Рабочая программа по русскому языку 2 класс Н.В. Нечаева СРО Л.В. Занков
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Сапогина Светлана Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку  2 класс Н.В. Нечаева СРО Л.В. Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_2_klass_sro_russkiy_yazyk_n.v.nechaevoy_.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку для 2 класса  составлена на основе Примерной программы по русскому языку («Стандарты второго поколения», часть 1, 2010 г.) и авторской программы  Н.В.Нечаевой (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2019), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года

Общая характеристика учебного предмета

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

        Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

  Специфика курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми предметами, особенно с литературным чтением.

  Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.  Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.  Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

     На предмет «Русский язык» для 2 класса отводится 136 часов (4 часа в неделю, не менее 34 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального  самосознания.

        В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На  уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения , выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

        Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

.

Результаты изучения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев

успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежностиих мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Обучающийся получит возможность для формирмирования:

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края

на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятельная часть речи –имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессеобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение)

– анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре

видеофильмов;

– осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

– понимать особенности диалогической формы речи;

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

– восстанавливать деформированные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– определять последовательность частей текста;

– составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч.  sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

– определять качественную характеристику звука: гласный–согласный; гласный ударный– безударный; согласный твердый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный;

– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; слогоделение, ударение);

– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);

– использовать на письме разделительные ь и ъ;

– использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

– списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными еёюя; в словах с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);

– использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

– совершенствовать навык  клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

– опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

– пользоваться словарями по указанию учителя;

– пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать словообразование и формоизменение;

– выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

– различать приставку и предлог.

Морфология

Обучающийся научится:

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;

– определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные,

различать имена существительные мужского, женского и

среднего рода в форме единственного и множественного числа;

– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

– устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе)

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова – имя существительное, имя прилагательное,

глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

– узнавать местоимения (личные), числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;

– различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

– составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

– восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

– определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– находить орфограммы в указанных учителем словах;

– использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

– применять правила правописания:  написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов;  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-  проверяемые безударные гласные в корне слова;

-  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);

-  знаки препинания (.?!) в конце предложения;

– безошибочно списывать текст;

– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания: разделительные ь и ъ; непроизносимые согласные в корне (ознакомление);  ь после шипящих на конце имен существительных(рожь – нож, ночь – мяч);

– применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического

словаря;

– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под  диктовку и при списывании.

Содержание программы

2 класс

Развитие речи

Устная речь (слушание и говорение)

       Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической нормой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах.

Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.

Письменная речь (чтение, письмо)

        Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста. Составление текстов малых форм: письмо

(в т.ч. sms_сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2_4 кл.). Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность). Оформление диалога.   Осуществление проекта «Лучшее время года».

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных-согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких-глухих, шипящих, мягких-твердых; слогоделение, ударение).

Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-

мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Звукобуквенный разбор (алгоритм см. в учебнике).

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике).

Графика

Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Овладение первичным навыком клавиатурного письма.

Лексика

Наблюдение внутреннего единства значения, грамматических признаков  и звуков/букв.  Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика)

      Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Различение предлога и приставки.  

Морфология

      Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.

Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).

Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Синтаксис

       Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений.  Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространенные, нераспространенные. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств:

форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.

III. Орфография и пунктуация

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т. ч. справочника в учебнике).

Применение правил правописания:

-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

-отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные в корне (ознакомление);

- непроверяемые гласные и согласные

в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);

 разделительные ъ и ь;

-знаки препинания (.?!) в конце предложения;

 ь после шипящих в конце имен существительных (рожь _ нож, ночь _ мяч)      ознакомление.

Формы и средства контроля

Форма контроля

Тема

1

Входная контрольная работа

2

Словарный диктант

3

Диктант

«Удвоенные согласные»

4

Контрольная работа

«Обобщение знаний о частях слова»

5

Словарный диктант

6

Контрольное списывание

«Орфограммы корня»

7

Промежуточная контрольная  работа

8

Тест

«Части речи»

9

Диктант

«Непроизносимые  согласные»

10

Словарный диктант

11

 Контрольная  работа за 3 ч

12

Диктант

«Приставки и предлоги»

13

Словарный диктант

14

Итоговая  контрольная работа

      

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.  
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.
  4.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оцениваниястартовую диагностикутекущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Назначение контрольных и проверочных работ: сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравниваются с результатами диагностических заданий в начале и середине учебного года); зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.

Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ - полное исключение стрессовых ситуаций как до проведения работы, так и во время ее проведения. На практике означает следующее:

-недопустимо до проведения работы нагнетать нервозность в классе - наоборот, следует  

  вселить в детей уверенность в успешном выполнении работы;

       -работу должен проводить хорошо знакомый, близкий детям учитель;

  • в процессе выполнения работы дети имеют право на общение с учителем, на

          дополнительные исчерпывающие разъяснения, не носящие характера прямой подсказки;

  • важнейшим условием проведения проверочных (контрольных) работ является преставление каждому ученику возможности работать в своем темпе: только в таком случае можно получить объективную картину (если не учитывать это условие, то на качестве работы могут отразиться медлительность ребенка, нервозность, плохое самочувствие в момент проведения работы, другие причины; главное - чтобы фактор времени не стал травмирующим);
  • каждая работа завершается самопроверкой; самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления);
  • недопустимо значительно изменять сроки проведения работ;
  • недопустимо также проведение работ в сроки, когда материал, включенный в работу еще недостаточно изучен; недопустимо в день проводить более одной контрольной работы;

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышения.

        

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

2 класс

 ( 4 часа в неделю, за год - 136  часов)

Автор учебника: « Русски й язык»  Н.В. Нечаева,  2020 г

 

п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

(Предметные)

Характеристика деятельности

обучающихся

Корректировка программы.

1.

Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи № 1, 2, 3 (2)

Осваивать структуру и особенности оформления учебника и рабочих тетрадей.

Анализировать особенности

речевой ситуации; сравнивать

уместность–неуместность выбранных приветствий; использовать средства устного общения в соответствии с речевой

ситуацией. Различать звуки речи; выполнять орфографический анализ

слова (находить в слове заданные орфограммы, называть известные, соотносить с правилом).

Анализировать средства

письменной речи; записывать

предложения и слова под диктовку, списывать текст, учитывая опасные места (орфораммы)

Осваивать знаки, символы, таблицы, схемы, справочного материала, приведенных в данном разделе учебника и РТ;

Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем.

Запись слов-приветствий, нахождение орфограмм.

Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные.

Контролирование правильности записи

предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости (постоянно)

2

Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень – (1, 3, 4, 5)

Осваивать структуру и особенности оформления РТ.

Приобретать опыт адекватно_

го использования средств уст_

ной и письменной речи.

Активизировать знания:

– о частях речи (слова-предметы, слова – признаки предмета),

– о родственных словах и корне слова,

– о слогоделении,

– об особенностях фонетической системы русского языка

Адекватно использовать средства устной речи при выразительном чтении, при

общении

Анализировать средства грамотной письменной речи

Различение слов, обозначающих предметы.

Подбор рифмы на основе

звукового анализа слов, узнавание родственных слов, выделение корня.

3

3.

Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Слова вежливого обращения. Многозначность слов. Различение предложений по цели и интонации. Повторение выученных орфограмм - 4–8(6)

Анализировать средства

письменной речи; записывать

предложения и слова под диктовку, списывать текст, учитывая опасные места (орфограммы)

Приобретать опыт на практическом уровне: различать многозначные слова, диалог,

различать реплики персонажей в диалоге; среди данных слов находить родственные слова, а в них – корень; различать самостоятельные и служебные части речи.

Анализировать и группировать слова в ходе игры на выбывание: по количеству слогов,

по принадлежности к словам-предметам

и словам – признакам предметов, живое–

неживое. Фонетический анализ слов и слогов

4

4.

Признаки предложения. Большая буква в словах. Звуки речи - №9-12 (7, 8, 9)

Использовать средства устной

речи в соответствии с предлагаемой ситуацией и изученные средства письменной речи;

адекватно использовать слова

вежливого обращения.

Выполнять орфографический

анализ слова.

Различать предложения по

цели высказывания и по интонации; знать правила записи предложения.

Расширять опыт парной работы, участия в инсценировке

Различать

предложения

по цели

высказывания.

Различать

предложения

по интонации.

Оформление

предложений.

5

5.

Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих - 13, 14-15 (10)

Практически знакомиться

с признаками текста.

Активизировать умение выполнять фонетический и звукобуквенный анализ слова;

находить слова, обозначающие предмет, определять их род.

Знать правила правописания

гласных после шипящих

Делить слова на слоги, звуковой анализ слов. Упражнение в написании гласных после шипящих.

Смысловая связь предложений в тексте,

слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста, пунктирование текста.

Оформление предложений (первое слово

пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !). Раздельное написание

слов.

Орфографический анализ слов.

Анализ текста в рубрике «Напоминание»

о различении слов по роду.

Применение правил при списывании и записи под диктовку

6

7

6.

7.

Правописание гласных после шипящих. Непроверяемые безударные гласные. Звуки речи. Различение предложений по интонации. Оформление предложений - 16 (11, 12)

Родственные слова. Корень. Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу. Правописание гласных после шипящих. Повторение фонетических знаний - 17 (13, 14*, 15)

Словарный диктант №1

Учиться различать понятия

«лексическое значение слова»

и «грамматическое значение

слова».

Сочетать слова по грамматическим признакам и по лексическому значению.

Находить родственные слова, выделять корень.

Сравнивать слова по лексическому и грамматическому значению, группировать их.

Определять сильную и слабую

позиции звуков

Различать лексическое и грамматическое значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости

слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня.

Фонетический анализ.

Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу.

Классификация слов.

Маркировка сильной и слабой позиции гласного в корне.

Расширение активного словаря

8

8.

Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Слабые и сильные позиции гласного в корне - №18-21

Учиться различать понятия

«лексическое и грамматическое значение слова».

Находить среди данных родственные слова. Обозначать сильную и слабую позицию звука в

корне слова. Обнаруживать

орфограммы. Учиться работать в группе

Различать:

– слова и набор букв;

– предметы и их названия;

слова с непроверяемой и проверяемой орфограммой.

Находить сильную и слабую

позицию звука в слове.

Узнавать родственные слова,

находить в них корень.

Ознакомиться с лексическим и грамматическим значением слова. Определение

грамматических признаков: род, число.

Упражнение в узнавании и подборе родственных слов. Упражнение в решении орфографических задач

9

9.

Р/р Обучающее сочинение по теме «Сентябрьский денёк»

10

10.

Непроверяемые безударные гласные в корне - №22-23 (16)

Практически знакомиться

с признаками текста.

Активизировать умение выполнять фонетический и звукобуквенный анализ слова;

находить слова, обозначающие предмет, определять их

род. Знать правила правописания

гласных после шипящих

Различать:

– слова и набор букв;

– предметы и их названия;

– слова с непроверяемой и проверяемой орфограммой.

Находить сильную и слабую

позицию звука в слове.

Узнавать родственные слова,

находить в них корень

Делить слова на слоги, звуковой анализ

слов. Упражнение в написании гласных

после шипящих.

Смысловая связь предложений в тексте,

слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста, пунктирование текста.

Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !). Раздельное написание

слов.

Орфографический анализ слов.

Анализ текста в рубрике «Напоминание»

о различении слов по роду.

Применение правил при списывании

и записи под диктовку

11

11

 Слова, называющие предметы одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные. Слова, называющие действие предмета. Многозначность слов. Большая буква в словах №24-28 (17–19)

Различать по смыслу слова,

одинаковые по звучанию и написанию (омонимы). Различать имена собственные и нарицательные, одушевленные

и неодушевленные.

Находить орфограммы и выделять их

Различать омонимичные формы имен собственных и нарицательных. Различать одушевленные и неодушевленные

названия предметов, имен собственных и

нарицательных.

Маркировка орфограмм

12

12.

 Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне. Адекватное использование средств устного
общения. Большая буква в словах №29-32 (20, 21, 22)

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Использование орфографического словаря.

13

13.

Звуки речи. Повторение изученных орфограмм и словарных слов. Обобщение: средства устной
и письменной речи 33-35 (22,
23, 24).

14

15

1.

2.

Дифференциация согласных и гласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов №36-38 (25)

Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. Словарные слова. Различение слов
по категории рода №39-41 (26, 27)

Дифференцировать звуки речи. Уметь выполнять звуко_

буквенный анализ. Осваивать

орфоэпические нормы языка,

обнаруживать ошибки.

Уметь обозначать звуки буквами при расхождении написания и произношения (на изученные правила). Приобретать опыт различения текстов художественного и научного стиля.

Выделять звук  в слове, его характеристика. Упражнение в соотнесении звука и буквы. Анализ орфоэпических норм

(без введения понятия). Объяснение орфоэпических ошибок. Сравнение орфоэпии и орфографии.

Обоснование принадлежности текста к

художественному.

Дифференциация звуков: гласные–согласные, мягкие–твердые согласные,

16

3.

Характеристика согласных звуков (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Смыслоразличительная роль
звуков. Имена собственные №42-45  (28, 29)
Словарный диктант №2

Осознавать смыслоразличительную функцию звуков.

Знать характеристики звуков.

Уметь выполнять звукобуквенный и орфографический анализ.

Участвовать в инсценировке

Наблюдать смыслоразличительную роль звуков. Инсценированные.

Формировать опыт этикетной речи в ходе совместной деятельности. Группировка звуков и букв. Преобразование

слов. Наблюдение смысла местоимения.

Орфографический анализ слов. Соотнесение звука и буквы.

17

4.

Слабая и сильная позиция согласного. Парные/непарные согласные звуки по твердости/мягкости.
Словарные слова 46-48 (30, 31)

Осознавать смыслоразличительную функцию звуков.

Знать характеристики звуков.

Уметь выполнять звукобуквенный и орфографический анализ.

Участвовать в инсценировке

Формировать опыт этикетной речи в ходе совместной деятельности. Группировка звуков и букв. Преобразование

слов. Наблюдение смысла местоимения.

Орфографический анализ слов. Соотнесение звука и буквы. Наблюдение смысло-различительной роли звуков. Звукобуквенный разбор. Инсценирование.

19

5.

 [Ц] – непарный, твердый согласный. Ознакомление с правописанием И, Ы после Ц №49-52 (32, 33)

Осознавать понятие «непарный согласный». Различать самостоятельные и служебные части речи. Уметь писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Различать орфоэпическую и орфографическую нормы. Осознавать понятия «предложение» и правила

его оформления в письменной

речи

Работать с докучной сказкой, ее особенностями. Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельных

и служебных частей речи.

Формировать умения писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Упражнение в различении орфоэпической

и орфографической нормы. Использование средств устной и письменной речи

в составлении предложения. Упражнение в соотнесении звука и буквы

19

6.

Типы текстов. Орфограммы букв гласных №53-55 (34)

Осознавать понятие «непарный согласный». Различать самостоятельные и служебные части речи. Уметь писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Различать орфоэпическую и орфографическую нормы. Осознавать понятия «предложение» и правила

его оформления в письменной

речи

Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельных

и служебных частей речи.

Формирование умения писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Упражнение в различении орфоэпической

и орфографической нормы. Использование средств устной и письменной речи

в составлении предложения. Упражнение в соотнесении звука и буквы

20

7.

Р/р. Обучающее изложение

21

8

Йотированные гласные. Мягкий, твердый знак. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели. Перенос слов №56-58

Уметь по описанию отгадывать название животного. Уметь писать словарные слова, записывать их в алфавитном порядке. Понимать значение алфавитного порядка слов

при составлении словарей.

Демонстрировать умение переносить слова.

Составлять текст по картинке

по данному началу с использованием словарных слов. Уметь определять тип текста: описание или повествование.

Демонстрировать умение

адекватно общаться в разных

речевых ситуациях

Отгадывать названия животного по описанию и по характеристике звукового состава. Упражнение в звукобуквенном

анализе слова.

Работать со словарными словами и справочником правописания.

Парные, непарные твердые и мягкие согласные. Деление слов для переноса.

Составление текста по картинке по данному началу с использованием словарных слов. Определение типа текста.

Накопление опыта общения. Накопление

опыта уместного использования средств

устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога

22

9

Показатели мягкости согласных. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Большая буква в именах. Правила
общения №59-62 (35) (продолжение)

Демонстрировать умения:

выполнять звукобуквенный

разбор слов, обнаруживать позиции в слове со звуком [й’], переносить слова,

записывать слова в алфавитном порядке,

анализировать слова на плашке (корень; однокоренные слова; чередование согласных в

корне; позиции, в которых появляется звук [й’])

Выразительное чтение стихотворения.

Звукобуквенный разбор слов (звук [й’],

разделительные Ь и Ъ).

Анализ слов на плашке.

Запись слов по алфавиту, деление слов для переноса

23

10.

Правописание разделительного Ь. Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. Правила переноса. Лексическое значение слов №63-65 (36)
 Словарный диктант №3

Знать названия месяцев по се_

зонам. Подбирать эпитеты

(из данных) в соответствии

с заданием. Дифференцировать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Выполнять фонетический и звукобуквенный анализ; определять роли Ь и Ъ.

Различать изученные самостоятельные части речи, устанавливать их грамматические признаки (род, число).

Различать названия месяцев по сезонам. Дифференциация: проверяемые и

Непроверяемые орфограммы. Анализ

случаев написания Ь (показатель мягкости согласного, разделительная функция).

Самопроверка по справочнику правописания. Определение рода у слов, обозначающих предмет.

Звукобуквенный анализ слов с/без Ь. Различение грамматических групп слов

по значению (предмет, признак предмета, действие предмета).

24

11.

Йотированные гласные. Соотношение звуков и букв. Грамматические группы слов. Роль Ь №66-69 (37)

Сочетать слова по смыслу

и грамматическим признакам (в соответствии с заданным вопросом).

Расширять опыт само_ и взаимопроверки, формулирования задания к содержанию упражнения

Анализировать однокоренных слова на плашке:

корень, фонетический смысл Ь и Ъ.

Анализ содержания упражнения в целях

самостоятельного формулирования задания (изменение форм глаголов по образцу, написание Ь). Взаимопроверка.

Анализ юмористического стихотворения.

Звукобуквенный анализ. Составление

словосочетаний по вопросу. Лексическая работа (подбор эпитетов).

Самооценка

25

12.

Диктант по теме:

« Правописание слов с изученными орфограммами»

26

1

Введение непроверяемой орфограммы "Удвоенные согласные" №70-72 (38)

Учиться писать слова с орфограммой «Удвоенные со_

гласные в корне слова

_

Анализировать языковой материал в целях

формирования понятия об орфограмме

«Удвоенные согласные в корне слова».

Упражнение в написании слов с этой орфограммой.

27

2.

Правила переноса слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемыми безударными гласными №73-74 (42, 43)

 Различать по смыслу и написанию слова-омонимы. Уметь читать

лингвистический текст (правило).

Лексическая работа (смысл слов), сравнение слов-омонимов. Чтение и анализ правила написания удвоенных согласных

в корне. Звукобуквенный анализ слов.

28

3.

Нахождение орфограммы "Удвоенные согласные". Включение этой орфограммы в ряд изученных
орфограмм. Перенос слов №75-76 (39)

Выполнять звуко-буквенный анализ слов (по количеству звуков и букв).

С помощью учителя составлять словарь слов с удвоенными согласными

Сравнить набор букв и слов. Работать со

справочником слов с удвоенными согласными. Составлять свой словарь слов с удвоенными согласными. Расширение

активного словаря

29

5.

Правописания орфограммы "Удвоенные согласные". Орфографическая работа №80-82

Составлять тексты малых форм: письмо, записка, объявление.

Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных им творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием..

30

1.

Различение родственных слов и форм слов. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу 83-85 (Т. 2/1, 2)

Осваивать структуру и особенности оформления РТ.

Приобретать опыт адекватного использования средств устной и письменной речи.

Адекватно использовать средства устной речи при выразительном чтении, при общении

Анализировать средств грамотной письменной речи

31

2.

Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений
по интонации. Орфографическая работа 86-87 (3–5)

Активизировать знания:

– о частях речи (слова-предметы, слова – признаки предмета),

– о родственных словах и корне слова,

– о слогоделении,

– об особенностях фонетической системы русского языка Различение слов, обозначающих предметы.

Подбирать рифмы на основе

звукового анализа слов, узнавать родственные слова,

выделять корень.

Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание. Полу чить представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова

32

3.

Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями 88-89 (6–8)
 Словарный диктант №4

33

4.

Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Предлог. Безударные гласные в корне. Составление деформированных предложений. Орфографическая работа 90-93 (9, 10)

34

5.

Правила общения. Родственные слова. Формы слов. Предлог. Корень. Удвоенные согласные. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа 94-96(11–13)

35

1.

Роль приставок и суффиксов в образовании слов орфограммы корня. Восстановление деформированного текста. Словарные слова 97-101 (14)

Учиться словообразованию и словоизменению. Различать предлоги и приставки. Находить значимые части слова: корень, суффикс, приставку.

Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова

Умение различать предлоги и приставки.

36

3

Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные слова. Словообразовательная часть суффикса. Словарные слова 102-104 (15)

37

4

Контрольное списывание текста

38

5.

Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм в разных частях слова 105–107 (16, 17)

39

7

Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Слова, противоположные по смыслу. Орфографическая работа 111-113 (19–22)

40

8.

Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка – корень, корень – суффикс. Образование родственных слов, сравнение их смысла 114-115 (36, 23)

41

1.

Наблюдение случаев написания Ъ и Ь. Роль приставок в образовании слов. Родственные слова с чередующимися согласными в корне 116-118 (24)

Демонстрировать умения:

выполнять звукобуквенный

разбор слов, обнаруживать позиции в слове со звуком [й’], переносить слова,

записывать слова в алфавит_

ном порядке, анализировать слова на плашке (корень; однокоренные слова; чередование согласных в

корне; позиции, в которых по_

является звук [й’])

Знать названия месяцев по се_

зонам. Подбирать эпитеты

(из данных) в соответствии

с заданием.

Дифференцировать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Выполнять фонетический и звукобуквенный анализ; определять роли Ь и Ъ.

Различать изученные самостоятельные части речи, устанавливать их грамматические

признаки (род, число).

Сочетать слова по смыслу

и грамматическим признакам (в соответствии с заданным вопросом).

Расширять опыт само_ и взаимопроверки, формулирования задания к содержанию упражнения


Выразительное чтение стихотворения.

Звукобуквенный разбор слов (звук [й’],

разделительные Ь и Ъ).

Анализировать слова на плашке.

Запись слов по алфавиту, деление слов

для переноса

Различать названия месяцев по сезонам. Дифференциация: проверяемые и

непроверяемые орфограммы. Анализ

случаев написания Ь (показатель мягкости согласного, разделительная функция). Самопроверка по справочнику правописания. Определять род у слов, обозначающих предмет.

Звукобуквенный анализ слов с/без Ь.

Различать грамматические группы слов

по значению (предмет, признак предмета, действие предмета).

Анализировать однокоренные слова на плашке:

корень, фонетический смысл Ь и Ъ.

Анализировать содержание упражнения в целях

самостоятельного формулирования задания (изменение форм глаголов по образцу, написание Ь). Взаимопроверка.

Анализ юмористического стихотворения.

Звукобуквенный анализ. Составление

словосочетаний по вопросу.

Лексическая работа (подбор эпитетов).

Самооценка

42

3.

Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Роли Ь. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели 121-122 (27–29)

43

4.

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Родственные слова. Словообразование. Слова, обозначающие действие предметов. Служебная часть речи – предлог 123-125 (35,31,22,33)

44

6.

Диктант по теме: «Правописание слов с разделительными ь и ъ.»

45

1.

Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила общения 130-133 (39)

Различать:

– слова и набор букв;

– предметы и их названия;

– слова с непроверяемой и проверяемой орфограммой.

Находить сильную и слабую

позицию звука в слове.

Узнавать родственные слова,

находить в них корень

. Обнаруживать

орфограммы.

Учиться работать в группе

Учиться находить безударные гласные, подбирать проверочные слова.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Разбирать слова по составу Различать формы единственного и множественного числа определять лексическое значение слов. Находить слова, обозначающие признак предмета

Записывать слова с безударными гласными.

Различать набор букв и слова; нахождение орфограмм.

Различать предмет и слова, его называющего.

Тематическая группа слов (овощи). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой.

Подбирать слова по смыслу. Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов на плашке: проверка безударной

гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря Упражнение в решении орфографических задач

46

2.

Р/р. Обучающее сочинение по теме: «Мои друзья»

47

3.

Слабая и сильная позиция гласных. Определение порядка действий при проверке безударных гласных в корне 134-137  (40, 41)

48

4.

Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов. Состав слова. Приставка. 138-140 (43, 44)

49

6.

Схема проверки орфограммы "Проверяемые безударные гласные". Подбор проверочных слов. 141-143 (46, 51)

50

7.

Фонетическая работа. Слабые и сильные позиции гласных. Две орфограммы – од на буква. Однокоренные слова. Формы одного слова. Форма числа. Окончание. Различение предложений по интонации 144-145 (45, 47, 48) Словарный диктант №6

51

8.

Две орфограммы – одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне 146-149 (50, 52, 49)

 52

9.

Диктант по теме: «Безударные гласные в корнях  слов»

53

1.

 Парные согласные по глухости/звонкости. 150-152 (53, 54)

Осознавать понятие «непарный согласный». Различать самостоятельные и служебные части речи. Уметь писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Различать орфоэпическую и орфографическую нормы. Осознавать понятия «предложение» и правила

его оформления в письменной

Речи

 Исследовать звонкие и глухие согласные. Находить слабую и сильную позицию согласных.  Различать формы числа. Составлять предложения.

Исследовать  орфограммы корня. Определять форму единственного и множественного числа

Орфограммы корня. Разбор слов по составу.

Различать одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Работать с докучной сказкой, ее особенностями. Звукобуквенный анализ слов с непарными твердыми согласными. Упражнение в различении самостоятельных

и служебных частей речи.

Формировать умения писать слова с сочетаниями жи_ши, ча_ща, чу_щу. Упражнение в различении орфоэпической

и орфографической нормы. Использование средств устной и письменной речи

в составлении предложения. Упражнение в соотнесении звука и буквы

54

2.

Определение сильной позиции для парных согласных. Фонетический анализ. Исследование и определение способа действия по выбору согласного в слабой позиции. Самостоятельная формулировка правила. Одушевленные, неодушевленные предметы 153 (55, 56, 67)

55

3.

Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Правила общения 154-155 (59)
Прямое и переносное значение 156-158 (57, 58)

56

5.

Парные согласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Родственные слова. Форма слов 159-161 (60–63)
 Словарный диктант №7

57

6.

Одушевленные, неодушевленные предметы 161-165 (64,65,66,68)

58

1.

Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи. Словарные слова. Объявление 166-168 (71, 69, 70)

Осознавать понятия: «грамматические группы слов», «грамматическое значение», . Выделять самостоятельные слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, слова-указатели и служебные слова.

59

2.

Грамматические группы. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. 169-171 (72)

Различать понятия «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».  Определять  части речи

60

1.

Определение частей речи. Форма рода. Роль суффиксов. 172 (73, 74)

Определять парные согласные в корне слова. Грамматические признаки слов.

Наблюдать за именем существительным в словосочетаниях и предложениях.

61

2.

Формы числа и рода. Одушевленные и неодушевленные имена су Орфография корня. ществительные. 173-175 (76)

Орфографическая работа. Определять части речи, находить родственные слова

Определять форму числа и рода, различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

62

4.

Начальная форма имени существительного. 179-182 (78, 82)

Осуществлять грамматический разбор имени существительного. Определять.лексическое значение слов

Уметь выполнять грамматический разбор имени существительного, определять лексическое значение слов, постановка имен существительных в начальную форму.

63

5

Административный диктант за 1 полугодие.

64

6.

Ь в конце имени существительного на шипящий. Роли Ь. 183-186 (79, 80)

Орфографическая работа. Грамматический разбор

Писать ь на конце имен существительных на шипящий. Определять роли мягкого знака.

65

7

Правила правописания гласных после шипящих и Ц. 187-189 Словарный диктант №8

Подбирать слова с переносным значением. Ставить  имена существительные в начальную форму. Определять грамматические признаки слов

Писать  гласные после шипящих и ц в именах существительных. Определять  прямое  и переносное значение слов.

66

8

Объявление. Компоненты объявления 190-192 (75)

Составлять объявления из соответствующих компонентов.

Уметь  писать объявление, выполнять фонетический разбор имен существительных.

67

10

Сравнение текста объявления и текста записки. 193-196

Уметь составлять и сравнивать текст объявления и текст записки

Составлять текст объявления и текста записки.

68

1.

Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы.. 197-199

Согласовывать прилагательные с существительными.

Определять грамматические признаки.

Выполнять орфографическую работу.

Звуко-буквенный разбор.

Различать виды текста. Текст-описание.

69

2.

Имя прилагательное. Стили текста. 200-202 (83)

70

4.

Изложение (№204 – 205)

71

5.

Редактирование текста.

Орфографическая работа.

Редактировать текст Однокоренные слова. текст – описание.

72

6.

Грамматические признаки. Суффикс, его роль в образовании слов. №206

Определять роль суффиксов в образовании слов. Грамматические признаки имени прилагательного.

73

7.

 Имена числительные. 207-210

Выделять  имена числительные в речи.

Применять правила правописания имён числительных

Находить суффиксы и определять их роль в образовании слов.

74

8.

Правописание имен числительных. 211-214  Словарный диктант №9

75

9.

Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов. Приставка. Роль Ь. 215-216

76

10.

Диктант по теме: «Имена существительные и прилагательные»

77

1.

Глагол. Орфографическая работа. Правила общения. 217-221 (88) Роль глагола в речи.. 222-224

Определять роль глагола в речи.

Определять роль глагола в речи.

Выделять приставки в родственных словах.

78

Сочинение о зиме (№225)

79

3.

Глагол. Форма числа. 226-229 Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания. 230-232 (89)

Ставить имена существительные в   начальную форму Определять местоимения, находить  корень.

Применять правила общения. Орфографическая работа.

Определять  части речи. Грамматические признаки.  Формы числа.

Постановка имен существительных в начальную форму, выделение корня. Определять части речи, грамматические признаки.

Разбор слов по составу.

80

5.

Определение частей речи. Грамматические признаки.233-235

81

6.

Глагол. Форма числа. 
№236-237

82

1.

2.

Непроизносимые согласные в корне. 238 (Тетрадь3./1)
Определение слов с непроизносимыми согласными. 239  (2, 3, 4)
 Словарный диктант №10

Выполнять фонетическую работу. Анализировать способы проверки орфограмм корня. Учиться продолжать рассказ по его началу.

Сравнивать сочетаний согласных по произнесению. Применять разные способы действий  при подборе проверочных слов. Производить орфографическую работу.

Уметь продолжать рассказ по его началу.

Сравнивать произнесения сочетаний согласных.

Выбирать правильный способ действий при подборе проверочных слов.

83

3.

Непроизносимые согласные в корне.. 240 (5, 6)

Звуко-буквенный анализ.

Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне.  Роль Ь.

Выполнять звуко-буквенный анализ. Писать слова с удвоенными согласными.

84

4.

Слова с удвоенными согласными. 241-244

85

5.

Непроизносимые согласные. Способ их проверки.. 245-248 (7, 8)

Обобщать  материал об изученных орфограммах: удвоенные согласные.

Составлять поздравления.

Уметь составлять поздравление. Написание слов с удвоенными согласными.

86

7

Диктант по теме: «Непроизносимые согласные»

87

1.

Главные члены предложения. Грамматическая основа.
№252-253 (11)
Подлежащее. Сказуемое.. №254-255 (12–15)

Исследовать грамматическую связь между подлежащим и сказуемым.  Находить главные  и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространенные предложения

Различать предложения
по цели и интонации. Монолог. Местоимение. Орфографическая работа.  Восстанавливать деформированные предложения.

Уметь устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения.

Уметь устанавливать  грамматические связи между подлежащим и сказуемым.  Распространять предложения. Различать по цели высказывания и интонации.

Восстановление деформированных предложений.

88

2.

Подлежащее. Сказуемое.. №254-255 (12–15)
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.. №256-258 (16)

89

4.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.. 259-262 (17, 20)
 Словарный диктант №11

Работать над определением лексического значения слов,  
определением частей речи, окончания. Работать над правописанием безударных гласных в корне

Уметь устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения. Работа с безударными гласными в корне слова.

90

5.

 Грамматическая основа.
Деформированный текст.. – №263-265

Определять части речи. Служебные слова (предлож.). Местоимения. Приставка. Лексическая работа (фразеологизмы). Различать предложения по интонации

Уметь определять грамматическую основу предложения.

Уметь составлять поздравительную открытку.

91

6.

Поздравительная
открытка. Орфографическая работа. №266-268 (
21)

Уметь определять распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы).

92

1.

Служебные слова – предлоги. №269-273 (24) Роль предлога. Правописание слов  с предлогами, приставками. №273 -274   (29, 22)

Уметь определять грамматическую основу предложений. Осуществлять связь слов в предложении.  

Различать предлоги и приставки

 Форма слов. Окончание. С какой частью речи используются предлоги. Части речи. Приставка. Формы слова. Окончание. Главные члены предложения. Связь
слов в предложении. Числительные. Орфографическая работа.

93

3.

Предлог. Роль предлога в предложении. №275-277 (23, 25)

94

4.

Р/р. Обучающее сочинение.

(№278-279)

95

5.

 Различие приставки и предлога.. №283-285 (28, 30)ог. Приставка. Словосочетания.  280-282 (26, 27)

Уметь различать предлоги и приставки. Уметь восстанавливать деформированные предложения.

Находить основу предложения.  Составлять  рассказ о том, как играли  дети. Работать
с изученными орфограммами, с деформированным текстом.

Орфографическая работа. Лексическая работа. Основа предложений. Связь между главными и второстепенными
членами предложения. Категория. Числа. Звуко-буквенный разбор. Грамматические признаки слов.
Различие приставки и предлога.. Основа предложений. Грамматические формы. Лексическая работа. Орфографическая работа. Диалог. Реплики.

96

7

 Грамматическая основа предложения. Определение частей речи.. №286-287 (31)
 Словарный диктант №12

97

8

 Различение предложений по интонации. №288-290 (35)

98

9

 Монолог. Диалог. Реплики. №291-292 (32, 33)

99

10

Контрольное списывание.

100

11.

 Адекватное использование средств устного общения. Письмо. Звуко-буквенный анализ.
Орфографическая работа. №293-294 (
34)

101

12

Главные члены предложения. Форма слова. Окончание. Определение частей речи. Правописание
предлогов. Однокоренные слова. №295-297 (36, 37)

102

1.

Наблюдение омонимов. Работа
с небылицами. №299-300 (40, 41)

Уметь работать с небылицами, определять лексическое значение родственных слов. Работать с небылицей.

Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение. Лексическое значение слов.

103

2.

Различение предложений по цели. Звуко-буквенный
анализ слов. №301-303

104

4.

Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. №304-307 (43, 44)

Находить части слова. Работать с изученными орфограммами, над лексическим значением слов. Повторять изученные орфограммы.

Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений.

Использование изученные орфограммы.

105

5.

Редактирование предложений.. №308-311 (45) Словарный диктант №13

106

1.

Многозначные слова Диалог.. №315-316

Уметь отличать диалог от монолога.

Орфографическая работа. Прямое и переносное значение. Главные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.

107

2.

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. №317-318 (46, 48)

Работать с родственными словами. Разбирать слов по составу.

Родственные слова. Орфографическая работа. Переносные значения.

108

1.

Синонимы – слова, близкие по смыслу.. №321-323 (Тетрадь 4./2) Сравнение. Синонимы. Словарная работа. №324-327 (1, 3)

Определять слова-синонимы. Родственные слова.
Определять части речи. Прямое и переносное значение. Значение суффиксов. Антонимы. Работать  с изученными орфограммами. Осуществлять звуко-буквенный анализ, орфографическую работу.

Уметь различать части речи и их грамматические признаки, определять слова-антонимы, различать синонимы и антонимы. Работа с фразеологизмами. Уметь понимать фразеологические обороты

Работа над восстановлением деформированного текста. Умение различать части речи и их грамматические признаки, определять слова-антонимы, различать синонимы и антонимы. Работа с фразеологизмами. Умение понимать фразеологические обороты.

109

3.

Р/Р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

110

4.

Слова, противоположные по смыслу – антонимы. №328-330 (4, 5)

111

5.

Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов. №331-334 (6, 8)
 Словарный диктант №14

112

6

Р/Р. Обучающее сочинение-описание (№335-336)

113

7

Антонимы. Синонимы. Сравнение. №337-338 (7, 9, 10)

114

8

Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. №339-340 (11, 12, 13)

115

1.

Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение.. №341-342 (14, 15)

Уметь редактировать текст. Работать с изученными орфограммами.. Определять части речи. Участвовать в литературной викторине.

Умение редактировать текст., проводить звуко-буквенный анализ, работать с изученными орфограммами., выделать суффикс в однокоренных словах. Звуко-буквенный анализ. Категория рода. Однокоренные слова. Суффикс.

116

3.

Продолжение рассказа по его началу. №343-346 (18, 19)

117

6.

Однокоренные слова. Имена собственные. №352-353

118

7.

Диктант по теме: «Синонимы, антонимы»

119

8

Составление плана текста.. №354-355

Уметь составлять план текста, выделять основные части текста: вступление, основная часть, заключение. Работать с местоимениями, глаголами.

Текст. Вступление. Основная часть. заключение. Местоимение. Глагол. Непунктированный текст. Работа с изученными орфограммами. Главные члены предложения.

120

9.

Р/Р. Изложение (№356-357).

121

10

Основа предложения.  Работа с изученными орфограммами №358-360

122

1

Речь – характеристика человека. Средства письменной и устной речи. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией.
Диалог. Слова вежливого обращения  №361-363 (23)

Анализировать особенности

речевой ситуации; сравнивать

уместность–неуместность выбранных приветствий; использовать средства устного общения в соответствии с речевой

ситуацией. Различать звуки речи; выполнять орфографический анализ

слова (находить в слове заданные орфограммы, называть известные, соотносить с правилом).

Анализировать средства

письменной речи; записывать

предложения и слова под диктовку, списывать текст, учитывая опасные места (орфораммы)

Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем.

Запись слов-приветствий, нахождение орфограмм.

Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные.

Контролирование правильности записи

предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости (постоянно

123

4

Ознакомление с функциями речи. Повторение изученных орфограмм. №366-367

124

5.

Диктант по  теме: «Текст»

125

6

Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. Работа со словарными словами.
Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. №368-370 (29,
30)

126

8

 Роль (функция) стихотворного текста. №371-373 (26) Словарный диктант №16

Работать с изученными орфограммами. Обобщать
знания о слове.

Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня.
Грамматический анализ слов. Редактирование. Дифференциация орфограмм.

127

9.

 Исследование текста, его редактирование. №374-375 (27, 32, 31)

128

10.

Контрольное списывание.

129

11

 Функции речи в разных речевых ситуациях.. №376 (35, 36)

Выполнять слогоделение. Однокоренные слова и формы слов. Смыслоразличительная роль звуков. Различать средства устной и письменной речи. Наблюдать за  ролью текста. Составлять  свой тексть. Анализировать речевые ситуации.
Выделять части слова. Анализировать предложения по цели и интонации.

Правила обозначения
звуков буквами. Словообразование.
Орфографическая работа. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных орфограмм.  Многозначность слов. Повторение изученных орфограмм. Переносный смысл слов. Звуко-буквенный анализ слов. Родственные слова. Корень.
Антонимы

130

12.

 Лексическое и грамматическое значение слов.. №377-378 (28)

131

14

Анализ речевой ситуации.. №383-385 (33,34)

132

15

 Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. №386-387

133

16

.Речь – характеристика литературного героя.
№388-390

134

135-136

17

 Восстановление пропущенной части текста.
№391-392
 Словарный диктант №17

Резервные уроки

Итого: 136 часов

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК

1. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2020 г.- (Стандарты второго поколения).

2. ФНМЦ  Занков Л. В. Нечаева Н.В. Русский язык. Самара: Издательский дом «Федоров», 2019г.

3.Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2019 г

4. Методическое пособие для учителя по курсу «Русский язык» для 2 клас са. - Самара: Издательство «Учебная лите ратура»: Издательский дом «Федоров».

5. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- экспозиционный экран;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

 -алфавит;

-таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

график контрольных работ по математике,русскому языку2,4 классы на 2010-2011год.

составлен график контрольных работ по математике и русскому языку в классе-комплекте2,4...

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Автор учебника Нечаева Н.В.

Рабочая программа по русскому языку 3 класс на 2012-13 уч. г. Автор учебника Нечаева Н.В. ( Интернет)...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по русскому языку2 класс

Рабочая программа  по программе Планета знаний...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Н. В. Нечаева СРО Л.В. Занков

Рабочая программа  по русскому языку 1  класс  Н. В. Нечаева СРО Л.В. Занков...