Внеклассное занятие по русскому языку "Великий, могучий русский язык"
методическая разработка
Устный журнал. Воспитание любви к русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устный журнал. | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД: Шумилина Валентина Дмитриевна
ГБОУ СОШ №638
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект занятия в группе продлённого дня.
Внеклассное занятие по русскому языку
«Великий, могучий русский язык».
Класс:4
Цель и задачи занятия: развивать познавательный интерес, воображение, устную речь, мышление; воспитывать любовь к русскому языку и литературе; учить брать в свою речь литературно правильные слова; расширять кругозор и словарный запас; уметь пользоваться дополнительной литературой, словарями.
Форма занятия: устный журнал.
Оборудование:
У воспитателя– карточки с названиями страниц, задания для команд, на доске плакат «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. П. Паустовский)
У детей– листы бумаги для представления команд, карандаши.
План проведения занятия:
- Организация начала занятия.
- Сообщение темы занятия.
- Основная часть
- Первая страница
«Русский язык – самый богатый, самый красивый из всех языков мира».
- Вторая страница «Коверканье русского языка».
- Третья страница «Правильно ли мы говорим?».
- Четвёртая страница «Этикет».
- Пятая страница «Моя игрушка».
- Подведение итогов.
Ход занятия.
- Организация начала занятия.
Приветствие гостей. Настрой на занятие.
- Сообщение темы занятия.
Тема:«Великий, могучий русский язык».
Разделение участников занятия на 2 команды, выбор капитанов команд. Определение названия команд. Представление жюри.
- Основная часть
- Первая страница «Русский язык – самый богатый, самый красивый из всех языков мира».
Сообщение ученика 4 класса Романа
- Вторая страница «Коверканье русского языка».
Да, русский язык бесконечно богат. Язык находится не в застывшем, неподвижном состоянии, а в постоянном движении, продолжает развиваться. А поэтому нетерпима словесная небрежность, допускаемая многими из нас в разговорной и письменной речи.
Почему она есть?
- Неумение найти точное нужное слово для выражения мысли;
- Нежелание его искать;
- Говорю так, потому что так говорят;
- Мода на бессмысленные словечки;
- Грубый жаргон улицы и т.д.
Вот сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться и посмотрим, как мы знаем русский язык. Каждой команде предлагается ответить на 7 вопросов по очереди (на обдумывание вопроса полминуты). За верный ответ 1 балл.
|
|
Объясните как правильно сказать: «Звякну, брякну по телефону». (позвоню) | «Черкну пару слов». (напишу) |
«Я часто ездию» (езжу) | «Вы уже ходили вешаться» (взвешиваться) |
«Разбери кровать» (приготовь постель) | «Не бросай на пол» (в закрытом помещении - правильно, а часто говорят это же в саду, в парке на улице.Земля – нет) |
«надеть» «одеть» на себя кого-то (пальто, обувь…) (ребёнка, больного) | «Я надел ребёнка» (нет- одел) (Я одел пальто, шапку- нет –надел) |
«Стоят хорошие погоды» Нет (погода не имеет множ.числа) | «Затяжные дожди» (да) |
«больно ногу» Нет(больно ноге) | «отряхни ноги от снега» Нет (отряхни снег с ног) |
«вы сходите сейчас с автобуса» Нет (выходите из автобуса) | «Заходите в магазин» Нет (случайно, а в магазин входят в дверь) |
- Третья страница «Правильно ли мы говорим?».
Командам предлагаются 5 заданий (на листочках), где они должны найти и «исправить ошибки». Совещаются в командах, представитель от команды представляет результат.
|
|
«намочились под дождём» (намокли под дождём) | «Я часто ездию» (я часто езжу) |
«Ложить тетради» (класть тетради) | «холодный кипяток» (кипячёная вода) |
«Здесь вы будете весить пальто» (вешать пальто) | «Сколько время?» (который час?) |
«Эта задача решается запросто» (просто, а запросто можно зайти в гости) | На рынке, в магазине, в столовой (меню) «кура» (А должно быть «курица», т.к. «кура» пытается её вытеснить») |
Совет школьнику «Полоскай рот после еды». (полощи рот после еды) | «Я перед тобой извиняюсь»( это не просить извинение, а самому извинять себя) надо! «прошу извинить меня», «извините пожалуйста» |
Дополнительное задание | |
Назовите жителей отдельных городов В Пушкине живут – пушкинцы В Петербурге живут – петербуржцы В Колпино живут – колпинцы В Минске живут - Минчане | Назовите жителей отдельных городов В Москве живут – москвичи В Одессе живут – одесситы В Павловске живут – плавовчане В Гатчине живут - гатчинцы |
- Четвёртая страница «Этикет».
Этикет – слово французское, определяется оно как «установленный порядок где-либо».
При дворе Людовика 15 было принято получать так называемые этикетки, на которых были написаны правила этикета. Опираясь на них, человек знал, как вести себя в той или иной ситуации.
В России появление свода хороших манер связано с именем Петра 1, который решил перевести европейский этикет на российскую почву. Под этикетом в широком смысле слова принято понимать совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, а также, как следуетодеваться.
Сейчас мы с вами разыграем некоторые сценки, связанные с этикетом.
- Задание обеим командам. Один ученик от команды. Представь себе, что ты учитель. Заходишь в класс, где идёт урок. Твоя команда - учащиеся. (Ученики от команд выходят за дверь. Заходит сначала один, затем другой. Учащиеся одной команды должны встать, затем другой команды).
- Представьте себе, что вы в автобусе. Входит бабушка. (По 1-му ученикуот 1 и 2 команды выходят за дверь.Два ученика и той и другой команды сидят, при входе должны уступить место, встать)
- Разговор по телефону. А вот разговаривать по телефону – искусство. Очень важно правильно общаться по телефону.( На доске – слова.Их нужно использовать в разговоре по телефону так, чтобы они стояли в Р.п. мн.ч..)
Тема «В магазин за покупками» (записана на доске)
Помидоры – (ов)
Апельсины – (ин)
Носки – (ов)
Чулки – (ок)
Яблоки – (ок)
5 килограмм – (ов)
Дать слова (по 1 человеку от команды) и за дверью готовятся. Затем входят от 1 команды, потом от 2 команды.
- Пятая страница «Моя игрушка».
Ребята, с вами рядом в жизни всегда есть любимая игрушка. Вы недавно писали о них в своих сочинениях. И сейчас мы с вами побываем в гостях у игрушки. Узнаем,возможно, то, чего и не знали.
- Слово ученицы Сергеевой Насти.
- Слово воспитателя «О путешествии слов». Это сказка, но и быль. Зачитывается сказка-быль о Бабе-Яге.
- Пока подводят итоги командам, 1 ученик из команды рисует Бабу-Ягу. Конкурс «Улыбка».
- Подведение итогов.
Вот и закончился наш «устный журнал». Слово членам жюри.Награждение.
Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай-Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугал их, грозя отправить их к самому Бабай-Аге. Часто говорили «Спи, а то Бабай-Ага возьмёт». Всё это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай-Ага превратилось в слово Баба-Яга.
Может ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
Использованная литература:
- Б. Трофимов «Правильно ли мы говорим?» Лениздат, 1963г.
- В. Иванов серия «Для девочек», «Этикет для девочек», М., «Премьера», издательство АСТ, 1999г.
- Журнал «Куклы в народных костюмах» №1.
- Журнал «Начальная школа», №12, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»
Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...
Внеклассное занятие к предметной недели по русскому языку для учащихся 3 класса "Путешествие зрудитов".
Внеклассное занятие предназначено для учащихся 3 класса,где ученик в игровой форме повторяет изученные орфограммы,соревнуется и углубляет свои знания по предмету....
Внеклассное занятие по этнокалендарю «Всемирный День родного языка» (конспект и презентация)
Цель: обратить внимание учащихся на проблему вымирания языков во всём мире, обсудить пути поддержания исчезающих языков....
Презентация к внеклассному занятию "А. В. Суворов - великий русский полководец"
Презентация предназначена для учащихся 3-4 классов. Знакомит с жизнью А. В. Суворова (детские годы, героические сражения)....