Технологическая карта урока по русскому языку «Наши проекты. Пословицы и поговорки», 4 класс( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хакимова Зарина Ильшатовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: расширение знаний о пословицах и поговорках; умение объяснять их смысл; развитие умения анализировать народные пословицы и поговорки.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать умение объяснять смысл пословиц и поговорок; выразительно читать пословицы и поговорки
  2. Формировать знание пословиц и поговорок;

Развивающие:

  1. Развивать способность к самооценке;
  2. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.05.2022г.

Школа: МОУ «Смольнинская ООШ»

Класс: 4

Урок: 3

Время: 10:10-10:50 Кабинет:

Студент: Хакимова Зарина Ильшатовна

Группа:  41

Учитель: Тюбина Лия Рашитовна

Методист:

Тема урока «Наши проекты. Пословицы и поговорки.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: расширение знаний о пословицах и поговорках; умение объяснять их смысл; развитие умения анализировать народные пословицы и поговорки.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение объяснять смысл пословиц и поговорок; выразительно читать пословицы и поговорки
  2. Формировать знание пословиц и поговорок;

Развивающие:

  1. Развивать способность к самооценке;
  2. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

Оборудование: учебник «Русский язык», В.П, Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой
Фронтальная

Приветствует класс. Создаёт эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на рабочий стол, проверьте готовность к уроку. Желаю всем успехов - Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

        

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: словарная работа

Минутка чистописания

Наглядный: 
учебная презентация

Фронтальная

Словесный::

Беседа, проблемная ситуация

Проверка домашнего задания. Актуализирует знания учащихся. Побуждает к высказыванию своего мнения. Минутка чистописания.

В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!

-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
-Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? 

-Прочитайте текст про себя.

Летит птица –

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.

- Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).

- Какие слова непонятны?

- Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).

- Прочитайте текст по памяти.

- Определите жанр текста 

- Кто знает отгадку? 

- Как вы догадались?

Сдают домашнее задание. Отвечают на вопросы.

-Пословица.

-Загадка.

-Комар.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания, уметь писать каллиграфическим почерком, уметь находить орфограммы в словах.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

Выдвигает проблемное задание. Подводит к постановке темы урока и цели урока.

-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
- Как вы объясните, что такое загадка?

Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

 Формулируют цели и задачи. Выполняют работу у доски и в тетрадях.

-о загадках,пословицах и поговорках.

Предметные: уметь формулировать тему и цель, составлять план работы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

"Открытие"

детьми нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический: работа с учебником, работа у доски

Словесный: беседа

Частично-поисковый метод.

Работа с правилом. Объяснительно-иллюстративный

Организует работу над новой темой.

- К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

-Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

- Все эти произведения называются фольклором.

-А как вы думаете, кто такие фольклористы?

Фольклорист –человек, изучающий народное творчество.

- Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

- А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.

Динамическая пауза

- Теперь немного отдохнем, вставайте и повторяйте за мной.

Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения.

Работают с учебником.

-Устное народное творчество

-Песни, сказки, пословицы, загадки

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа. Практический6 работа с учебником, работа в тетради

Словесный: беседа

Организует первичное закрепление знаний у учащихся.

-Сейчас вам нужно будет поделиться на 4 группы. Каждой группе будет дана пословица,значение которой вы должны будите объяснить.

Что посеешь, то и пожнёшь.

 Человек своими поступками сам определяет своё будущее.
Поспешишь — людей насмешишь.

 Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.
Любишь кататься — люби и саночки возить.

 Любишь отдыхать, люби и трудиться.


Без труда не вынешь и рыбку из пруда


Даже самое простое дело может потребовать усилий, затрат.

Работают с учебником.

Выполняют задания из учебника. Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение упражнения

Организует самостоятельную работу учащихся.

- Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.

Работают с учебником.

Выполняют задания самостоятельно.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Фронтальная

Парная

Словесный

Практический:

Упражнение

Фронтальная

Практический:

Словесный: 

Парная

Практический:

Упражнение

Словесный: беседа

Словесный: инструктаж

Индивидуальная

Практический:

Упражнение

Наглядный

Групповая

Практический:

Упражнение

 

Закрепляет знания учащихся.

Прочитайте рассказ Л.Н Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Как глядишь, так и видишь. На одно и то же можно посмотреть с разных точек зрения.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Предметные:

Уметь находить и верно подбирать способ проверки парного согласного.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

Какая тема была нашего сегодняшнего урока?

Какие цели поставили?

Как проявляли себя участники проекта?

Какие новые знания и умения приобрели?

Что понравилось при подготовке фоторассказа о жизни своих домашних питомцев?

Подводят итоги урока. Записывают дз.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...

Технологическая карта урока по русскому языку «Существительные с суффиксом ок» 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования знаний о написании суффикса ок. Задачи урока:Дидактические:Способствовать формированию знаний о написании суффикса ок;Научить применять существ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...