Внеклассное мероприятие "Ты велик, родной язык"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Филиппова Галина Викторовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_velik_rodnoy_yazyk.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ООШ» с. Лунино

                                       Конспект

внеклассного мероприятия по русскому языку:

«Ты велик, родной язык»

Цель: Расширение знаний учащихся о родном языке.

      Задачи:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- Воспитывать уважение к русскому языку.

                           

                                                        Подготовила: Филиппова  Г.В.

                                                                                                                                           

                                                                                                           

                                             

Учитель:

- Дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы провести мероприятие «Ты велик, родной язык». Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат.

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем игру мы сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Слово, речь – показатель общей культуры человека. Поэтому, овладение родным языком, культурой речи важно для тех, кто стремится  занять достойное место в обществе. Высшую форму русского языка составляет литературный язык. Но кроме него существуют другие: жаргон, арго, диалекты.

1 Конкурс «Переведи текст на литературный язык».

Коля: - Добрый день.

Миша: - Привет?! Ты что зациклился? Утром в школе луковались.

Коля: -Я тоже по русски секу. Пообщаемся, будь спок!

Миша: - Брось заливать, меня не колышет.

Коля: - Шпикаешь, что шарик берёшь?

Миша: - Мани не хватает.

Коля: - Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко, делов по горло.

Миша: - Пора делать ноги.

Учитель: Литературный язык – это подлинно драгоценнейшее наследие, ибо оно даёт возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их. В древнерусском языке помимо единственного и множественного числа существительных, было ещё двойственное число.  Его употребляли, когда речь шла о двух предметах. Стол (один), стола (два), столы (больше двух). С 18 века форма двойственного числа утратилась, но след остался.

2 Конкурс «Поставь слово во множественном числе»

Инженер – инженеры

Лист (бумаги) – листы

Шофер – шоферы

Профессор – профессора

Учитель – учителя

Учитель: Этикет. Потому как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, его культуре.

3 Конкурс «Напиши приветствие»

Другу –

Учителю –

Соседу –

Директору –

Бабушке –

Учитель: В художественных произведениях, поздравительных текстах и речах как средство выразительности используется слово. Средствами выразительности служат антонимы, метафора, синонимы, архаизмы, неологизмы.

4 Конкурс «Подбери антонимы»

Счастье –

Правда –

Мягкий –

Молодость –

Тепло –

Здоровый –

Красивый –

5 Конкурс «Метафора» ( подобрать словосочетания в прямом и переносном значении)

Стальной, железный, оловянный, медный, серебряный.

6 «Кто больше подберёт синонимов»

Большой –

Маленький –

Учитель: Начиная с реформ Петровской эпохи, принесший в русский язык большое количество слов, и заканчивая современным состоянием языка, речь идёт о непрекращающемся процессе вхождения слов из иностранных языков.

Заимствованные слова проникают в наш язык, в первую очередь, благодаря причинам нелингвистического характера: они появляются как названия новых явлений в сферах: экономики, политики, социальной, культурной, бытовой, техники и электроники.

С одной стороны, заимствование без меры засоряет речь, делает её не для всех понятной; с другой стороны, разумное заимствование обогащает речь, придаёт ей большую точность.

7 «Определи значение слов»

Виктория -  победа

Презент – подарок,

Решпект – уважение

Апелляция – просьба о пересмотре чего-нибудь.

Манускрипт – рукопись

Фракция – часть группировки

Менталитет – склад ума, характер.

Учитель: Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего во многом зависит от того,  насколько он осознаёт, в чём заключается самобытность родного языка, его богатство.  Богатству языку придают фразеологизмы. Они обладают большими стилистическими возможностями, делают речь красочной, образной.

 8 Фразеологизмы.           Скажи одним словом

1.Совать нос – любопытничать.                    1. Чесать языки – болтать.

2. Надуть губы – обидеться.                           2. Водить за нос – обманывать.

3. Выходить из себя – сердиться.                   3. Унести ноги – убежать.

4. Зарубить на носу – запомнить.           4.Ломать голову – думать.

5. Заговаривать зубы – отвлекать.                  5. Клевать носом – дремать.

9 «Черный ящик»

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

Вопросы для болельщиков

1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём.Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

9. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками.Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

15. В каком месяце 28 дней? (В любом)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )

Жюри подводит итоги конкурсов и вручает грамоты победителям.

Учитель: Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи  -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Наш КВН подошел к концу.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Тот, кто меньше ошибался,

Тот пускай и победит.

Приложение.

1 Конкурс «Переведи текст на литературный язык».

Коля: - Добрый день.

Миша: - Привет?! Ты что зациклился? Утром в школе луковались.

Коля: -Я тоже по русски секу. Пообщаемся, будь спок!

Миша: - Брось заливать, меня не колышет.

Коля: - Шпикаешь, что шарик берёшь?

Миша: - Мани не хватает.

Коля: - Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко, делов по горло.

Миша: - Пора делать ноги.

2 Конкурс «Поставь слово во множественном числе»

Инженер –

Лист (бумаги) –

Шофер –

Профессор –

Учитель –

3 Конкурс «Напиши приветствие»

Другу –

Учителю –

Соседу –

Директору –

Бабушке –

4 Конкурс «Подбери антонимы»

Счастье –

Правда –

Мягкий –

Молодость –

Тепло –

Здоровый –

Красивый –

5 Конкурс «Метафора» ( подобрать словосочетания в прямом и переносном значении)

Стальной, железный, оловянный, медный, серебряный.

6 «Кто больше подберёт синонимов»

Большой –

Маленький –

7 «Определи значение слов»

Виктория -  

Презент –

Решпект –

Апелляция –

Манускрипт –

Фракция –

Менталитет –

9 Фразеологизмы.

Скажи одним словом

1.Совать нос –                                                         1. Чесать языки –

2. Надуть губы –                                                 2. Водить за нос –

3. Выходить из себя –                                             3. Унести ноги –

4. Зарубить на носу –.                                             4.Ломать голову –

5. Заговаривать зубы –                                           5. Клевать носом –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Ты велик родной язык"

Эта разработка направлена на развитие интереса к изучению русского языка, расширяет и углубляет знания о языке....

Конспект открытого внеклассного мероприятия Клуб Веселых и Находчивых (КВН) между вторым и третьим классом на тему: «Ты велик, родной язык»

Данное внеклассное мероприяти преследовало следующие цели:- прививать детям любовь к русскому языку;- расширять знания по русскому языку;- обогащать словарный запас;- развивать логическое мышление, па...

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное занятие "Мой родной язык - русский"

Тема: «Мой родной язык - русский»Цель: Создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной ш...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...

Внеклассное мероприятие "День родного языка"

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.  Каждый язык красивый. Необходимо ...

Внеклассное занятие по русскому языку "Великий, могучий русский язык"

Устный журнал. Воспитание любви к русскому языку и литературе....