Технологическая карта по русскому языку "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Гришина Ольга Борисовна

Технологическая карта урока

 

Учебный предмет

Русский язык

Учебник

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть – М.: Просвещение, 2012

УМК

«Перспектива»

Класс

4

Тема урока

Имя существительное. Повторяем, что знаем.(род, число, падеж, склонение)

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

 

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Коллективная

Индивидуально – дифференцированная

Групповая

 

Книгопечатная продукция:

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть – М.: Просвещение, 2012

Рабочий лист

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор,

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point «Имя прилагательное как часть речи».

 

Методы обучения

Педагогические технологии

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

 

  • Проблемно-диалогическая
  • Информационно-коммуникативная
  • Здоровьесберегающая
  • Обучение в сотрудничестве

 

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, компьютер

Средства наглядности:

Презентация, рабочий лист.

 

Методическая цель

Создание условий для отработки знаний и рефлексии по теме урока, формирование УУД .

Планируемые результаты

Предметные 

 

-  отработать умение определять род, число, склонение, падеж имен существительных;

- обогащать словарный запас учащихся

 

 

Метапредметные

 

Личностные УУД:

- освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; формирование адекватной, позитивной самооценки.

 

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место; умение сохранять учебную цель, в ходе выполнения учебной задачи; умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать свою деятельность; адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.

Познавательные УУД:

- сформировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя;  работать в паре.

 

 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

 Личностные: нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам, готовности к сотрудничеству и дружбе)

Учитель приветствует детей.

- Сегодня на уроке нас ждет очень интересная и важная работа, которую мы постараемся выполнить.

Учащиеся говорят слова:

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Предметные:  повторить признаки имени существительного

Метапредметные (УУД):

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Словарная работа.

(слова записывают под диктовку учителя в тетрадях и на доске в столбик)

Лестница, обед, колесо, тревожный, инженер, каникулы, тетради.

-Объясните орфограммы.

- Какой частью речи являются эти слова? Есть ли лишние слова?

- Укажите (одушев. или неодуш.)

- Определите число.

- Определите род.

- У какого слова нельзя определить род? (каникулы)

Почему? (Правило в рабочем листе:  у имен сущ. мн.ч., которые нельзя поставить в ед.ч. (начальную форму), нельзя определить род и, следовательно, склонение.

 - Определите склонение

 

 

 - Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему.

 - Объяснить число, род, склонение.

- Находят лишнее слово (прилагательное – тревожный)

 

Постановка учебной задачи

Предметные:

Метапредметные (УУД):

познавательные

 

 - Подумайте и сформулируйте тему и цель нашего урока.

 

-Тема нашего урока «Имя существительное. Повторяем, что знаем.(род, число, падеж, склонение)».

Сформулируем цель

- Закреплять умение определять морфологические признаки имен существительных.

Слайд1

- Отрабатывать навыки:

Определять

  • род;
  • число
  • падеж

слайд 2

 

 Отработка умений в знакомой ситуации

 

 

 

 

 

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 

- Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки склонений имен существительных

-Вам нужно обсудить в паре, какой тип склонения будет у имен существительных:

Билет                  улица                  день

Касса                  дорога                 тень

Вокзал                переход               ночь

 

- Можно ли выделить «лишнее» имя сущ. из каждого столбика?

 

Рабочий лист.

Спиши текст, вставляя буквы. Выдели орфограммы. Определи падеж имён существительных.

 

Ст…ят суровые м..розы. Реки и  ...зера одеты плотным л..дяным к..вром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий сне.. спрятались маленькие елочки.

   Но и в суровое время года кипит в л..су жизнь. Сл..ды рассказывают о ней. Под ш..роким кустом н..чевал  за..ц. На п..лянке ныряли в пуш..стый сне.. т..терева. Здесь прошёл  велич..вый лось.

 

 

Работают в парах, по рядам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь и на доске.

  Самостоятельная работа

Предметные: умение распределять имена существительные по группам; решать тестовые задания

 

 Метапредметные (УУД) познавательные регулятивные

Рабочий лист.

Самостоятельное решение теста

Тест.

1. Имя существительное – это часть _______________, которая

обозначает ___________________ и отвечает на вопросы

____________________________ .

2. Укажи имя существительное..

А) зелень Б) зелёная В) зеленеет

3.Укажи существительное 3 склонения.

А) мать Б) меч В) день

4. Выбери словосочетание, в котором существительное стоит в Д.п.

А) вскрикнул от боли;

Б) протекает по равнине;

В) пролетал над речкой

5. Изменяются ли имена существительные по числам?

А) да Б) нет

6. Выбери верное утверждение.

А) Имена существительные бывают трёх родов.

Б) Имена существительные изменяются по родам

7. Укажи строку, в которой все существительные одушевлённые:

А) пароход, лошадь, кино, кнопка;

Б) лес, окно, табун, стекло;

В) белка, лисица, детвора, Снегурочка.

8. Какие слова пишутся с ь знаком?

А) Обруч… плащ…

Б) Рож… вещ…

В) Доч… гараж…

Самостоятельно решают тестовые задания в рабочем листе.

 

 

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия

регулятивные

коммуникативные

  Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

Дети выполняют действия.

 

 

Домашнее задание

 

Повторить правила по теме «Имя существительное»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Учебник

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть – М.: Просвещение, 2012

УМК

«Перспектива»

Класс

4

Тема урока

Имя существительное. Повторяем, что знаем.(род, число, падеж, склонение)

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Коллективная

Индивидуально – дифференцированная

Групповая

Книгопечатная продукция:

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть – М.: Просвещение, 2012

Рабочий лист

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор,

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point «Имя прилагательное как часть речи».

Методы обучения

Педагогические технологии

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

  • Проблемно-диалогическая
  • Информационно-коммуникативная
  • Здоровьесберегающая
  • Обучение в сотрудничестве

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, компьютер

Средства наглядности:

Презентация, рабочий лист.

Методическая цель

Создание условий для отработки знаний и рефлексии по теме урока, формирование УУД .

Планируемые результаты

Предметные  

-  отработать умение определять род, число, склонение, падеж имен существительных;

- обогащать словарный запас учащихся

Метапредметные

Личностные УУД:

- освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; формирование адекватной, позитивной самооценки.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место; умение сохранять учебную цель, в ходе выполнения учебной задачи; умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать свою деятельность; адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.

Познавательные УУД:

- сформировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя;  работать в паре.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

 Личностные: нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам, готовности к сотрудничеству и дружбе)

Учитель приветствует детей.

- Сегодня на уроке нас ждет очень интересная и важная работа, которую мы постараемся выполнить.

Учащиеся говорят слова:

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Актуализация знаний

Предметные:  повторить признаки имени существительного

Метапредметные (УУД):

познавательные 

регулятивные 

коммуникативные

Словарная работа.

(слова записывают под диктовку учителя в тетрадях и на доске в столбик)

Лестница, обед, колесо, тревожный, инженер, каникулы, тетради.

-Объясните орфограммы.

- Какой частью речи являются эти слова? Есть ли лишние слова?

- Укажите (одушев. или неодуш.)

- Определите число.

- Определите род.

- У какого слова нельзя определить род? (каникулы)

Почему? (Правило в рабочем листе:  у имен сущ. мн.ч., которые нельзя поставить в ед.ч. (начальную форму), нельзя определить род и, следовательно, склонение.

 - Определите склонение

 - Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему.

 - Объяснить число, род, склонение.

- Находят лишнее слово (прилагательное – тревожный)

Постановка учебной задачи

Предметные:

Метапредметные (УУД):

познавательные 

 - Подумайте и сформулируйте тему и цель нашего урока.

-Тема нашего урока «Имя существительное. Повторяем, что знаем.(род, число, падеж, склонение)».

Сформулируем цель

- Закреплять умение определять морфологические признаки имен существительных.

Слайд1

- Отрабатывать навыки:

Определять

  • род;
  • число
  • падеж

слайд 2

 Отработка умений в знакомой ситуации

Метапредметные (УУД)

регулятивные

познавательные

коммуникативные 

- Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки склонений имен существительных

-Вам нужно обсудить в паре, какой тип склонения будет у имен существительных:

Билет                  улица                  день

Касса                  дорога                 тень

Вокзал                переход               ночь

- Можно ли выделить «лишнее» имя сущ. из каждого столбика?

Рабочий лист.

Спиши текст, вставляя буквы. Выдели орфограммы. Определи падеж имён существительных.

Ст…ят суровые м..розы. Реки и  ...зера одеты плотным л..дяным к..вром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий сне.. спрятались маленькие елочки.

   Но и в суровое время года кипит в л..су жизнь. Сл..ды рассказывают о ней. Под ш..роким кустом н..чевал  за..ц. На п..лянке ныряли в пуш..стый сне.. т..терева. Здесь прошёл  велич..вый лось.

Работают в парах, по рядам.

Записывают в тетрадь и на доске.

  Самостоятельная работа

Предметные: умение распределять имена существительные по группам; решать тестовые задания

 Метапредметные (УУД) познавательные регулятивные

Рабочий лист.

Самостоятельное решение теста

Тест.

1. Имя существительное – это часть _______________, которая

обозначает ___________________ и отвечает на вопросы

____________________________ .

2. Укажи имя существительное..

А) зелень Б) зелёная В) зеленеет

3.Укажи существительное 3 склонения.

А) мать Б) меч В) день

4. Выбери словосочетание, в котором существительное стоит в Д.п.

А) вскрикнул от боли;

Б) протекает по равнине;

В) пролетал над речкой

5. Изменяются ли имена существительные по числам?

А) да Б) нет

6. Выбери верное утверждение.

А) Имена существительные бывают трёх родов.

Б) Имена существительные изменяются по родам

7. Укажи строку, в которой все существительные одушевлённые:

А) пароход, лошадь, кино, кнопка;

Б) лес, окно, табун, стекло;

В) белка, лисица, детвора, Снегурочка.

8. Какие слова пишутся с ь знаком?

А) Обруч… плащ…

Б) Рож… вещ…

В) Доч… гараж…

Самостоятельно решают тестовые задания в рабочем листе.

Подведение итогов. Рефлексия

регулятивные

коммуникативные

  Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Дети выполняют действия.

Домашнее задание

Повторить правила по теме «Имя существительное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...

Технологическая карта урока русского языка "Существительные. Беглый гласный е, и в суффиксах –ек-, -ик-, -чик-»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование умения решать орфографические задачи в правописании суффиксов –ик-, -ек- в суффиксах существительных.Задачи урока:Дидактические:Знать алгоритм выбора беглого гласного е,...