Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа
по предмету
«Родной (русский) язык»
для 3 класса «Б»
2021/2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_yazyk_3_klass_b_mihaylova_e.n.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 21.05.2021г. № 5 | Согласовано Заместитель директора по УР _______ С.В. Бондаренко от 04.06.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» Е.В.Шагвалеева Приказ от 04.06.2021 г. № 343 |
Рабочая программа
по предмету
«Родной (русский) язык»
для 3 класса «Б»
2021/2022 учебный год
Составитель:
Михайлова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Излучинск
2021 г.
Пояснительная записка
Программа по родному русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Русский родной язык» для 3 класса составлена на основе примерной программы по русскому родному языку к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику ««Русский родной язык. 2 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. - М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766)).
Целью изучения предмета «Русский родной язык» в начальной школе являются: расширение представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развитие познавательного интереса, любви и уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре.
Задачи:
1. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4. Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5. Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
- преодолеть пробелы в умениях и навыках, возникших в период обучения в 1-2-ых классах;
- преодолеть недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки, знания о языке;
- обогатить словарный запас;
- развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые предметнымирезультаты:
• осознавать слово, предложение как главные средства языка; • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; • осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы); • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление; • вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов. Учащиеся получат возможность научиться: • производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов; • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве - Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат –братство
– побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названиярастений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник,лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционнойрусской
культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указаннойтематике;
- различать эпитеты,сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значенияслова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамкахизученного)
- осознавать смыслоразличительную рольударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значенияслов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственнымзначением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественногочисла
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографическихошибок
Секреты речи и текста
Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ- добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини- доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацамитекста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
Содержание учебного предмета «Родной (русский)язык»
№ | Раздел курса | Кол- во часов | Содержание учебного раздела |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 10 ч | Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Слова, называющие растения. Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей. Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). |
2. | Язык в действии. | 5 ч | Для чего нужны суффиксы. Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? Как изменяются имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги? |
3. | Секреты речи и текста | 2 ч | Создание текстов-рассуждений. Учимся редактировать тексты. |
17ч |
- Тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык»
3 класс
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Коли- чество часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 10 ч | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; | Где путь прямой, там не езди по кривой. | 1 | 1 | ||
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | Кто друг прямой, тот брат родной. | 2 | 1 | ||||
Слова, называющие природные явления: образные названия дождя (например, образные названия ветра, дождя, снега). | Распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | 3 | 1 | |||
Слова, называющие природные явления: образные названия снега | Сошлись два друга – мороз да вьюга. | 4 | 1 | ||||
Слова, называющие природные явления: образные названия ветра | Распознавать слова, называющие занятия людей, использовать словари для определения лексического значения слова | Ветер без крыльев летает. | 5 | 1 | |||
Слова, называющие растения | Находят сведения о названиях растений в различных информационных источниках | Какой лес без чудес. | 6 | 1 | |||
Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей | Распознавать слова, называющие занятия людей, использовать словари для определения лексического значения слова | Дело мастера боится | 7 | 1 | |||
Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты | Заиграйте, мои гусли… | 8 | 1 | ||||
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий | Находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках | Что ни город, то норов | 9 | 1 | |||
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы | У земли ясно солнце, у человека – слово | 10 | 1 | ||||
Раздел 2. Язык в действии -5 ч | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка | Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов; правильно писать уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделять их в словах (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | Для чего нужны суффиксы? | 11 | 1 | ||
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных)Практическоеовладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных | Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? | 12 | 1 | |||
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 13 | 1 | ||||
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). | Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже. | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 14 | 1 | |||
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно- падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). | Учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 15 | 1 | |||
Раздел 3. Секреты речи и текста – 2ч | Особенности устного выступления. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации | Знакомятся со структурой текста-рассуждения; учатся создавать тексты- рассуждения с использованием различных способов аргументации | Типы текста. Создаем тексты- рассуждения. | 16 | 1 | ||
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | Учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Учимся редактировать тексты. | 17 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...
Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
Программа расчитана на 1 час в неделю....