Урок русского языка "Род глаголов в прошедшем времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста через использование проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с применением проблемных ситуаций | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс (Учебник «Русский язык», 3 класс, II часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 121-122)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 20.04.22
Класс: 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования первоначальных знаний и умений по изменению глаголов в прошедшем времени по родам.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о изменении глаголов в прошедшем времени по родам; учить выделять родовые окончания, анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени.; способствовать формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить их в тексте, применять в речи; уметь согласовывать глаголы с именами существительными в роде и числе; сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: повторить сведения о глаголе, изученные ранее; закрепить умение распознавать глагол среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи; формировать умение определять род глаголов, употреблённых в прошедшем времени единственном числе; отрабатывать алгоритм определения рода глаголов единственного числа; формировать умение распределять глаголы в группы в зависимости от их рода; способствовать формированию знания о том, что во множественном числе род глаголов не определяется; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Ребята, я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок русского языка принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
Закройте глаза и мысленно представьте солнышко. Оно маленькое, но яркое, как звёздочка. Мысленно добавьте лучики. Лучик — добра, удачи, счастья, здоровья, света, любви, мира, нежности, ласки. Солнышко стало большим и ярким. Подарите его тому, кому хотите, пошлите друг другу, маме и папе. Чувствуете, как наш кабинет преобразился?
У: - Прошу вас познакомиться с девизом нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
У: - Как вы понимаете смысл нашего девиза?
О: - (Ответы детей)
У:- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
О: - всё на свете знать нельзя.
У: -А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
О:- Стоит, чтобы становится умнее и быть успешным.
У: - Верно, ребята, чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
II. Актуализация умений и знаний.
- Проверка домашней работы.
У: - Прочитайте предложения, которые вы составили дома.
У: - Назовите глаголы в неопределённой форме.
У: - Зачитайте пословицы, которые вы нашли о народных приметах и животных. Назовите части, которыми выражены главные и второстепенные члены этих предложений.
О: -
У: - Молодцы. Домашние тетради сдаём «ручейком» на первую парту.
У: -Откройте тетради, запишите число «Двадцатое апреля» и «Классная работа».
У: - С какой частью речи мы работали на последних уроках?
О: - Мы работали с глаголом.
- Блиц-опрос
У: – Сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Проводится блиц-опрос.
(На интерактивной доске)
Блиц – опрос:
У: - Глагол – это…
О: - …самостоятельная часть речи.
У: - Глаголы, отвечают на вопросы…….
О: - что делал? Что сделал? Что буду делать?
У: - Глаголы, обозначают…
О: - …действие предмета.
У: - Глаголы, изменяются по…
О: - числам и временам.
У: - В настоящем времени обозначает действие, которое …
О: - ...происходит в настоящем времени, то есть в момент речи.
У: - В прошедшем времени обозначает действие, которое ……
О: - …уже произошло или происходили в прошедшем времени, до момента речи.
У: - В будущем времени обозначает действие, которое ……
О: - …произойдут в будущем времени, после момента речи.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1.Самоопределение к деятельности.
У: - Прочитайте слова, записанные на доске:
Светил, светила, светило.
У: - Что общего у этих глаголов?
О: - Все слова – глаголы, родственные слова. Они употреблены в форме прошедшего времени и имеют суффикс –л.
У: - А чем различаются эти слова?
О: - Слова различаются окончаниями.
У: - Выделите окончания. Докажите.
О: - (Обучающиеся выделяют окончания, отмечают, что у первого глагола нулевое окончание, у второго –а, у третьего – 0.
У: - Подберите к этим глаголам подходящие по смыслу имена существительные.
О: - МЕСЯЦ, СОЛНЫШКО, ЛУНА.
У: - Сформулируйте тему урока.
О: - Род глаголов в прошедшем времени.
У: - Чему будем учиться на уроке?
О: - Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, определять их род, выделять в них окончания.
У: - Итак, цель нашего урока?
О: - Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.
У: - Сформулируйте задачи или план урока.
О: - План (задачи) урока:
- сделать открытие о роде глаголов прошедшего времени.
- определять род глаголов прошедшего времени;
- выделать окончания глаголов прошедшего времени;
- изменять глаголы прошедшего времени по родам.
У: - Да, непростая задача стоит перед нами. Но вы со всем справитесь.
2. Минутка чистописания.
У: - - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится во всех глаголах, записанных на доске, и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.
О: - Это буква Л.
У: - Давайте пропишем эту букву в сочетаниях – ал, - ял, - ел каллиграфическим почерком.
IV. Постановка учебной проблемы
У: - Прочитайте предложения.
О: -1. Наконец _____ весна. 2. ______ серое облачко. 3. На озере _______ лебедь. 4.Ласточка ______ красивые песни.
У: - Что особенного вы заметили в этих предложениях?
О: - В них нет глаголов, поэтому кажется, что ничего не происходит.
У: - Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
О: - Нет не можем, потому что глаголы придают предметам движение, действие.
У: - Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?
О: - Нет, не смогли.
У: - Как наполнить жизнью наши предложения?
О: - Добавить подходящие по смыслу глаголы.
У: - Верно. Что получится?
О: -1. Наконец пришла весна. 2. Улетело серое облачко. 3. На озере плавал лебедь. 4. Ласточка поёт красивые песни.
У: - Отлично. Давайте с вами запишем только то, что произошло.
Комментированное письмо на интерактивной доске и в тетрадях.
О: - Пришла весна.
- Улетело облачко.
- Плавает лебедь.
- Ласточка пела.
V. Открытие новых знаний, умений.
Проблемный диалог.
У: - Что объединяет все эти глаголы?
О: - Все глаголы используются в форме прошедшего времени единственного числа.
У: - Верно. Почему вы так решили?
О: - У этих глаголов есть суффикс –л, они обозначают действие, которое на момент произнесения речи уже произошло.
О: - Глаголы отвечают на вопросы: что сделала? что сделал? что сделало?
У: - Можем ли мы определить род этих глаголов.
О: - Глаголы пришла и пела – женского рода, плавает – мужского рода, улетело – среднего рода.
У: - Что вам позволило определить род этих глаголов.
О: - Нам помогли имена существительные, которые были в этих предложениях.
У: - Ребята, давайте проверим правильность наших выводов. Откройте ученики на стр. 121 и прочитайте сведения о языке.
О: - Род глаголов прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
У: - Молодцы, вы сделали правильный вывод. Если вы удалось самостоятельно прийти к этому выводу поставьте себе 1 балл в лист самооценки.
У: - Чтобы закрепить новые знания, выполним упражнение 215 на стр. 121. Прочитайте жужжащим чтением задание и скажите, что нам необходимо выполнить.
О: - Нам нужно прочитать глаголы, доказать, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.
О: - Мы должны списать глаголы, определить число и род, выделить окончания.
У: - У доски это упражнение выполнит Фадеев Никита.
(Когда обучающиеся запишут глаголы, предлагаю им заполнить таблицу «Родовые окончания глаголов» (Таблица предлагается на отдельной карточке).
Родовые окончания глаголов | |
Мужской род | |
Женский род | |
Средний род | |
Множественное число |
У: - Внимательно посмотрите на записанные вами глаголы, что вы можете сказать о окончаниях глаголов одного рода.
О: - Они совпадают.
У: - Верно. Эти окончания глаголов называются родовыми. Заполните таблицу «Родовые окончания глаголов».
У: - Сравните свою таблицу с эталоном. (Эталон демонстрируется на слайде презентации.) Если вы всё записали правильно поставьте лист самооценки ещё 1 балл.
Родовые окончания глаголов | |
Мужской род | Нулевое окончание |
Женский род | - а |
Средний род | - о |
Множественное число | - и |
У: - Итак, от чего зависит род глаголов?
О: - Род глаголов прошедшего времени зависит от рода имени существительного.
У: - Продолжаем работать. Предлагаю вам решить ещё одну загадку о глаголах.
У: - Подумайте, как из двух предложений - «Ласточка пела» и «Лебедь плавал» - сделать одно нераспространённое предложение, но при этом не изменяйте время глагола.
О: - Птицы прилетели.
У: - Отлично. Определите род этого глагола.
О: - Мы не можем определить род.
У: - Почему мы не можем определить род этого глагола?
О: - Местоимение «они» объединяет существительные разных родов: одно женского рода, другое мужского рода.
У: - Верно. Можете ли вы сделать вывод?
О: - Я думаю, что можно было сделать такой вывод: глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
У: - Отлично. Кто ещё согласен с этим выводом и увидел эту закономерность поднимите руку.
У: - Все, кто поднял руку ставьте себе в лист самооценки ещё один балл. Только не обманывайте ни себя, ни меня.
V. Физкультминутка.
У: - Настало время немного отдохнуть. Я сейчас буду называть глаголы женского мужского и среднего рода. Ваша задача внимательно слушать, если услышите глагол мужского рода – приседайте, женского рода – руки вверх поднимайте, среднего рода – хлопайте. (Инструкция с заданием демонстрируется на слайде.
Инструкция:
Мужской род – приседай!
Женский – руки вверх поднимай!
Средний род – хлопай в ладоши!
У: - Послушал, понял, скрипнуло, улыбнулась, посветлело, топнул, присел, засмеялась, отдохнула, побежало.
У: - Молодцы, присаживайтесь.
VI. Первичное закрепление открытых знаний и умений.
Работа в парах.
У: - Потренируемся в умении выделять родовые окончания глаголов. Выполним самостоятельно упр. 216, стр. 122.
У: - Перескажите задание к упражнению.
О: - Нам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени, записать их и выделить окончания.
У: -На выполнение упражнения у вас три минуты. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
У: – Сравните работу товарища с эталоном. Оцените её в 1 балл, если она выполнена без ошибок.
Работа с учебником.
У: - Выполним упр. 217 в учебнике. Прочитайте задание.
У: - Прочитайте стихотворение Эллы Мошковской «Что-то вдруг загрохотало!».
О: - Выразительное чтение стихотворения. (Рита М.).
У: - О чем это стихотворение?
О: - Это стихотворение о грозе.
У: - Какое настроение оно вызывает?
О: - Стихотворение вызывает тревожное настроение.
У: - Какие слова передают такое настроение?
О: - Это глаголы: загрохотало, заполыхало, застонала замахала.
У: - Какое значение внесла в глаголы приставка за-?
О: - Приставка за – в этих глаголов создаёт ощущение внезапности действия.
У: - Обсудите выполнение задания в парах.
У: - Что нам нужно сделать?
О: - Списать стихотворение, определить род и число глаголов. Выделить окончания.
У: - Выполняем упражнение самостоятельно.
У:- Обменяйтесь тетрадями, когда запишите стихотворение и выполните задание для взаимопроверки.
У: - Поработайте учителями: оцените работу товарища. Сравните её с эталоном, если нет ошибок, подарите 1 балл.
Эталон демонстрируется на слайде.
У: -Какие орфограммы вы встретили в упражнении?
О: - Безударная гласная в корне.
У: - Как вы определили, какие буквы нужно писать в словах с орфограммами?
У: - Нам нужно было, поставить эти гласные в сильную позицию, то есть подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударенем.
О: - Например, загр..хотало – грохот, заст_нало – стон, зам_хало – машет.
О: - А слово берёза словарное, его написание нужно запомнить.
У: - Совершенно верно.
VII. Включение в систему знаний
Формулируем алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
У: - Глаголы сами обозначают действия и нам без дела сидеть не дают. Мы с вами выполнили уже много упражнений определяя родовые окончания глаголов. Можем ли мы уже составить алгоритм того, какое окончание писать у глаголов прошедшего времени?
О: - Можем. Чтобы определить окончание глагола прошедшего времени, нужно:
- Найти имя существитеьное, с которым связан данный глагол.
- Определить число и род этого существительного.
- Написать родовое окончание глагола: ж. р. – а, с. р.- о, мж. р. – нулевое.
У: - Вот и ещё одна задача решена.
Комментированное письмо.
У: - Обратите внимание на задание на слайде. Придумайте задание для этого упражнения.
Упражнение для комментированного письма.
Потемнел… небо. Налетел…первая гроза. Полил…землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл.. последний снег в лесу.
По Г. Скребицкому.
О: - Определите их число и род.
О: - Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания глаголов. Выделите окончания.
У:- Хорошо. Выполняем по цепочке, начиная с К. Кирилла.
Выполнение упражнение.
Игра «НЕ подведи свой ряд»
У: - Мы с вами хорошо поработали, можем позволить себе поиграть. Игра называется «Не подведи свой ряд». Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй ряд – глаголы среднего рода, третий – мужского рода.
Налетела, прибежал, унесло, отстало, блестел, написал, рисовал, читал, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
Проверка упражнения по цепочке.
М.р. | Ср. р. | Ж. р. |
рисовал | унесло | налетела |
написал | отстало | читала |
прибежал | выбежало | снесла |
Блестел, , мечтал | уехала. |
У: - Тот, кто справился без ошибок и с этим заданием, ставьте себе ещё один балл в лист самооценки.
IIX. Рефлексия.
У: - Давайте подведём итоги урока.
У: - Какую цель и задачи мы перед собой ставили?
О: - Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.
У: - Сформулируйте задачи или план урока.
О: - План (задачи) урока:
1. сделать открытие о роде глаголов прошедшего времени.
2. определять род глаголов прошедшего времени;
3. выделать окончания глаголов прошедшего времени;
4. изменять глаголы прошедшего времени по родам.
У: - Удалось ли нам их достигнуть?
О: - да.
У: - От чего зависит род глаголов прошедшего времени?
О: - Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
У: - Как изменяются глаголы прошедшего времени?
О: - По родам, по числам.
О: -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
О: - Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
У: - Посмотрите на карточки самоконтроля, проведите самооценку своей деятельности на уроке? Если за урок вы набрали 5-6 баллов, ваша отметка 5, если 4 балла – 4, 3 балла – 3.
Лист самооценки по теме «Род глаголов в прошедшем времени» в приложении к уроку.
У: - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»
- Используем такие варианты ответа как (начало фраз ребята видят на слайде презентации):
Было трудно ...
Было интересно ...
Было не понятно ...
Было легко …
У: - Молодцы. Мне урок тоже понравился. Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.
Выставление отметок.
IX. Инструктаж о выполнении домашнего задания
У: -Откройте дневники, запишите домашнюю работу.
1) Выучить правила на стр. 121-122, рассказать правила папе или маме. Упр. 218.
У: - Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания!
Лист самооценки по теме «Род глаголов в прошедшем времени».
Критерии оценивания | Справился без ошибок | Допустил 1-2 ошибки. | Допустил 3-4 ошибки | Не справился |
1.Формулирование вывода о связи рода глагола и существительного, с которым он согласуется. | ||||
2.Фомувлирование вывода о возможности определения рода глаголов множественного числа. | ||||
3.Заполнение таблицы «Родовые окончания глаголов». | ||||
4.Точность выполнения упр.216. | ||||
5.Точность выполнения упр. 217. | ||||
6.Игра «Не подведи свой ряд». | ||||
7.Чистописание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"
План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени
Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе в Великой Отечественной вой...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".
Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....