Конспект урока по русскому языку. Урок факультатив.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку.
Урок факультатив.
Класс 4
Тема урока: «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».
Задачи урока.
а) образовательные:
продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
б) развивающие:
совершенствовать коммуникативные умения учащихся; развивать умения использовать фразеологизмы в собственной речи;
в) воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, формирование интереса к живой звучащей речи народа родного края.
Оборудование:презентация по теме урока.
Литература: Фразеологический словарь русского языка для школьников./ сост. Л.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 412с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку. «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи» | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Урок факультатив.
Класс 4
Тема урока: «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».
Задачи урока.
а) образовательные:
продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
б) развивающие:
совершенствовать коммуникативные умения учащихся; развивать умения использовать фразеологизмы в собственной речи;
в) воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, формирование интереса к живой звучащей речи народа родного края.
Оборудование:презентация по теме урока.
Литература: Фразеологический словарь русского языка для школьников./ сост. Л.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 412с.
Ход урока.
I. а) Учитель. – Мы сегодня попробуем себя в роли первооткрывателей. Вам понадобится внимание, воображение и чувство юмора. А постараемся мы раскрыть все особенности необычных слов. Вам придётся ответить на такие вопросы (на доске записано задание):
∙ Как называются эти слова и выражения? (Это фразеологизмы и фразеологические обороты).
∙ В чём их особенность? (Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом).
∙ Как правильно употреблять такие слова в нашей речи? (Они употребляются в готовом виде).
б) Учитель.- Послушайте меня и скажите, о каких словах пойдёт речь сегодня на уроке?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять –
Прямо так употреблять.
(Если ребята не догадаются, то пока не озвучивать тему урока).
в) Учитель.- Ребята, прослушайте небольшой текст, а затем выпишите те выражения, которые вам покажутся необычными.
Ученик зачитывает текст вслух. - Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда –руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!
Самостоятельная работа.
Учитель. - Какие необычные выражения вы выписали? (Ребята зачитывают свои варианты ответов).
- А вот что выписала я:
Из рук вон плохо
От рук отбился;
Рукам воли не давай;
Руку даю на отсечение;
Руки распускать.
- Вы когда-нибудь слышали эти выражения? Как эти выражения называются?(Фразеологизмы)
II. Сообщение темы урока.
1) Наблюдение за фразеологизмами и их особенностями.
Учитель. - Кто может сказать, что же это за выражения?
- Да, эти выражения называются крылатыми или фразеологизмами. Есть специальная наука, изучающая фразеологизмы – фразеология.
(Фразеологизм – устойчивый оборот речи, не переводимый дословно на другой язык).
А теперь выясним, в чём необычность фразеологизмов.
- Вернёмся к нашему тексту.
- Что означают эти выражения?
Из рук вон плохо – безобразно, отвратительно;
От рук отбился – стал неуправляемым, бесконтрольным; непослушным;
Рукам воли не давай – не дерись;
Руку даю на отсечение – клянусь, обещаю;
Руки распускать – драться.
- Теперь я прочитаю текст, но без этих выражений.
Да, ведёт он себя безобразно. Совсем стал неуправляемым. Надо бы его наказать, чтоб знал: не дерись! И тогда – клянусь – он сразу перестанет драться.
- Смысл текста изменился? (Нет).
- Что же изменилось? (Текст стал сухим, скучным).
- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?
(Они делают нашу речь живой, привлекательной.)
Это первая особенность фразеологизмов.
Плакат
- С одним только словом нос их в языке более десяти: зарубить себе на носу, задирать нос, нос не дорос, повесить нос, крутить носом и т.д. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, т.к. их значение не складывается из смысла отдельных слов, зато его легко заменить одним словом: как пить дать – наверняка. Это вторая особенность фразеологизмов.
Плакат
2) Происхождение фразеологизмов.
Учитель. – Группа ребят нашего класса, готовясь к этому уроку, провели свои исследования о происхождении фразеологизмов. Они нам сейчас и расскажут о своей работе.
Группы фразеологизмов:
Группа фразеологизмов, возникшая на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями.
С лёгким паром! (Приветствие тому, кто только что попарился в бане или помылся)
Семь пятниц на неделе (О том, кто часто меняет свои намерения, решения, обещания).
Сколько лет, сколько зим. (Говорится при свидании – очень давно).
Убить двух зайцев. (Одновременно выполнить два дела).
После дождичка в четверг. (Никогда.)
Во всю Ивановскую. (Громко кричать, разговаривать).
Группа фразеологизмов, связанных с мифологией.
Голая правда.
Авгиевы конюшни.
Голубь мира.
Ящик Пандоры.
Всемирный потом.
Отогреть змею за пазухой (на груди).
Вышедшие из песен, сказок, загадок, литературных произведений.
Баба-Яга. (Старая, сврливая, безобразная женщина).
Аника – воин. (Задира, хвастающийся своей силой, но неизменно терпящий поражение).
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
А Васька слушает да ест. (Один человек упрекает, а другой не обращает на это внимание).
Группа фразеологизмов, связанных с историей:
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Москва слезам не верит.
Ломать шапку.
По Сеньке и шапка.
Шиворот – навыворот.
Врёт, как сивый мерин.
3) Правила употребления в речи фразеологизмов.
- Существует несколько «нельзя» в употреблении фразеологизмов:
1). Слова во фразеологизме нельзя переставлять местами. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».
2). Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».
3). Нельзя заменять число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».
4).Нельзя заменять словами синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
III. Упражнение в использовании фразеологизмов в речи.
1. Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.
Глеб у доски повесил … (нос),
Краснеет до корней … (волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … (землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши … (бил) с утра?
2. Определить, из каких произведений взяты тексты, подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их смысл. (Работа в группах).
1-я группа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть.
И. Крылов. «Мартышка и очки»
Ответ: по пальцам перечесть (об очень небольшом количестве кого- или чего-нибудь назвать, перечислить).
2-я группа.
- Эх, эх, - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
И.Крылов «Слон и Моська»
Ответ: духу придаёт (вселяет бодрость, уверенность).
3-я группа.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ответ: белены объелась (совсем обезумела, перестала соображать).
4-я группа.
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки. А я им: у-х!
Живей, зверишки!
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Ответ: во весь дух (изо всех сил).
5-я группа.
«Пришёл Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»
Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
Ответ: голову повесил (грустный, печальный).
3. Узнай фразеологизмы по рисунку.
Объяснение смысла.
IV. Составление рассказа.
Учитель. – Давайте поучимся использовать фразеологизмы в своей речи. Вы должны будете составить небольшой текст, используя фразеологизмы.
(Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)
1). Мой друг.
(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.
(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.
(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.
( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.
(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
Проверка.
V. Физкультминутка.
VI. Соревнование «Кто больше?» (по группам)
Учитель: - Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова и глаза.
Голова
Отвечаешь головой, с больной головы на здоровую сломя голову, не сносить головы, морочить голову, человек с головой, вскружить голову, голова идёт кругом, как снег на голову, потерять голову.
Глаза
Мозолить глаза, хлопать глазами, глаза строить, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, как бельмо на глазу, смотреть чужими глазами, открыть глаза, говорить в глаза, с глазу на глаз.
Подведение итогов.
VII. Итог урока.
Учитель:- Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать три книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным.
– Перед вами «Фразеологический словарь русского языка» Издательство: СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010 г. Составитель: Степанова М.И. Он содержит около 1 2 000 фразеологизмов с толкованием их значения и указанием происхождения.
Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей». – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. Словарь содержит около 400 фразеологизмов. Его особенность в том, что к каждому фразеологизму приведён пример его использования в литературе и рисунок, наглядно отражающий его смысл, что очень важно для более лёгкого освоения детьми.
В. Волина «Почему мы так говорим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку "Урок 11. Описание внешности. Повторение слоговых таблиц".
Задачи урока:1. Формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; повторить работу со слоговыми моделями, умение писать имена собственные.2. Развивать речь...
Презентация к уроку по русскому языку "Урок 11. Описание внешности. Повторение слоговых таблиц".
Задачи урока:1. Формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; повторить работу со слоговыми моделями, умение писать имена собственные.2. Развивать речь...