Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Что такое родственные слова». 2 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_po_rus._yaz_2_kl.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое родственные слова». 2 кл.
Учитель: Джигунова З.Р.
Тема урока: «Что такое родственные слова.»
Цели урока:
| Знать и понимать: термины и понятия: «родственные слова», «однокоренные слова». Формировать умение видеть и образовывать родственные слова. |
| Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков; |
самостоятельной и творческой работы, контроля и самоконтроля. | |
| Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы, прививать любовь к природе, |
интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы. Формировать и развивать словарный запас. |
Задачи:
1. Дать понятия родственные слова и однокоренные слова.
2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные
умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
5. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Карточки для индивидуальной работы;
- Картинка рябины (словарное слово);
- Толковый словарь. Атлас - определитель «От земли до неба»;
Ожидаемые результаты урока:
Предметные умения | УУД |
Знать алгоритм определения однокоренных слов. Уметь применять этот алгоритм. | Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля. Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства. Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, в группе отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию. |
Ход урока
1.Организационный момент.
-На доске слова: всё, нас, У, получится!
-Составьте из этих слов предложение.
-Что получается?
- У нас все получится! Желаю удачи, ребята!!!
2. Актуализация знаний
1) Минутка чистописания.
Р рр ря
2) Орфографическая минутка.
Словарь: рябина. Поставить ударение, выделить безударные гласные, разделить на слоги.
- Найти в атласе - определителе и в толковом словаре, зачитать, что такое рябина.
Составить предложение со словарным словом: подчеркнуть главные члены предложения.
Зимой птицы лакомятся рябиной.
- Какую роль играют подлежащее и сказуемое в предложении?
( Они составляют грамматическую основу).
- Второстепенные члены предложения?
( Второстепенные члены предложения поясняют).
- Какое это предложение ? ( Распространенное или нераспространенное ?)
- Что такое распространенное предложение?
- Что такое нераспространенное предложение?
3. Самоопределение к деятельности
- Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию./
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
- Среди слов тоже есть родственники.
Загадка.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
4. Работа по теме урока
- Откройте учебники на с.58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)
Упр.77 (с.59)
- Прочитайте текст.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения)
- Чем похожи выделенные слова?
-Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)
Упр. 78 (с.59)
- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да, есть общая часть и эти слова близки по значению)
-Выполните письменное задание.
- Работа в группах
ГОРНЫЙ, ГОРА, ГОРОДОК , ГОРКа
Морской, моряк, море, мороз
Вода, водичка, водный, водитель
Назовите корень
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала.
1) Самостоятельно с взаимопроверкой.
У каждого на партах задание.
Двор, бег, дворик, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье.
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Запишите данные слова по группам, выделите корень.
- Грамматическая задача.
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(Чтение хором)
Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)
Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)
Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.
- Работа в парах.
Игра « Третий лишний».
БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.
ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.
СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.
- Запишите эти группы слов. Выделите корень.
7. Рефлексия
Соединить линиями однокоренные слова и выделить корень
а) Соль, солонка, солома
б) Печурка, печать, печка
в) Носильщик, нос, носатый
Самооценка с помощью смайла.
8. Подведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке?
- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
9.Выставить оценки.
10. Дом задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...
Тема урока: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, к, чн, щн» Система Л.В.Занкова, 2 класс
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.Данный урок является завершающим по данной теме..Цель: Систематизация знаний учащихся о пра...
Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Закрепление»
Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Закрепление»...
Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Итоговый урок»
Тема урока: «Правописание сочетаний [ЧА], [ЩА], [ЧУ], [ЩУ]. Итоговый урок»...
Технологическая карта к уроку русского языка, 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема урок: Правописание сочетаний ча, ща, жи, ши.
Тип урока: закрепление изученного материала...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...