Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе «Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн.».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн, нщ и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка во 2 «Б» классе  Учитель:Голубова Е.Н.

1.Дидактическое обоснование: учебник А.В.Полякова «Русский язык» 2 класс (Москва «Просвещение» 2018г.)

«УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн.».

3. Цельурока: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу,  чк, чн, щн, нщ и  применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

4.Тип урока: комбинированный

5.Задачи урока: 

Предметные: дать характеристику звукам [ж], [ш], [ч], [щ].

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, Смыслообразование и самоопределение: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

Познавательные:

-умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

6.Методы обучения: продуктивный, исследовательский

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

8.Средства обучения: учебник, презентация, видео- сказка, тренажёр.

9.Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Настрой   на работу

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна.

Итак, друзья внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок.

-У вас  на парте лежит оценочный лист, с помощью которого вы будете оценивать свою работу. Напротив каждого задания вы будете цветными карандашами рисовать сигнал светофора: зеленый – все понятно; желтый – не совсем понятно; красный – есть проблема . Для этого приготовьте цветные карандаши 3 цветов.

- Ребята, а сейчас я вас попрошу оценить своё настроение на начало урока с помощью смайликов.

- Какое настроение преобладает сейчас в классе?

Подготовка класса к работе

Личностные : самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и коррекция  знаний учащихся.

3. Постановка учебной задачи

Выявляет уровень знаний.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите сказку и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Слайд 1)

Просмотр сказки   «Буквосочетания  ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк-чн».

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Чем мы будем заниматься на уроке? (Отрабатывать умения написания буквосочетаний ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк-чн).

Слайд №1.

Слайд №2.

Девиз нашего урока будет звучать так:

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой своей дорожи!

Думай, старайся, красиво пиши!

- Давайте все вместе его повторим.

Просмотр сказки.

Формулируют тему и цель урока.

Повторяют всем классом.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

4.Минутка  чистописания.

 а) -Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

  Повторение правил посадки

(Слайд 4)

-Ребята, посмотрите,  две хмурые тучки пробрались к нам. Посмотрите, вот они (показываю).

•        Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

•        Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

•        Что мы знаем о  о звуке [Ч]? шипящий, глухой, всегда мягкий. Какой звук имеет такую же характеристику [Щ].

•        Молодцы. Тучка открыла нам задание. Это подружки - Ч и Щ. Они дружные и встали в пару, как вы.(Прописывают)

•        Ребята, а тучка не уходит. Наверно, она хочет, чтобы рядом с ними были  подружки – твердые шипящие – Ж и Ш. (Прописывают)

В слове тучка есть орфограмма. Какая? (чк) Правило. Пишут сочетание ЧК и ЧН

Слайд №3.

-Берем оценочный лист и рисуем сигнал светофора.

Прописывают буквы Ч,Щ ; Ж,Ш, буквосочетания ЧК и ЧН.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства.

5. Словарная работа.

Тренажёр «Словарные слова».

- Ребята, сейчас проведём  словарную работу. Я вывожу на экран изученные словарные слова с пропущенными буквами, а вы должны вставить правильно буквы и записать эти слова в тетрадь. А помогут нам в этом всеми любимые герои – Маша и Медведь(Слайд 5-7)

-Итак, проверяем!

Попрошу выйти 1 ученика к компьютеру, а все остальные работают на местах. Если ты правильно выбрали букву, она засветится зелёным цветом и станет в слово на своё место, если нет – засветится красным. Значит, нужно попытаться ещё раз. А вы ребята будете проверять у себя в тетради.

(Слайд 5-7)

- Давайте ещё раз проговорим эти лова. (Слайд 8)

-Берем оценочный лист и с помощью светофора оцениваем свою работу.

-  Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок.

Проверка и исправление  ошибок в словарных словах.

Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение  под правило.

Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи

6. Включение в систему знаний и повторений.

-Какие знаете щипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)

 -Какой ещё звук всегда твердый? (звук [ж], [ш] .)

-Какую гласную будем писать в сочетании жи-ши ?(и)

-Какие звуки всегда мягкие? (звуки [ч], [щ] ).

-Какие гласные будем писать в сочетаниях чу-щу,ча-ща?

  Как будем писать сочетания ЧК,ЧН,НЧ,ЩН,НЩ? (без ь знака, ведь звук (ч) всегда  мягкий и дополнительно его мягкость обозначать не надо)

Отвечают на вопросы, делают выводы.

7. Работа по учебнику.

-Открываем учебник, стр.93, упр.178.

- Читаем задание.  

 1 человек работает у доски. Остальные самостоятельно.

-Проверяем. Какие слова вы выписали?

Как пишутся данные буквосочетания?(Жи,ши…)(Слайд 9)

Учащиеся выполняют задания на изученную орфограмму

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

8. Работа по карточкам.

- Взяли в руки карточки, внимательно послушали задание.

Найди и исправь ошибки. Раздели на слоги.        

Жывотное, чясто, жизнь, жыраф,  щявель, машына, чяйник, чайка, чашка,ширина, щявель, уши, шырокий, передачя, часы, роща.

-Какой вывод сделаем?(Жи-ши, пиши…) (Слайд 9)

Самопроверка по эталону. (Слайд № 10)

-Посмотрели на слайд, исправили свои ошибки.

-Берем оценочный лист и с помощью светофора  оцениваем свою работу.

Находят и исправляют ошибки в словах, делят слова на слоги.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция

Познавательные: 

Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

8.Физкультминутка.

« Поймай буквосочетание жи, ши, ча, ща, чу, щу». Я вам зачитаю слова. Если в слове есть шипящий звук,то хлопайте в ладоши? Если нет – приседайте.

Чулок, цветок, час, журнал, широкий, цена, жир, , шутка, щель, пища, чтение, щетка, чистый, шнур, чищу.

Молодцы,  хорошо  поработали!

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

10.Работа в группах

  I группа:

 - Сложить пословицы и найти в них слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Без друга в жизни туго.

- На вкус и цвет товарища нет.

II группа:

Вы должны восстановить последовательность предложений, составить текст. Затем найти в нем слова с изученными орфограммами.

III группа:

-Вставь, где надо,  пропущенные буквы.

Туч_, коч_ка, ш_ишка, соч_ный, ж_раф, куч_, барабан_щик.

Затем 1 ученик от каждой группы  выходит к доске и представляет выполненное задание – зачитывает пословицы, текст и слова с орфограммами.

-Проверьте себя  (Слайд 11-13).

-Берем оценочный лист и оцениваем свою работу.

Выполняют разноуровневую работу

10. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Кластер(Слайд 14)

 -Итак, ребята, скажите,чем мы занимались сегодня на уроке?( Мы закрепляли  знания по написанию сочетаний с шипящими буквами)

-О каких звуках мы с вами говорили? (О согласных шипящих и гласных)

- Какие бывают согласные звуки? (Шипящие)

- Какие шипящие всегда твёрдые? [ж], [ш]?

- Какую гласную пишем после звуков [ж], [ш]? (и)

- Как пишутся буквосочетания чк, чн щн,нщ?(Без мягкого знака?)

- Какие шипящих всегда мягкие? [ч], [щ]?

- Какую гласную пишем после звуков? [ч], [щ] (а,у)

- С какими гласными мы встречались на уроке? (А,У,И)

- Как пишутся буквосочетания чк, чн щн,нщ?(Без мягкого знака?)

-Какие задания были  вам интересны и почему?

-Как вы оцениваете свою работу н

а уроке?(Слайд 15), (Слайд 16)

 По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую оценку своей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе

11.Домашнее задание.

Упр.181(Слайд 17)

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.

Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК  Верещагиной И.Н....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

технологическая карта Русский язык

технологическая карта с 1 по 5 урок 3 класс под редакцией Канакиной, Горецкого...

Технологическая карта Русский Язык

4 классУМК «Школа России»Русский язык  Технологическая карта ...