Урок читательской грамотности. Лингвистический анализ текста «Март в лесу» из отрывка «Весна» Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Работа со «сплошным» текстом- это кропотливая работа – анализировать текст с точки зрения лексики и синтаксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s.mikitov_po_otryvku_vesna.docx | 104.7 КБ |
tehnologicheskaya_karta._mart_v_lesu.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Урок развития речи в 4 классе
21.04.2022 г.
Урок читательской грамотности
Лингвистический анализ текста по отрывку текста Ивана Сергеевича Соколова – Микитова «Весна»
Цель: помочь учащимся приобрести опыт построения пейзажного художественного описания, учить анализировать текст с точки зрения лексики, синтаксиса, развивать и обогащать речь учащихся, воспевать любовь к природе.
Задачи: учить работать над содержательными характеристиками (темой, заголовком, выделением микротем), композиционными характеристиками (вступлением, основной частью, заключением, составлением плана текста), языковыми характеристиками («особыми» словами, изобразительными языковыми средствами: эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями), над построением предложений, определять тип текста, стиль речи, жанр текста.
Ход урока.
Слайд № 1
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слушание музыки. П.И. Чайковский. Времена года. Март
- Что представляете?
II. Эмоционально – чувственное восприятие. Чтение учителем отрывка (на слух).
- Сравните музыкальный фрагмент П.И. Чайковского. Времена года. «Март» и услышанный текст.
- Ваши представления совпадают?
- Что видите?
- Что слышите?
- Что чувствуете, ощущаете?
- Вы услышали текст.
- Какую работу можно выполнить по тексту?
- Что вам больше удается из предложенного? В чем затрудняетесь?
Слайд № 2
- Мы сегодня работаем с отрывком из текста Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Весна»
Определение цели.
- Что мы поставим главной целью в работе с текстом?
- Чему будем учиться?
Определение задач.
- Задач у нас сегодня в работе с тестом очень много. Какие будем решать?
III. Анализ текста.
Слайд № 3
1. Чтение текста учащимися. (Царева З.)
- Как вы думаете, это составная часть другого более большого текста или нет? Почему?
(Последнее предложение говорит о том, что есть продолжение текста…).
- Но является ли сам отрывок самостоятельной лингвостилистической единицей?
(да, грамматическая завершенность текста характерна для ЛИРИЧЕСКОЙ ЗАРИСОВКИ).
- Что раскрывает текст? О чем?
(текст раскрывает описание картины наступления весны, содержит смысловое дополнение к раскрытию мысли – к описанию картины наступления весны)
IV. Определение темы текста, заголовка, микротем.
1)
- О чем этот текст?
В ЛЕС ПРИШЛА ВЕСНА. (Это тема.)
- Какие предложения нам говорят о том, что чувствуется весна в лесу?
(1, 3, 5, 7)
- О какой весне говорится в тексте? (о ранней, о начале, мартовской)
- Какое предложение нам говорит о мартовской весне? (8)
2)
Слайд № 4
- Какой заголовок подберем к тексту?
МАРТ В ЛЕСУ
3)
- Сколько можно выделить микротем?
(3 микротемы)
- Какие предложения входят в первую микротему? (1, 2, 3)
- О чем? О ком?
Первых признаках весны.
(Это сложное синтаксическое целое включает 3 предложения)
Слайд № 5
- Какие предложения входят во вторую микротему? (4, 5, 6, 7)
- О чем? О ком?
О трелях барабанщиках-дятлах.
(Это сложное синтаксическое целое включает 4 предложения)
4)
- Чем является 3 микротема? (8)
(Оно же и концовка)
Слайд № 6
3 микротема (концовка).
- Прочитайте концовку текста (8)
- О чем?
О мартовском солнце.
V. Составление плана:
Слайд № 7
- Поработаем над составлением плана
- Сколько выделили микротем? (две)
- Чем будет являться 1 микротема? (вступлением)
- Заголовок?
1. Первые признаки весны.
- В какую часть плана войдет 2 микротема? (основную)
- Заголовок?
2. Весенняя трель барабанщиков – дятлов.
- Что будет концовкой? (8 )
- Заголовок?
3. Мартовское солнце.
- Что можете сказать о концовке? (нет продолжения)
VI. Лексика слов. Связь слов в предложении. Структура предложений.
Слайд № 8
1)
- Выражается ли в тексте отношение автора к сообщаемому? Как?
(выражает чувства восхищения природой ).
- Какова лексика слов при выражении чувств?
- В каких словах?
(ласковая, знакомая, теплая: чуткое ухо, знакомые звуки, хорошенько, прогретая лучами)
- Какие художественно изобразительно – выразительные средства использует?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнение).
2) Рассмотрим, как предложения связаны между собой.
РП (работа в паре)
Слайд № 9
- Найдите 4 и 8 предложения.
- Какие слова повторяются?
(ВОТ: вот почти… (4), Вот, прогретая…(8)….
- Найдите 1 и 5 предложение.
- Какие слова повторяются?
(по-весеннему пахнёт, по-весеннему барабанит)
- Между ними расстояние, дистанция, это дистантная связь.
- Прочитайте 4, 5, 6, 7 предложения.
- Какие однокоренные слова в этих предложениях?
(Барабанная, барабанит, барабаны, барабанщики-дятлы.)
- Найдите в памятке, как называется такая связь предложений.
- Это контактная цепная связь.
(работа с памяткой)
3)
Давайте рассмотрим структуру предложения. РП (работа в паре)
- Все ли предложения по структуре одинаковы? Какие?
- Найдите (1, 3, 4, 7). Какие?
(распространенные, повествовательные, двусоставные, невосклицательные)
- Найдите, осложненное однородными членами предложения.
(это 8)
- Что по структуре объединяет предложения (2, 5, 6, 8)?
(те же, что в предыдущем)
- Чем осложнено?
(2) - отбрасывая на снег лиловые тени
(5) – выбрав сухое звонкое дерево
(6) - как бы перекликаясь
(8) – пригретая лучами мартовского солнца
- Знакомо вам эта структура?
(осложнено не знакомым оборотом - деепричастным)
- Есть предложение, которое нам ставит условие. Какое? (6)
4)
- Подчеркните главные члены предложения. РП (работа в паре)
- В каком порядке располагаются главные члены предложения?
(1, 2, 4, 5, 6, 8) ?
(сказуемое, подлежащее – это обратный порядок слов)
Это параллельная связь предложений.
- Предложения (3,7)?
(подлежащее, сказуемое)
- Какие предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные)
- По наличию второстепенных членов предложения?
(распространенные: обстоятельство + сказуемое + обстоятельство (или дополнение) + подлежащее).
5)
Обратите внимание на глаголы.
- Какого вида глаголы в 1, 2, 3, 5, 6, 7 предложениях?
(несовершенного)
- Время глагола?
(настоящее)
Глаголы заранее выписываю на доске: пахнет, стоят, ловит, барабанит, звучат, приветствуют.
- Это тоже параллелизм, он поддержан единством видо - временных форм глаголов – сказуемых. (ПАМЯТКА)
- Прочитайте 4 и 8 предложение.
- Вид глаголов?
(совершенный)
Глаголы на доске: послышалась, свалилась, рассыпалась.
- Время глаголов? (прошедшее в значении настоящего).
- В каком предложении глагол будущего времени? (6)
услышишь (в значении настоящего времени)
VII. Тип текста. Признаки.
- Определим тип текста и его признаки.
Слайд № 10
1)
- Давайте, определим тип текста.
(описание)
- Докажите! Прочитай памятку.
2)
- Какие слова являются ярким языковым признаком описательного типа?
- Назовите признаки предметов.
На доске признаки предметов: лиловые тени, чуткое ухо, знакомые звуки, звонкая барабанная трель, сухое звонкое дерево, лесной музыкант, пестрый дятел, мартовского солнца, снежною пылью, тяжелая белая шапка.
3)
- Посмотрите на признаки действий. Какая часть речи примыкает к глаголу? (наречие).
На доске: по- весеннему пахнет, недвижно стоят, по-весеннему барабанит, прислушаться хорошенько, непременно услышишь, торжественно звучат.
- Какое описание представляет собой текст, если действие происходит в лесу?
(пейзажное).
- Назовите слова с пространственным значением.
(там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь)
VIII. Cтиль речи. Изобразительно-выразительные средства описания пейзажа. Звуковой состав речи.
Слайд № 11
1)
- Определим стиль речи.
(книжный – художественный)
- Почему? Чтение учащимися памятки.
2)
- Давайте найдем в художественном тексте изобразительно - выразительные средства описания пейзажа.
Начнем с олицетворения:
пахнет воздух, отбрасывая тени, стоят деревья, ухо ловит, звуки весны, звонкое дерево, барабанит дятел, приветствуют приход весны, рассыпалась шапка.
Метафора:
лесной музыкант (дятел), барабаны (стук), барабанщики (дятлы), послышалась трель, шапка (снег)
Эпитеты:
лиловые тени, чуткое ухо, звонкая барабанная трель, сухое звонкое дерево, пёстрый дятел, снежною пылью, тяжелая белая шапка
Сравнение: тяжёлая белая шапка рассыпалась (как, словно) сама собой, как бы перекликаясь, звучат барабаны.
3)
- Признаком художественного стиля является и отношение автора к описываемому.
- Какое состояние выражено в тексте?
(состояние торжественности, радости)
- Какую имеет текст эмоциональную окраску - положительную или отрицательную? Объясни, почему?
- Признаком художественного текста является и параллельное синтаксическое строение предложений.
Слайд № 12
4) РП (работа в паре)
- Давайте рассмотрим звуковой состав речевого потока.
- Какие сочетания согласных присутствуют?
(глухие шумные, звонкие шумные)
- А каких словах создаётся глухой шумный звук? (звуки ч, ш, щ, х)
(чуткое, почти, послышалась, сухое, прислушаться, хорошенько услышишь, дальше, барабанщики)
- Какое это создает впечатление?
(шороха, шелеста, легкий шум)
- Во 2-й микротеме в словах, какой звук чаще всего повторяется? (р)
Присутствуют сочетания звонких шумных и сонорных согласных.
-В каких словах эти звуки?
(звонкая барабанная трель, знакомые звуки, звонкое дерево, барабанит музыкант, торжественно звучат барабаны, барабанщики-дятлы, приветствуют, приход)
- Какое создается впечатление?
(впечатление барабанной дроби, отбиваемой дятлом на сухом звонком дереве)
IX. Итог.
Слайд № 13
1)
- Еще раз назовите тему текста.
В ЛЕС ПРИШЛА ВЕСНА.
- Главная мысль текста?
РАДОСТНЫЙ ГИМН ВЕСНЕ.
- Какой заголовок мы дали этому тексту?
МАРТ В ЛЕСУ
(Это авторский заголовок.)
- На что указывает заголовок на тему или основную мысль?
(слушаю мнение детей по перечисленным вопросам).
Вывод. Рефлексия.
XI. Письмо изложения на второй день.
1. Чтение текста (один раз учащимися, так как была очень подробная работа на предыдущем уроке).
2. Уточнение плана.
3. Орфографическая работа.
4. Письмо изложения.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
(1) По- весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (4) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель…(5) Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант – пёстрый дятел. (6) Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. (7) Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. (8) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка…
(1) По- весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (4) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель…(5) Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант – пёстрый дятел. (6) Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. (7) Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. (8) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка…
(1) По- весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (4) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель…(5) Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант – пёстрый дятел. (6) Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. (7) Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. (8) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка…
(1) По- весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (4) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель…(5) Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант – пёстрый дятел. (6) Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. (7) Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. (8) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка…
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Таблица 1.
ФИО (полностью) | Афанасьева Галина Фёдоровна | |
Место работы | Г. Химки, МБОУ Гимназия № 4 | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 4 класс | |
Тема и номер урока в теме | Тема: Урок читательской грамотности. «Лингвистический анализ текста И.С. Соколова-Микитова МАРТ в ЛЕСУ» (урок № 6) | |
Предметная программа и её автор | УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» 4 класс (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина). | |
Цель рока: | Помочь учащимся приобрести опыт построения пейзажного художественного описания, учить анализировать текст с точки зрения лексики, синтаксиса, развивать и обогащать речь учащихся, воспевать любовь к природе. | |
Задачи: | Учить работать над содержательными характеристиками (темой, заголовком, выделением микротем), композиционными характеристиками (вступлением, основной частью, заключением, составлением плана текста), языковыми характеристиками («особыми» словами, изобразительными языковыми средствами: эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями), над построением предложений, определять тип текста, стиль речи, жанр текста. | |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
Структура и ход урока Таблица 2.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I Адаптационный этап | ||||||
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | 1. Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок. | Подготовка к работе, эмоциональный настрой. (включение в игру). Слушание музыкального фрагмента П.И. Чайковского «Март») | Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Проверка внимания. (проводит игру на внимание). Проверка представлений учащимися образов (зрительных, звуковых, ощущений) | Слайд № 1 (музыкальный фрагмент, образ весны). | |
2. Актуализация необходимых знаний | 2. Эмоционально-чувственное восприятие музыкального фрагмента и услышанного текста. Актуализация понимания образов (видеть, слышать, чувствовать) после прослушанного текста и сравнивать с музыкальным фрагментом, побуждать к высказыванию. | Слушают отрывок о весне из текста И.С. Соколова-Микитова. Находят совпадение представленных образов в музыкальном фрагменте и в отрывке текста И.С. Соколова-Микитова «Март в лесу» | Читает отрывок из текста И.С. Соколова -Микитова («Март в лесу). Уточняет представление, понимание учащимися зрительных, звуковых образов, образов ощущения актуализирует ранее полученный опыт сравнения учащимися представлений. |
Слайд № 1 (музыкальный фрагмент, образ весны) | ||
. II Основной этап | ||||||
2 | 1 Введение в тему урока постановка цели, задач | 1.Приобретение опыта построения пейзажного художественного текста, работа над содержательными, композиционными, языковыми характеристиками. | Определяют, уточняют цели, задачи работы с текстом. Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют тему, цель урока и прогнозируют свою деятельность по выполнению задач на уроке. | Выявляет, какую работу можно выполнить по тексту, какой вид работы хорошо освоен детьми, в чем затрудняются. Подводит учащихся к раскрытию темы, формулированию цели, задач урока. | Слайд № 2 (цель, задачи) | |
2. Организация познавательной деятельности. | Анализ текста | |||||
| 1.Доказательство самостоятельной лингвостилистической единицы. | Чтение текста. Определение самостоятельной лингвостилистической единицы, раскрывающей описание наступления весны | Направляет на доказательство грамматической завершённости текста, характерной для Лирической зарисовки. | Слайд № 3 (лирическая зарисовка-текст) Информационный. | ||
| 2.Способствовать развитию умения работать с композиционными характеристиками (вступлением, основной частью, заключением), определять тему текста, заголовки, микротемы. | Работают с предложениями (1,3,5,6), определяют ТЕМУ текста, предлагают заголовок, определяют количество микротем. | Направляет на определение сложного синтаксического целого – 1 микротема (1,2,3) – О первых признаках весны 2 микротема (4,5,6,7) - О трелях барабанщиков-дятлов. 3 микротема – О мартовском солнце (8) | Слайд № 4 (тема, заголовок), (1 микротема) Слайд № 5 (2 микротема) Слайд № 6 (концовка) | ||
| 3.Использование полученных знаний для решения практических задач. Умение составлять план текста. | Удерживают учебную задачу урока, участвуют в её решении, (делят текст на 3 части), оценивают правильность своих действий. Примерный план. 1. Первые признаки весны. 2. Весенняя трель барабанщиков – дятлов. 3. Мартовское солнце. | Организует деятельность учащихся по применению знаний. Способствует созданию условий для работы учащихся. | Слайд № 7 (план текста) Практический. | ||
| 4.Формирование умения чувствовать внутреннее состояние автора, умение передать свое отношение к прочитанному. | Определение лексики слов текста (ласковая, знакомая, теплая). | Подводит учащихся к пониманию значения лексики слов автора. | Слайд № 8 (лексика слов) | ||
| 5.Формировать умение работать с ПАМЯТКОЙ для подтверждения, как связаны между собой предложения. | Работа в паре. Озвучивают своё утверждение, доказывают (наличие дистантной связи, цепной в предложениях), подтверждают, опираясь на ПАМЯТКУ. Соотносят свое утверждение с одноклассниками. | Направляющая роль учителя. | Слайд № 9 (текст) | ||
| 6.Формирование умение находить в тексте предложения разные по структуре, характеризовать по наличию главных, второстепенных членов предложения, формировать понимание роли глаголов в тексте. | Работа в паре. Умение работать совместно для определения характеристики предложений, видеть предложения разные по структуре (простые, распространенные, осложненные), понимать роль глаголов в тексте, работать с ПАМЯТКОЙ | Направлять работу пар учащихся для определения структуры предложений, роли глаголов, используя в работе ПАМЯТКУ | Слайд № 9 (текст) Практический | ||
| 7.Выявление сформированности умений в работе с языковыми характеристиками слов. | Определяют ТИП ТЕКСТА Находят доказательство, какие слова являются яркими языковыми признаками описательного типа, признаками действий. | Организует работу по применению практических задач по выявлению признаков описательного типа текста. Направляет работу учащихся в умении вести доказательство поставленной задачи | Слайд № 10 (тип текста, признаки предметов, действий) Практический | ||
| 8.Выявление понимания ранее изученного материала в работе по определению изобразительно- выразительных средств описания пейзажа. | Под руководством учителя определяют себе задачу, следуют её выполнению. Работа в паре. Находят олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Работают с ПАМЯТКОЙ «Средства языка». Определяют стиль текста. | Побуждает к активному высказыванию по выявлению изобразительно-выразительных средств языка, лексики слов. | Слайд № 11 (стиль текста, олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения) Практический | ||
| 9.Выявление в речевом потоке сочетания звонких шумных и сонорных согласных, создающих впечатление шороха, шелеста, барабанной дроби. | Работа в паре. Находят сочетания глухих шумных звуков в словах (Ш,Ж,С,Ч) Прием АЛЛИТЕРАЦИИ, слов звонких шумных звуков (Б, Р,З,Д) Работа с ПАМЯТКОЙ | Направляет к поиску слов и высказыванию, доказательство произносительных единиц. | Слайд № 12 (звуковой состав речевого потока) Практический | ||
III РЕФЛЕКСИЯ | ||||||
3 | Рефлексия деятельности | Приобретение опыта построения пейзажного художественного описания, развитие и обогащение речи учащихся
Анализ деятельности. Самооценка своей работы. | Учились анализировать текст с точки зрения лексики, синтаксиса. Работали над содержательными, композиционными, языковыми характеристиками. Анализируют свою деятельность на уроке, дают самооценку | Все ли задачи урока выполнены? Чему учились? Что нового для себя узнали? Повторили? Закрепили? Что вы сегодня сумели? Кому было сложно работать? Оцените свою работу. | Слайд № 13 (рефлексия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Статья над работой по лингвистическому анализу текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников...
Урок русского языка в 4-5 классах (преемственность) Тема: Лингвистический анализ текста
Урок русского языка в 4-5 классах (преемственность) Тема: Лингвистический анализ текста...
Урок русского языка в 4-5 классах (преемственность) Тема: Лингвистический анализ текста
Урок русского языка в 4-5 классах (преемственность)Тема: Лингвистический анализ текста...
"Обучение лингвистическому анализу текстов различной функционально-семантической направленности".
Аттестацианная работа 2006г....
Конспект урока + презентация "Работа с текстом и анализ произведения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек»" (УМК Школа России,3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Анализ урока читательской грамотности. «Март в лесу» из отрывка «Весна» Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Анализ урока....
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту 1 класс
Диагностика читательской грамотности по несплошному тексту (1 класс)...