Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Мобилизующая часть урока.
| -Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! | Приветствуют учителя, настраиваются на активную работу на уроке. |
- Актуализация знаний.
Орфоэпическая разминка
Минутка чистописания
Словарный диктант
| - Проведем небольшую разминку, внимание на слайд. -Прочитаем. (читают вместе со мной) -Вы должны правильно произнести слова. звонИт, свЁкла,красИвее, алфавИт, киломЕтр, Искра, жалюзИ. -Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 25 ноября. -Сейчас проведём минутку чистописания. Записываем соединение букв ён. -Обратите внимание на соединительную линию, буква н верхнего соединения. При выполнении верхнего соединения, линию от буквы нужно довести до верхней линейки рабочей строки и после этого писать следующую букву. - Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки. Запишем слова с этим соединением букв: утёнок, лисёнок, тигрёнок. -Выделите в словах суффиксы. -Запишем предложение. В зоопарке живёт полосатый тигрёнок. -Обозначь в словах части речи. -Проведём словарный диктант. Праздник, чувствовать, лестница, корзина, собака. Задание: Поставить в словах ударение. Подчеркнуть глагол. | Выполняют орфоэпическую разминку
Записывают в тетрадях число, классная работа. Записывают соединение
Записывают слова с соединение букв ён
Записывают предложение. Выполняют задание.
Записывают слова, выполняют задание |
- Постановка проблемной учебной задачи.
| -Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс? - Как найти в слове суффикс? - Правописание каких суффиксов вы изучали на прошлом уроке? (–онок; -ёнок). - Когда пишется суффикс –онок? После твёрдых согласных и ч* пишется суффикс онок. - Когда пишется суффикс –ёнок? После мягких согласных, кроме ч* пишется суффикс ёнок. -А сейчас посмотрите на доску. На доске: ключ..к, замоч...к. Прочитайте слова. Выделите суффиксы. -Ребята, в городе потерянных суффиксов случился переполох, никто не знает какие суффиксы писать в словах ключик и замочек и почему? - А Вам интересно? - Достаточно ли наших знаний, чтобы ответить на этот вопрос? - Сформулируйте тему урока. Тема нашего урока звучит так: Учимся писать суффиксы –ик- и –ек-. - Какие цели мы поставим перед собой? | Отвечают на вопросы
Формулируют тему и цель урока
|
- Открытие нового знания.
1) Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков
2)Обобщение признаков
3) Уточнение формулировки | - Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило. - Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его). - Итак, мы сами изобретаем правило. - Посмотрите внимательно на данный ряд слов. На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами: кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки - Какой частью речи они являются? (имена существительные) - На какие две группы можно разделить эти слова? - Разделите слова на два столбика: есть/нет (Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика). На доске: есть | нет | кузнеч...к сыноч...к мяч...к ореш...к | кузнечики сыночка мячика орешка |
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. - Что интересного вы заметили? (Если при изменении форма слова гласный «и» остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.) -Составим алгоритм применения правила –ик- или –ек- 1) Выделим корень слова. Если слышим после корня (ик), сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково: (ик). 2) Изменяем форму слова, подставляя к нему слова есть/много, нет. Проверяем остался гласный звук или исчез. 3) Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-. -Обратимся к научному источнику. Обратите внимание на страницу 123. Правильный алгоритм применения правила мы составили? - Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило. «В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, И всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. | Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Разделяют слова на два столбика
Анализируют второй столбик. Отвечают на вопрос
Совместно с учителем составляют алгоритм
Читают правило Отвечают на вопрос
Слушают сказку о суффиксах |
- Первичное закрепление.
Комментированное письмо
Физкультминутка
Самостоятельная работа
| - Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму). Выбери, какой суффикс (-ек- или -ик-) нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением. Обязательно доказывай свой выбор. пенёк, мяч, дождь, нос, голубок, глоток, вечерок, корабль, ключ, блинок, городок, лист, листок, цвет, цветок, солдат, песок, луч, венок, гвоздь, замок Слова записывай в два столбика. -ик- -ек- нет мячика — мячик нет пенёчка — пенёчек
-ик- -ек- нет мячика — мячик нет пенёчка — пенёчек нет носика - носик нет дождичка - дождичек нет кораблика - кораблик нет голубочка - голубочек нет ключика - ключик нет глоточка - глоточек нет листика - листик нет вечерочка - вечерочек нет цветика - цветик нет блиночка - блиночек нет солдатика - солдатик нет городочка - городочек нет лучика - лучик нет листочка - листочек нет гвоздика - гвоздик нет цветочка - цветочек нет песочка - песочек нет веночка - веночек нет замочка – замочек -А сейчас выполним физкультминутку. А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. -А теперь я вам дам интересное задание. Подберите и запишите в каждый столбик по 3 слова. |
Выполняют упражнение 2
Выполняют физкультминутку
Выполняют задание |
- Включение нового знания в систему.
Игра «Весёлый суффикс»
Работа в парах по карточкам | -А сейчас мы с вами сыграем в интересную игру «Весёлый суффикс». Если я назову слова с -ик- хлопают мальчики, а если с -ек- хлопают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик. -Ребята, у каждого из вас на столах лежат карточки. Я предлагаю вам выполнить задания в парах. Карточка. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели суффикс. Бант...к, винт...к, диванч...к, горош...к, дружоч...к, дожд...к, дом...к, сыноч...к, сад...к, песоч...к, мост...к, ножич...к, куст...к. | Играют в игру «Весёлый суффикс»
Выполняют задание в парах |
- Информация о домашнем задании.
| Итак, ребята, запишите домашнее задание. Домашним заданием вам будет упражнение 1. Списать слова. Объяснить написание суффикса. | Записывают домашнее задание |
- Итог урока. Рефлексия.
| -Какую цель вы перед собой ставили? -Удалось ли достичь цели? -Оцените свою работу 1.Я всё понял, но есть вопросы. 2.Я все понял, могу работать по эталону. 3.Я всё понял, могу работать, объяснить другим. -Вы все молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Урок окончен! | Оценивают свою работу. |