конспект урока по русскому языку (2класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сидоров Тимофей Андреевич

Тема урока: «Имя прилагательное»

 

Тип урока: урок «открытие» нового знания

 

Цель урока: создание условий для формирования представления о понятии «однородные члены предложения»

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Познакомить с понятием «Имя прилагательное»;
  2. Формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний;
  3. Формировать умение ставить к имени прилагательному вопрос;

Развивающие:

  1. Развивать навыки контроля и самоконтроля через самооценивание деятельности;
  2. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету с помощью дидактической игры;
  2. Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения через практическую работу в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_pril.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.04.2022

Школа: №129

Класс: 2-2

Урок: 1

Время: 8.00-8.40   Кабинет: 308

Студент: Сидоров Тимофей Андреевич

Группа: 43

Учитель: Нестерова Н.С.

Тема урока: «Имя прилагательное»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о понятии «однородные члены предложения»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с понятием «Имя прилагательное»;
  2. Формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний;
  3. Формировать умение ставить к имени прилагательному вопрос;

Развивающие:

  1. Развивать навыки контроля и самоконтроля через самооценивание деятельности;
  2. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету с помощью дидактической игры;
  2. Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения через практическую работу в парах.

Оборудование: УМК «Школа России», 2 класс, рабочая тетрадь, компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа

урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Метод: психологический настрой; словесный

Приём: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тимофей Андреевич. Я рад вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Прозвенел весёлый звонок,

Он позвал детей на урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

1. Показывают готовность к уроку.

2. Настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

   

 (7  мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: словесный

Приём: беседа

Метод: языковый анализ (фонетический)

1.  Актуализирует знания по изученному материалу, создает проблемную ситуацию

- Запишите число, сегодня 13 апреля, и классную работу.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

- Обратите внимание на доску, вам дана запись:

ПРИЯБЛОКОВТУКУСЛОПАТАДМЫКАТРЕВАМУКА

- Найдите в данной строчке слова выпишите их в тетрадь.

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какие

буквы подчеркнули?

- Замечательно! А теперь вам необходимо вставить слоги

ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова:

С…гать, пру..на, про…ть, ..на.

- Кто желает поработать у доски?

- Хорошо. Написание каких буквосочетаний мы повторили?

Допишите еще два слова на это правило.

 - Молодцы!

– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, шина, говорят, красная, металл, шумит, деревья, прозрачное, живые.

- Какое задание предложим для этих слов? Попрошу двух учеников выйти к доске, а остальным работать в тетради.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?

 - Эти слова можно назвать одним словом – признаки.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Как называется часть речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое?

какие?

1. Вспоминают изученный материал

- Яблоко, укус, лопата, мука.

- сЖИгать, пруЖИна, проШИть, Шина.

- Живот, шипы .

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные,

во второй глаголы.

- Слова первого столбика обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? и что?

- Слова второго столбика обозначают действие, отвечают на вопросы что сделать? и что делать?

- красная, прозрачное, живые

- Свойства и признаки

 - какая? какой? какое? какие?

- Мы не знаем.

Предметные: Уметь отвечать на вопросы.

Уметь произносить слово, выделяя голосом нужный звук.

Уметь читать звуковые схемы слов.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

П: анализ, синтез.

Презентация

Постановка учебной задачи
(5-7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Метод:

словесный.

Приём: подводящий диалог

  1. Подводит к теме и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока.

-Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

- Составим план работы на уроке. Поставьте в правильном порядке пункты плана.

Сегодня на уроке мы будем:

3. Учиться составлять предложения с прилагательными

1. Знакомиться с новым понятием.

2. Учиться находить прилагательные в тексте.

- Молодцы! А еще на ваших партах лежат листы с лесенкой успеха. И после выполнения каждого пункта мы будем ставить плюс, если хорошо справились на этом этапе, минус, если не со всем смогли справиться на этом этапе.

1. Формулируют тему и цель

- Тема урока «Имя прилагательное»

- Познакомиться с новой частью речи: узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов.

-Научиться составлять такие предложения.

1. Знакомиться с новым понятием.

2. Учиться находить прилагательные в тексте.

3. Учиться составлять предложения с прилагательными

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Презентация

"Открытие

" детьми

нового

знания

(7-8

мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Метод: моделирование буквы: поэлементный анализ буквы

1. Организует открытие нового посредством заполнения таблицы.

- Откройте учебник на стр. 86.

Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто

прочитает нам?

- Итак, что обозначают слова?

- На какие вопросы отвечают?

- как называются такие слова?

- Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить,

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О каких словах рассказывает поэт?

- Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике

упр. 149 на стр. 86.

Нам необходимо прочитать высказывание Алексея

Николаевича Толстого. Кто прочитает?

- Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.

- С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка?

- Итак, записываем в тетради номер упражнения 149.

Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова?

- Какой частью речи они являются?

- Подчеркните выделенные слова волнистой линией.

ФИЗМИНУТКА

Заполняют таблицы.

 Слова, которые обозначают

признаки предметов и отвечают

на вопросы какой? какая? какое?

какие?, называются именами

прилагательными.

Слова легкий, весенний, добрый –

это имена прилагательные.

- признаки предметов

- какой? какая? какое? какие?

- имена прилагательные.

- поэт рассказывает об именах

прилагательных

-Один ученик читает

- Яркий, меткий, певучий,

богатый, задушевный.

- яркость с радугой, меткость со

стрелами, певучесть, богатство и

задушевность с песней над

колыбелью.

-Ученики работают над упражнением

- какой?

- Имя прилагательное.

- русский, русский, яркий, меткий,

певучий, богатый, задушевный.

 

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: анализ объектов с целью выделения признаков П: построение речевого высказывания.

П:

структурирова

ние знаний

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

П: построение

логической

цепочки

рассуждений

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Метод: практический:

Приём: упражнение

Звуко-буквенный: чтение,  анализ слов

Звуко-буквенный: чтение,  анализ слов

1. Проводит первичное закрепление посредством создания с детьми алгоритма выполнения задания

- А теперь отгадайте загадку:

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(С. Городецкий)

- Верно, это семья гусей.

- Посмотрите на выделенные слова, какими членами

предложения они являются?

- С какими именами существительными они связаны по

смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к

именам прилагательным.

1. Создают алгоритм

- Это гуси

- имена прилагательные

Папа (какой?) важный,

краснолапый.

Мама (какая?) беленькая.

Детки (какие?) жёлтые.

Предметные: знать виды соединений.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

Метапредметные:

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р: контроль, коррекция, оценка.

 

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой  (10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Метод: практический

Приём: письмо слов

1. Организует самостоятельную работу

- Найдите упр. 151. Давайте прочитаем

сочетания слов по цепочке. Начинаем с первой парты первого ряда.

- Запишите номер упражнения в тетрадь. Ваша задача списать данные словосочетания и подчеркнуть в них имена прилагательные.

- Кто напомнит, какой линией мы подчеркиваем имена прилагательные?

- Проверяем.

1. Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку

- волнистой линией.

ые:

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

        Ф, И

Метод: практический

Приём: письмо предложения

1. Организует работу по учебнику

- Найдите внизу слова для справок. Давайте прочитаем их.

- Сейчас нам необходимо подобрать для каждого имени

прилагательного синоним из данных слов для справок и

согласовать его с именем существительным.

- Что такое синонимы? Кто напомнит?

- Верно! Читаем первое словосочетание: Желтая пшеница.

Пшеница (какая?) желтая.

- Какой синоним к имени прилагательному мы можем

подобрать?

Тогда пшеница (какая?)

- Дальше...

Учитель следит за правильным  выполнением

1. Работают письменно

Слова для справок:

- Маленький, золотой, алый,

дымчатый, изумрудный,

лохматый, синий.

- Синонимы – слова, близкие по

значению

- золотой

- Золотая пшеница, дымчатый

котенок, алая гвоздика, синий

колокольчик, лохматые волосы,

изумрудная травка, маленькое

облачко.

П: построение

логической

цепочки

рассуждений

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Метод: словесный

Приём: эвристическая беседа

1. Завершает урок, подводит итог урока.

2. Осуществляет содержательную, деятельностную рефлексию.

- С какими словами познакомились на уроке?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечает имя прил?

- Как обозначаем имя прилагательное на письме?

- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора»:

Зеленый-хорошо поработал,

Желтый-работал, но могу лучше,

Красный-не работал, но я постараюсь в следующий раз.

- Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!

- Напоминаю что у вас на партах есть лесенки успеха. Внимательно посмотрите на нее. Вам нужно закрасить нужную лесенку определенным цветом. Самая Высокая лесенка –голубой цвет, средняя- желтый цвет и самая низкая-красный цвет. Готовы? Покажите мне ваши лесенки.

  • Голубой - хочу знать больше;
  • Желтый - хорошо, но могу лучше;
  • Красный - пока испытываю трудности.

Вы большие молодцы

- Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания!

1.Вспоминают тему и цели урока.

2. Оценивают свою деятельность на уроке.

- С именами прилагательными.

- и.п. обозначает признак

предмета

- какой? какая? какое? какие?

- волнистой линией

Анализируют свою деятельность

Работают с лесенкой успеха

Метапредметные:

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

Конспект урока по русскому языку "Общее знакомство с частями речи" 2класс

Тема урока" "Понятие о частях речи. Общее знакомство с частями речи"   УМК "Школа России"Цель: Познакомить с частями речи и их особенностями. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркост...

Конспект урока по русскому языку (2класс)

Конспект урока русского языка Тема: Непарные согласные по звонкости-глухости...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...

конспект урока по русскому языку (2класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Цели урока: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными...