Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Джигунова Зулета Рашидовна

Тема урока: «Что такое родственные слова». 2 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_po_rus._yaz_2_kl.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое родственные слова». 2 кл.

Учитель: Джигунова З.Р.

Тема урока: «Что такое родственные слова.»

Цели урока:

  • Познавательная (предметно-информационная)

Знать и понимать: термины и понятия: «родственные слова», «однокоренные слова». Формировать умение видеть и образовывать родственные слова.

  • Развивающая (метапредметная, деятельностно-коммуникативная)

Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков;

самостоятельной и творческой работы,  контроля и самоконтроля.

  • Воспитательная (личностная, ценностно-ориентационная)

  • Коррекционная

Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы, прививать любовь к природе,

интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы.

Формировать и развивать словарный запас.

Задачи:

1. Дать понятия родственные слова и однокоренные слова.

2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные

умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

5. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Картинка рябины (словарное слово);
  • Толковый словарь. Атлас - определитель «От земли до неба»;

Ожидаемые результаты урока:

Предметные умения

УУД

Знать алгоритм определения однокоренных слов.

Уметь применять этот алгоритм.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, в группе отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию.

Ход урока

1.Организационный момент.

-На доске слова: всё, нас, У, получится!

-Составьте из этих слов предложение.

-Что получается?

- У нас все получится! Желаю удачи, ребята!!!

2. Актуализация знаний

1) Минутка чистописания.

Р рр  ря
2) Орфографическая минутка.

Словарь: рябина. Поставить ударение, выделить безударные гласные, разделить на слоги.

- Найти в атласе - определителе и в толковом словаре, зачитать, что такое рябина.

Составить предложение со словарным словом:  подчеркнуть главные члены предложения.

Зимой птицы лакомятся рябиной.

- Какую роль играют подлежащее и сказуемое в предложении?

( Они составляют грамматическую основу).

- Второстепенные члены предложения?

( Второстепенные члены предложения поясняют).

- Какое это предложение ? ( Распространенное или нераспространенное ?)

- Что такое распространенное предложение?

- Что такое нераспространенное предложение?

3. Самоопределение к деятельности

- Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники.

Загадка.

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

4. Работа по теме урока

- Откройте учебники на с.58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Упр.77 (с.59)

- Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения)

- Чем похожи выделенные слова?

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

Упр. 78 (с.59)

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да, есть общая часть и эти слова близки по значению)

-Выполните письменное задание.

  1. Работа в группах

ГОРНЫЙГОРА, ГОРОДОК , ГОРКа

Морскойморякморемороз

Водаводичкаводный, водитель

Назовите корень

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

1) Самостоятельно с взаимопроверкой.

У каждого на партах задание.

Двор, бег, дворик, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье.

- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Запишите данные слова по группам, выделите корень.

  1. Грамматическая задача.

Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренноекорень -совет-.)

Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.

  1. Работа в парах.

Игра « Третий лишний».

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.

СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.

- Запишите эти группы слов. Выделите корень.

7. Рефлексия

Соединить линиями однокоренные слова и выделить корень

а) Соль, солонка, солома

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Самооценка с помощью смайла.

8. Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

9.Выставить оценки.

10. Дом задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, к, чн, щн» Система Л.В.Занкова, 2 класс

  Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.Данный урок является  завершающим по данной теме..Цель: Систематизация знаний учащихся о   пра...

Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Закрепление»

Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Закрепление»...

Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Итоговый урок»

Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Итоговый урок»...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...