы урока:
I. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Работа над новым материалом.
4. Звуко-буквенный анализ.
5. Работа в прописи.
6. Физкультминутка.
7. Лингвистические задания.
8. Самостоятельная работа.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание.
Ход учебного занятия.
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
1. Организация начала урока. | 2 мин. | Подготовка учащихся к работе. | организация внимания и внутренней готовности | умение организоваться | словесный | фронтальный | Презентация Power Point Слайды № 1, 2,3. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
- Здравствуйте ребята. Мы начинаем урок. Все ли готовы к уроку? Стук в дверь. - Интересно, кто это к нам пришел на урок? Подготовленный ученик переодет в Незнайку. (Незнайка) – Ребята, все говорят, что я был на Луне. Читали в книгах. А на самом деле я даже в космосе то не был!!! Ребята, давайте вместе с вами слетаем в космос? - Приготовьтесь, мы отправляемся в космос. | Дети приветствуют учителя. - это Незнайка! - Мы согласны с Незнайкой полететь в космос. | |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
2. Повторение пройденного. | 3 мин. | Выявление уровня знаний по пройденной теме, определение недостатков в знаниях и их ликвидация | Владение навыками грамотного письма. | Умение видеть орфограммы и объяснять их; правильно вставлять в текст мягкий разделительный знак. | метод словесный | коллективная | Презентация Power Point Слайд № 4,5. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
Чтение слов с доски и запись их в тетрадь.
М е л – м е л ь У г о л – у г о л ь Б а н к а – б а н ь к а
|
| |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
3.Усвоение новых знаний | 8 мин. | Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке. | Знать какая буква отделяет согласную букву от гласной. | Уметь своевременно вести записи в тетради, работать с учебником. | словесный (объяснение, беседа, работа с учебником) | коллективная, индивидуальная | Презентация Power Point Слайд № 6 | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
Дружная семья от буквы «А» до буквы «Я» В одной сказочной стране под названием Алфавит жил - был небольшой народец – Буквы. Их всего было тридцать три. Все Буквы могли обозначать звуки, а некоторые даже по два. А вот Буква Ъ знак и его родной брат Ь знак этого делать не могли. Расхвастались гласные и согласные Буквы: «У нас есть сила и талант!» Тут вышла вперёд согласная Буква «Эр». Она сказала: «Мой звук Р». За ней вышли гласные Буквы Е, Ё, Ю, Я. Они сказали: «А мы вообще можем иногда обозначать два звука!» И тут все Буквы накинулись на бедных братьев Ъ знак и Ь знак. Буквы кричали на них, ругали и говорили, что они лентяи и бездари. В своё оправдание братья сказали разбушевавшимся Буквам, что они сейчас всё объяснят и все опять будут друзьями. Но Буквы не хотели их слышать и выгнали братьев из своей страны. Пошли братья Ъ знак и Ь знак, куда глаза глядят. А в это самое время одна девочка, ученица второго класса Маша Воробьёва, писала сочинение. И вдруг на её глазах вместо слова «семья» получилось слово «семя». Предложение стало бессмысленным и нелепым. Вместо слова «съел» получилось слово «сел». Вместо слова «коньки» получилось «конки». А на обложке тетради вместо фамилии Воробьёва появилась фамилия Воробёва! Тут Маша испугалась и заплакала. И все Буквы испугались, они не понимали, что случилось. Но самая храбрая Буква «Ха» сказала: - Мы виноваты, надо срочно искать братьев Ъ знак и Ь знак и попросить у них прощения! Без них мы не можем обойтись: мы совсем запутаемся. Остальные кивали головой, соглашаясь с Буквой «Ха». Тогда Буква «Ха» воскликнула: -Друзья! Подъём! Все на поиски наших братьев! - Ах, как они нам нужны! - закричали согласные. - Ах, как нам без них одиноко,- с грустью промолвили гласные. И Буквы сочинили такую призывную песенку, чтобы найти своих родственников: Объявляем, объявляем, Больше вас не обижаем, Ждёт вас вся семья От буквы А до буквы Я! Отправились Буквы, распевая эту песенку, искать своих братьев. Они нашли их в пенале у Маши Воробьёвой. Ъ знак и Ь знак сидели и грустили. Их успокаивали ручка, карандаш и ластик, повидавшие многое на своём ученическом веку, и…О чудо! Братья услышали песенку и открыли крышку пенала, а тут и Буквы увидели их и кинулись в объятия. Так благополучно закончилась эта сказка. Буквы и сейчас живут в мире и согласии, только нужно их знать, понимать и учить, чтобы правильно писать и говорить, чтобы был красив и понятен наш родной Русский язык! http://readik.ru/str1_34_1_7.php
|
| |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
4. Звуко – буквенный анализ. | 4 мин | Установить, что мягкий знак отделяет согласный звук от гласного. | Выяснить, что после мягкого знака Е Е Ю Я обозначают два звука. | Уметь правильно писать слова с мягким разделительным знаком. | Словесный (беседа), наглядные. | Фронтальная. | Презентация Power Point Слайд № 7, 8 | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
Я в корнях стою, друзья Воробьи, семья, жилье – Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья»
|
на стычке корня и окончания, пишем разделительный ь
друзья [друз’й’а] платье [плат’й’э] жилье [жил’й’о] | |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
5. Работа в прописи. | 4 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий. | Знать форму единственного и множественного числа. | Уметь применять орфограмму, отработать навык грамотного письма. | Практический, самоконтроля. | Индивидуальная, коллективная, групповая. | Презентация Power Point Слайд № 9 | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
|
| |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
6. Лингвистические задания. | 5 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий. | Знать орфограмму о написании ь. | Отработать навык грамотного письма. | Практический, самоконтроля. | Индивидуальная, коллективная, групповая. | Презентация Power Point Слайды № 11, 12. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
|
| |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
7. Самостоятельная работа. . | 6 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий. | Знать орфограмму о написании ь. | Отработать навык грамотного письма. | Практический, самоконтроля. | Индивидуальная. | Презентация Power Point Слайд № 13,14 | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
1 вариант Братя ели варене. 2 вариант Лет силный дожд.
1 вариант Счастье, осенью, редька. 2 вариант Здоровье, колья, банька. |
1 вариант Братья ели варенье. 2 вариант Льет сильный дождь. Р е д ь к а Б а н ь к а | |||||||||||
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы | ||||||
знания | умения | |||||||||||
8. Подведение итогов и информация о домашнем задании. . | 3 мин. | Подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Внимательно слушать, своевременно вести записи в дневнике, делать пометки (если нужно). | словесный | фронтальный | Презентация Power Point Слайд № 15,16,17 | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
1) прописи с.32 2) придумать 10 слов с разделительным мягким знаком: 5 слов – ь смягчает согласную; 5 слов – ь разделяет согласную и гласную буквы. 3) нарисовать рисунок, на котором будет изображен предмет, связанный с мягким знаком. |
|
Приложение к плану-конспекту урока
Ссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОРам:
http://readik.ru/str1_34_1_3.php- картинка разделительного мягкого знака (слайд №1)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%8C&noreask=1&pos=27&rpt=simage&lr=235&img_url=http%3A%2F%2Fstitch.welljob.ru%2Fpattern%2Fimages3%2Fdf.jpg - картинка разделительного мягкого знака (слайд №4)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3106%2Figor-balynin.2%2F0_1e65c_c9a78a5e_XL&pos=0&rpt=simage&lr=235&noreask=1&source=wiz - картинка незнайки (слайд №4)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%8C&noreask=1&pos=19&rpt=simage&lr=235&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fchtenie%2FAlfavit-4.files%2F0030-030-.jpg - картинка разделительного мягкого знака (слайд №5)
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%B0&pos=44&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fpowerclip.ru%2Fuploads%2Fphotos%2F718.jpg - картинка космонавта (слайд №7)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=26&rpt=simage&lr=235&img_url=http%3A%2F%2Fst-fashiony.ru%2Fpic%2Fstyle%2Fpic%2F47831%2F2.jpg - картинка незнайки (слайд №8)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%8F&noreask=1&pos=3&rpt=simage&lr=235&img_url=http%3A%2F%2Fwww.junglewalk.com%2Fanimal-pictures%2F201%2FGoose-2093.jpg - картинка гуся (слайд №9)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2&pos=4&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fmdata.yandex.net%2Fi%3Fpath%3Db1221094604_img_id7512207852873838996.jpg - картинка коньков (слайд №9)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8F&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9%2Fakyla82.5%2F0_5b4d_7905d824_XL - картинка коня (слайд №9)
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BD%D1%8F&pos=78&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fgallery.ykt.ru%2Fgalleries%2Fold%2Fhunters%2F76757s.jpg - картинка пня (слайд №9)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9&pos=6&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-2004-08.photosight.ru%2F03%2F571248.jpg - картинка пней (слайд №9)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=36&lr=235&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Freg-vesti.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2Fneznaika.jpg - картинка незнайки (слайд №10)
http://scorpionse.ucoz.ru/index/kosmos/0-23 - картинка космоса (слайд №11)
http://priroda.inc.ru/animation/ufo/ufo11.shtml - картинки инопланетян (слайд №12, №13, №14)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%8C&pos=14&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F3%2F77%2F769%2F77769793_.png - картинка разделительного мягкого знака (слайд №16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1. Организационный момент. 2. Постановка темы и цели урока. 3. Повторение пройденного. 4. Звуко-буквенный анализ. 5. Работа в прописи. 6. Физкультминутка. 7. Лингвистические задания. 8. Самостоятельная работа. 9. Итог урока. 10. Домашнее задание. 11. Список литературы.
Цели урока создать условия для знакомства с разделительными свойствами мягкого знака; дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке; показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука; развивать слух , память , мышление; формировать потребности писать грамотно , формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; воспитание учебной активности. содействовать развитию речи, творческих способностей детей, интереса к чтению и желания читать.
Что вы знаете о мягком знаке? Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква - … (мягкий знак)
Роль мягкого знака в русском языке М е л – м е л У г о л – у г о л Б а н к а – б а н ь к а Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме. ь ь
тюле н ь жа л ь ле н ь тюле н ь е прилежа н ь е подража н ь я Кто мой сосед?
Звуко-буквенный анализ Какие звуки разделяет мягкий знак? [ Л ’] [ Й ’] Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? солью - [ И’У ] ю
[л’ис’й’а] Орфограмма: на стычке корня и окончания , пишем разделительный ь друзья платье жилье [ друз’й’а ] [ плат’й’э ] [ жил’й’о ]
Работа в прописи Г у с ь К о н ь к и П е н ь к и гуси конь пень
Топай Мишка. Хлопай Мишка. Веселись со мной братишка. Руки вверх , вперед и вниз , Улыбайся и садись. Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише , тише , тише… Деревцо все выше , выше! Физкультминутка
Замените одним словом Приспособление для сидения (скамья) То , без чего птица не улетит (крылья) Верхняя женская одежда (платье) Чистый отвар из мясо (бульон )
Помогите инопланетянам пла лье тья тся вы пью
Самостоятельная работа 1 задание – исправьте ошибки. 1 вариант Братя ели варене . 2 вариант Лет силный дожд . 1 вариант Братья ели варенье. 2 вариант Льет сильный дождь.
2 задание – найди неверное слово. 1 вариант Счастье , осенью , редька. 2 вариант Здоровье , колья , банька. Р е д ь к а Б а н ь к а
Итог урока Вот и подошло к концу наше путешествие. Чему вы научились? Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Какие две роли выполняет при написании ь. Что он показывает? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.)
Домашнее задание 1) прописи с.32 2) придумать 10 слов с разделительным мягким знаком: 5 слов – ь смягчает согласную; 5 слов – ь разделяет согласную и гласную буквы. 3) нарисовать рисунок , на котором будет изображен предмет , связанный с мягким знаком.
Литература Жиренко О.Е. , Обухова Л.А. , Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М: ВАКО.2006г. Горецкий В.Г. , Федосова Н.А. Пропись к «русской азбуке» для 1 класса. – М: «Просвещение».2008г. Гимпель И.А. Азбука от А до Я: Иллюстрированное учебно-методическое пособие. – Минск: Асар.2004г. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению 1 класс. – М: ВАКО. 2006г.
..
..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...
Презентация к уроку по русскому языку на тему Мягкий знак.
Помощь к уроку по русскому языку....
Анализ урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"
Краткий анализ урока русского языка на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"...