Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (УМК "Школа России" 4 класс)
материал по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с грамматической ролью суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» в слове и их правописание; 2. Научиться правильно использовать в письменной речи суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок. | Предметные: 1. Учиться выделять значимые части слова, объяснять их роль в слове; 2. Учиться определять суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах; 3. Уметь применять правило правописания суффиксов. |
Развивающие: 1.Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление; 2.Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания. | Личностные: 1. Проявлять интерес изучению новой темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»; 2. Осознавать важность темы в русском языке. |
Воспитательные: 1. Прививать интерес к предмету; 2.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах. |
УМК: «Школа России», Учебник Русского языка 4 класс 1 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 10.11.2023 г. Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4 «Е» Урок: 1 Время: 13:00 – 13:40 Кабинет: 211 | Студент: Павленко Анна Яковлевна Группа: 45 Учитель: Ашмарина Вера Николаевна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с грамматической ролью суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» в слове и их правописание; 2. Научиться правильно использовать в письменной речи суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок. | Предметные: 1. Учиться выделять значимые части слова, объяснять их роль в слове; 2. Учиться определять суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах; 3. Уметь применять правило правописания суффиксов. |
Развивающие: 1.Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление; 2.Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания. | Личностные: 1. Проявлять интерес изучению новой темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»; 2. Осознавать важность темы в русском языке. |
Воспитательные: 1. Прививать интерес к предмету; 2.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах. |
УМК: «Школа России», Учебник Русского языка 4 класс 1 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке. - Здравствуйте ребята. Меня зовут Анна Яковлевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность к уроку. - Откройте свои рабочие тетради, запишите число 10 ноября и классная работа. Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день! -Как вы думаете, какое значение имеет русский язык в нашей речи? - На ваших столах лежат карточки с изображением батареек, мы будем их заряжать, т.е. показывать сколько знаний мы приобрели. | Приветствуют учителя - Русский язык в жизни человека играет очень важную роль, благодаря ему мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими, с друзьями. | Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный презентация | Словарная работа. - Обратите внимание на слайд. Листик, медвежонок, уголок, цветочек, дождик, орешек, голосок, лягушонок
- А что такое суффикс? - Какие суффиксы вы выделили? - Отлично, закрасьте первое деление в нашей батарейке. | 1.Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения
(читают результат)
-ек, -ик, -онок, -ок | З: непроверяемые безударные гласные У: находить непроверяемые безударные гласные в словах и обозначать их К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. Вы большие молодцы! Справились с заданием. - Вы уже догадались, какая будет тема нашего урока? -Какую цель мы поставим на урок? -Чтобы добиться цели составим план урока, продолжите фразы: 1. Вспомним … 2. Составим … 3. Научимся … - Отлично, закрасьте второе деление в нашей батарейке |
- ик, -ок, -онок» -научиться правильно писать суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах - что такое суффикс. - алгоритм написания суффиксов -ек, - ик,-ок, -онок. - правильно писать суффиксы –ек, -ик, -ок, -онок | У: определять тему и цель урока. П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация Словесный: объяснение П Словесный: Пересказ правила | 1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности
Алгоритм:
-Отлично. А сейчас возьмите листочки. В группах выполните задание по первому примеру (Друг – дружок – дружочек; Нож – ножик – ножичек; Петух – петушок – петушочек Ковш – ковшик – ковшичек)
-Вторая группа – какой суффикс мы пишем в цепочке к слову петух. -Поднимите зеленый карандаш, если вы согласны с ответом. -Третья группа, какой суффикс мы пишем в цепочке к слову ковш Поднимите зеленый карандаш, если вы согласны с ответом. -Какие суффиксы вы встретили при выполнении этого задания? -Что еще необычного вы встретили, при выполнении этого задания? -Молодцы, закрасьте третье деление в батарейке. |
- Дружоч…к
-Чередование согласных в корне | З: знать правило об имени прилагательном У: определять имена прилагательные, находить их К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Л: проявление активности в общей работе. | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Закрепление с детьми полученных знаний.
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к Давайте вместе проверим это задание. - Вы справились! - Закрасьте четвертое деление в нашей батарейке. Физминутка - Встаньте, немного отдохнем. (Видео) | Выполняют задание.
1.Длинный носочек, 2.Детский чулочек 3. Колючий ёжик 4.Белый клубочек 5.Золотой ключик 6.Последний кусочек 7.Чистый коврик 8.Красный веночек 9.Снежный комочек 10. Вкусный орешек | П: З: на какие вопросы отвечают имена прилагательные У: находить и подчеркивать имена прилагательные К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж Практический: самостоятельная работа | - Теперь, работаете самостоятельно. - Выполнить упражнение 104, на странице 53. - Приступайте к работе, у вас есть 5 минут. -Время вышло, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по эталону Оцените работу: Без ошибок - «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибок – «3» - Поднимите руки у кого работа выполнена без ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3-4 ошибки. | Самостоятельно работают. Маленький, лёгонький, ельник, берёзонька, оленёнок, ежонок, зайчата, пушистый, кораблик, овражек, учитель, сказочка, смелость, утята, библиотекарь, крючок, мячик, билетик.
| З: что такое синонимы У: подчеркивать имена прилагательные, подбирать синонимы к именам прилагательным. П: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. | Раздаточный материал Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: инструктаж Наглядный учебник Практический: упражнение | -Сейчас, вам представится уникальная возможность побыть редакторами. -Ваша задача найти ошибки, исправить их, доказав правильность своего утверждения, написать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. -Давайте вместе проверим это задание. … прочитай первое слово. -Покажите сигнал: зеленый – если согласны, красный – если не согласны. -Молодцы, поиграем в игру Фотодиктант, вам нужно назвать животных, изображенных на фотографиях, ласково используя суффиксы -ек, -ок, -онок, -ик. -Медвежонок, ежонок, ослик, барашек, бегемотик, котик, слоник, жирафик -Каких животных так ласково называют? -Вспомните произведение, где описано как к животным относится человек? -Запишите понравившиеся два слова, выделите в них суффикс и орфограмму - Молодцы, закрасьте 5 деление нашей батарейки. | - Кармашек, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик, вечерочек, орешек - маленьких - Белый Бим черное ухо, Заячьи лапы, Дедушка Мазай и зайцы | З: как образовать прилагательные от имен существительных У: находить подходящие по смыслу имена прилагательные. Р: коррекция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания; | Раздаточный материал Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация | -Какая была тема нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.
- Отлично, откройте дневники запишите домашнее задание, стр.53 № 105 Закрасьте последнее деление в нашей батарейке Самооценивание. -Поднимите зеленый карандаш, если вам понравилось как вы работали на уроке, а если же нет, то поднимите красный. - Я надеюсь, что вы получили заряд знаний и он вам очень пригодится -Спасибо за урок, до свидания. | -«Правописание суффиксов –ик, - ек, -ок, -онок -научиться правильно писать суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах
- (читают алгоритм)
| Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Презентация |
Имя | Ответ на вопрос | Работа у доски | Самостоятельная работа |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к | 1.Длинный носоч…к, 2.Детский чулоч...к 3. Колючий ёж…к 4.Белый клубоч…к 5.Золотой ключ...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый ковр…к 8.Красный веноч…к 9.Снежный комоч...к 10. Вкусный ореш...к |
Предварительный просмотр:
Белый Бим Черное Ухо Гавриил Николаевич Троепольский
Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, — искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.
Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он — Бим.
Заячьи лапы Константин Георгиевич Паустовский
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…
– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.
Дедушка Мазай и зайцы Николай Алексеевич Некрасов
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -о и -а в наречиях" 4 класс
Цели урока:-совершенствование умения находить наречия в тексте;-составление алгоритма правописания а- и о- в наречиях и работа с ним;-развитие речи, мышления, памяти.Урок содержит алгоритм правописани...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс
Тема«Правописание окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
Технологическая карта урока по русскому языку "Глагольные суффиксы" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: закрепление раннее полученных знаний образования глагольных форм и правописания суффиксов в глаголах прошедшего времени....
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить изученное о глаголах.2. Развивать умение ра...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах сло...