Урок русского языка "Род глаголов в прошедшем времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста через использование проблемных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс (Учебник «Русский язык», 3 класс, II часть,  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 121-122)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 20.04.22

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования первоначальных знаний и умений по изменению глаголов в прошедшем времени по родам.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о изменении глаголов в прошедшем времени по родам; учить выделять родовые окончания, анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени.; способствовать формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить их в тексте, применять в речи; уметь согласовывать глаголы с именами существительными в роде и числе; сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: повторить сведения о глаголе, изученные ранее; закрепить умение распознавать глагол среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи; формировать умение определять род глаголов, употреблённых в прошедшем времени единственном числе; отрабатывать алгоритм определения  рода глаголов единственного числа; формировать умение распределять глаголы в группы в зависимости от их рода; способствовать формированию знания о том, что во множественном числе род глаголов не определяется;  осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Ребята, я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок русского языка принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Закройте глаза и мысленно представьте солнышко. Оно маленькое, но яркое, как звёздочка. Мысленно добавьте лучики. Лучик — добра, удачи, счастья, здоровья, света, любви, мира, нежности, ласки. Солнышко стало большим и ярким. Подарите его тому, кому хотите, пошлите друг другу, маме и папе. Чувствуете, как наш кабинет преобразился?

 У: - Прошу вас познакомиться с девизом нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

У: - Как вы понимаете смысл нашего девиза?

 О: - (Ответы детей)

У:- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

О: - всё на свете знать нельзя.

У: -А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

О:- Стоит, чтобы становится умнее и быть успешным.

 У: - Верно, ребята, чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Проверка домашней работы.

У: - Прочитайте предложения, которые вы составили дома.

У: - Назовите глаголы в неопределённой форме.

У: - Зачитайте пословицы, которые вы нашли о народных приметах и животных. Назовите части, которыми выражены главные и второстепенные члены этих предложений.

О: -

У: - Молодцы. Домашние тетради сдаём «ручейком» на первую парту.

У: -Откройте тетради, запишите число «Двадцатое апреля» и «Классная работа».

У: - С какой частью речи мы работали на последних уроках?

О: - Мы работали с глаголом.

  1. Блиц-опрос

У: – Сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Проводится блиц-опрос.

(На интерактивной доске)

 Блиц – опрос:

У: - Глагол – это…

О: - …самостоятельная часть речи.

У: - Глаголы, отвечают на вопросы…….

О: - что делал? Что сделал? Что буду делать?

У: - Глаголы, обозначают…

О: - …действие предмета.

У: - Глаголы, изменяются по…

О: - числам и временам.

У: - В настоящем времени обозначает действие, которое …

О: - ...происходит в настоящем времени, то есть в момент речи.

У: - В прошедшем времени обозначает действие, которое ……

О: - …уже произошло или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

У: - В будущем времени обозначает действие, которое ……

О: - …произойдут в будущем времени, после момента речи.                                  

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

1.Самоопределение к деятельности.

У: - Прочитайте слова, записанные на доске:

Светил, светила, светило.

У: - Что общего у этих глаголов?

О: -  Все слова – глаголы, родственные слова. Они употреблены в форме прошедшего времени и имеют суффикс –л.

У: - А чем различаются эти слова?

О: - Слова различаются окончаниями.

У: - Выделите окончания. Докажите.

О: - (Обучающиеся выделяют окончания, отмечают, что у первого глагола нулевое окончание, у второго –а, у третьего – 0.

У:   - Подберите к этим глаголам подходящие по смыслу имена существительные.

 О: - МЕСЯЦ, СОЛНЫШКО, ЛУНА.

У: - Сформулируйте тему урока.

О: - Род глаголов в прошедшем времени.

У:  - Чему будем учиться на уроке?

О: - Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, определять их род, выделять в них окончания.

У: - Итак, цель нашего урока?

О: - Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

У: - Сформулируйте задачи или план урока.

О: -  План (задачи) урока:

  1. сделать открытие о роде глаголов прошедшего времени.
  2. определять род глаголов прошедшего времени;
  3. выделать окончания глаголов прошедшего времени;
  4. изменять глаголы прошедшего времени по родам.

У: - Да, непростая задача стоит перед нами. Но вы со всем справитесь.

2. Минутка чистописания.

У: -  - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится во всех глаголах, записанных на доске, и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.

О: -  Это буква Л.

 У: - Давайте пропишем эту букву в сочетаниях – ал, - ял, - ел каллиграфическим почерком.

IV. Постановка учебной проблемы

У: - Прочитайте предложения.

 О: -1. Наконец _____ весна. 2. ______ серое облачко. 3. На озере _______ лебедь. 4.Ласточка ______  красивые песни.

У: - Что особенного вы заметили в этих предложениях?

О: - В них нет глаголов, поэтому кажется, что ничего не происходит.

У: - Можете ли вы представить нашу речь без глаголов?  Почему?            

О: -  Нет не можем, потому что глаголы придают предметам движение, действие.

У: -  Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

О: - Нет, не смогли.

У: - Как наполнить жизнью наши предложения?

О: - Добавить подходящие по смыслу глаголы.

У: - Верно. Что получится?

О: -1. Наконец пришла весна. 2. Улетело серое облачко. 3. На озере плавал лебедь. 4. Ласточка поёт красивые песни.

У: - Отлично. Давайте с вами запишем только то, что произошло.

Комментированное письмо на интерактивной доске и в тетрадях.

О: - Пришла весна.

     - Улетело облачко.

     - Плавает лебедь.

     - Ласточка пела.

V. Открытие новых знаний, умений.

Проблемный диалог.

У: - Что объединяет все эти глаголы?

О: - Все глаголы используются в форме прошедшего времени единственного числа.

У: - Верно. Почему вы так решили?

О: - У этих глаголов есть суффикс –л, они обозначают действие, которое на момент произнесения речи уже произошло.

О: - Глаголы отвечают на вопросы: что сделала? что сделал? что сделало?

У: - Можем ли мы определить род этих глаголов.

О: - Глаголы пришла и пела – женского рода, плавает – мужского рода, улетело – среднего рода.

У: - Что вам позволило определить род этих глаголов.

О: - Нам помогли имена существительные, которые были в этих предложениях.

У: - Ребята, давайте проверим правильность наших выводов. Откройте ученики на стр. 121 и прочитайте сведения о языке.

О: - Род глаголов прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

У: - Молодцы, вы сделали правильный вывод.  Если вы удалось самостоятельно прийти к этому выводу  поставьте себе 1 балл в лист самооценки.

У: - Чтобы закрепить новые знания, выполним упражнение 215 на стр. 121. Прочитайте жужжащим чтением задание и скажите, что нам необходимо выполнить.

О: - Нам нужно прочитать глаголы, доказать, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

О: - Мы должны списать глаголы, определить число и род, выделить окончания.

 У: - У доски это упражнение выполнит Фадеев Никита.

(Когда обучающиеся запишут глаголы, предлагаю им заполнить таблицу «Родовые окончания глаголов» (Таблица предлагается на отдельной карточке).

Родовые окончания глаголов

Мужской род

Женский род

Средний  род

Множественное число

У: - Внимательно посмотрите на записанные вами глаголы, что вы можете сказать о окончаниях глаголов одного рода.

О: - Они совпадают.

У: - Верно. Эти окончания глаголов называются родовыми. Заполните таблицу «Родовые окончания глаголов».

У: - Сравните свою таблицу с эталоном. (Эталон демонстрируется на слайде презентации.) Если вы всё записали правильно поставьте лист самооценки ещё 1 балл.

Родовые окончания глаголов

Мужской род

Нулевое окончание

Женский род

- а

Средний  род

- о

Множественное число

- и

 У: - Итак, от чего зависит род глаголов?

О: - Род глаголов прошедшего времени зависит от рода имени существительного.

У: - Продолжаем работать. Предлагаю вам решить ещё одну загадку о глаголах.

У: - Подумайте, как из двух предложений - «Ласточка пела» и «Лебедь плавал» - сделать одно нераспространённое предложение, но при этом не изменяйте время глагола.

О: - Птицы прилетели.

У: - Отлично. Определите род этого глагола.

О: - Мы не можем определить род.

У: - Почему мы не можем определить род этого глагола?

О: - Местоимение «они» объединяет существительные разных родов: одно женского рода, другое мужского рода.

У: - Верно.  Можете ли вы сделать вывод?

О: - Я думаю, что можно было сделать такой вывод: глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

У: - Отлично. Кто ещё согласен с этим выводом и увидел эту закономерность поднимите руку.

У: - Все, кто поднял руку ставьте себе в лист самооценки ещё один балл. Только не обманывайте ни себя, ни меня.

V. Физкультминутка.

У: - Настало время немного отдохнуть. Я сейчас буду называть глаголы женского мужского и среднего рода. Ваша задача внимательно слушать, если услышите глагол мужского рода – приседайте, женского рода – руки вверх поднимайте, среднего рода – хлопайте. (Инструкция с заданием демонстрируется  на слайде.

Инструкция:

Мужской род – приседай!

Женский – руки вверх поднимай!

Средний род – хлопай в ладоши!

У: - Послушал, понял, скрипнуло, улыбнулась, посветлело, топнул, присел, засмеялась, отдохнула, побежало.

У: - Молодцы, присаживайтесь.

VI. Первичное закрепление открытых знаний и умений.

Работа в парах.

У: - Потренируемся в умении выделять родовые окончания глаголов. Выполним самостоятельно упр. 216, стр. 122.

У: - Перескажите задание к упражнению.

О: - Нам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени, записать их и выделить окончания.

У: -На выполнение упражнения у вас три минуты. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

 У: – Сравните работу товарища с эталоном. Оцените её в 1 балл, если она выполнена без ошибок.

Работа с учебником.

У: - Выполним  упр. 217 в учебнике. Прочитайте задание.

У: - Прочитайте стихотворение Эллы Мошковской «Что-то вдруг загрохотало!».

О: - Выразительное чтение стихотворения. (Рита М.).

У: - О чем это стихотворение?

О: - Это стихотворение о грозе.

У: - Какое настроение оно вызывает?

О: - Стихотворение вызывает тревожное настроение.

У: - Какие слова передают такое настроение?

О: - Это глаголы: загрохотало, заполыхало, застонала замахала.

У: - Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

О: - Приставка за – в этих глаголов создаёт  ощущение внезапности действия.

У: - Обсудите выполнение задания в парах.

У: - Что нам нужно сделать?

О: - Списать стихотворение,  определить род и число глаголов. Выделить окончания.

У: - Выполняем упражнение самостоятельно.

У:- Обменяйтесь тетрадями, когда запишите стихотворение и выполните задание для взаимопроверки.

У: - Поработайте учителями: оцените работу товарища. Сравните её с эталоном, если нет ошибок, подарите 1 балл.

Эталон демонстрируется на  слайде.

У: -Какие орфограммы вы встретили в упражнении?  

О: - Безударная гласная в корне.

У: - Как вы определили, какие буквы нужно писать в словах с орфограммами?

У: -  Нам нужно было, поставить эти гласные в сильную позицию, то есть подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударенем.

О: - Например, загр..хотало – грохот, заст_нало – стон, зам_хало – машет.

О: - А слово берёза словарное, его написание нужно запомнить.

У: - Совершенно верно.

VII. Включение в систему знаний

Формулируем алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

У: - Глаголы сами обозначают действия и нам без дела сидеть не дают. Мы с вами выполнили уже много упражнений определяя родовые окончания глаголов. Можем ли мы уже составить алгоритм того, какое окончание писать у глаголов прошедшего времени?

О: - Можем. Чтобы определить окончание глагола прошедшего времени, нужно:

  1. Найти имя существитеьное, с которым связан данный глагол.
  2. Определить число и род этого существительного.
  3. Написать родовое окончание глагола: ж. р. – а, с. р.- о, мж. р. – нулевое.

У: - Вот и ещё одна задача решена.

Комментированное письмо.

 У: - Обратите внимание на задание на слайде. Придумайте задание для этого упражнения.

Упражнение для комментированного письма.

Потемнел… небо. Налетел…первая гроза. Полил…землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл.. последний снег в лесу.

По Г. Скребицкому.

О: - Определите их число и род.

О: - Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания глаголов. Выделите окончания.

У:- Хорошо. Выполняем по цепочке, начиная с К. Кирилла.

Выполнение упражнение.

Игра «НЕ подведи свой ряд»

У: - Мы с вами хорошо поработали, можем позволить себе поиграть. Игра называется «Не подведи свой ряд». Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй ряд – глаголы среднего рода, третий – мужского рода.

         Налетела, прибежал, унесло, отстало, блестел, написал, рисовал, читал, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

Проверка упражнения по цепочке.

М.р.

Ср. р.

Ж. р.

рисовал

унесло

налетела

написал

отстало

читала

прибежал

выбежало

снесла

Блестел, , мечтал

уехала.

У: - Тот, кто справился без ошибок и с этим заданием, ставьте себе ещё один балл в лист самооценки.

IIX. Рефлексия.

У: - Давайте подведём итоги урока.

У: - Какую цель и задачи мы перед собой ставили?

О: - Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

У: - Сформулируйте задачи или план урока.

О: -  План (задачи) урока:

1. сделать открытие о роде глаголов прошедшего времени.

2. определять род глаголов прошедшего времени;

3. выделать окончания глаголов прошедшего времени;

4. изменять глаголы прошедшего времени по родам.

У: - Удалось ли нам их достигнуть?

О: - да.

У: - От чего зависит род глаголов прошедшего времени?

О: - Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

У: - Как изменяются глаголы прошедшего времени?

О: - По родам, по числам.

О: -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

О: - Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

У: - Посмотрите на карточки самоконтроля, проведите самооценку своей деятельности на уроке? Если за урок вы набрали 5-6 баллов, ваша отметка 5, если 4 балла – 4, 3 балла – 3.

Лист самооценки по теме «Род глаголов в прошедшем времени» в приложении к уроку.

У: - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как (начало фраз ребята видят на слайде презентации):

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

У: - Молодцы. Мне урок тоже понравился. Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Выставление отметок.

IX. Инструктаж о выполнении домашнего задания

У: -Откройте дневники, запишите домашнюю работу.

1) Выучить правила на стр. 121-122, рассказать правила папе или маме. Упр. 218.

У: - Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания!

        Лист самооценки по теме «Род глаголов в прошедшем времени».

Критерии оценивания

Справился без ошибок

Допустил 1-2 ошибки.

Допустил 3-4 ошибки

Не справился

1.Формулирование вывода о связи рода глагола и существительного, с которым он согласуется.

2.Фомувлирование вывода о возможности определения рода глаголов множественного числа.

3.Заполнение таблицы «Родовые окончания глаголов».

4.Точность выполнения упр.216.

5.Точность выполнения упр. 217.

6.Игра «Не подведи свой ряд».

7.Чистописание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени

Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."

Урок  русского языка в 4 классе по теме: "Правописание   родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе  в Великой Отечественной вой...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....