Урок русского языка "Творительный падеж имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Камалтдинова Светлана Григорьевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvoritelnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh._3_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 

Урок русского языка

Класс: 3

Тема: Творительный падеж имён существительных

Тип урока: изучение новых знаний

Учитель начальных классов: Камалтдинова С.Г.

Цель урока: Познакомить с творительным падежом имен существительных (вопросами, предлогами); развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; упражнять детей в распознавании ранее изученных падежей имен существительных.                                          

Задачи урока:                                                                                                                                                                                                                                - обучающие: научить определять падеж  имени существительного в творительном падеже; продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.                                                                                                                                                

- развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, память, орфографическую зоркость.                                                                                                                                                                                                  

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать любознательность, интерес к работе.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Эмоциональное начало урока

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришла в гости Людмила Анатольевна, наш завуч, поприветствуем ее. 

-Садитесь. Вместе со мной проверим готовность к уроку. На парте лежат учебник, тетрадь, дневник, ручка и простой карандаш, линейка.  

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

Настраиваются на работу.

Записывают число, классная работа

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

II.

Минутка чистописания

Ребята, посмотрите на данный ряд букв т, л, м, н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя.

-Определите закономерность и запишите буквы в след. порядке.

Тт  Ттт  Тттт

Уч. отвечают.

III..

Актуализация знаний

1. Орфографический тренинг:
На доске: ул…ца,  те…итория,  праз…ник, ,  морко…ь.
- Прочитайте имена существительные. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.    Объясните написание.
- Что еще могут обозначать пропущенные буквы? 

-Сколько падежей в русском языке?  

  

2. Игра «Узнай падеж»  

                                   

1. Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы - ЧТО? и КТО? -
Не перепутает никто.

2. КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!


3.  КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? -
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты ..

4. КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?



 3. Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.
- Написать словосочетание в изученном порядке падежей. Слова для справок: находился около, съел, тихая, подготовился к.
- Как определить падеж имени существительного?

Алгоритм: 1. Найди слово, с которым имя сущ. связано по смыслу и от него задать вопрос; 2. Есть ли предлог; 3. Каким членом предложения является.

                                                                           

- уч-ся списывают

                                                         

- Ответы уч-ся (Названия падежей) 

- И.п.

                                                           

- Р.п.

- Д.п.

- В.п.

- Работа в парах

       И.п.                            Р.п.
Тихая улица,  находился около территории,     Д.п.                     В.п.

подготовился к празднику, съел морковь. 

- Надо от главного слова задать вопрос к сущ.
       

П- осуществляют анализ, сравнение, обобщение.

Р – контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки.

К – обмениваются мнениями; уважают мнения друг друга;

IV.

Самоопределение к деятельности

1. Прочитайте словосочетания и определите падеж имён существительных.

  Наблюдал за птицей, стал летчиком, сидел под березой.

-Сравните имена сущ. Чем они похожи?

- Сформулируйте тему урока.

 – Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

П: Сегодня мы будем учиться находить имёна сущ. в Тв.п. по вопросам, предлогам. Познакомимся с предлогами Тв.п..

Фронтальная

- Уч-ся читают

- выполняют задания

-  Тв.падеж имён существительных

- ответы уч-ся

Р: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащими;

выбирать действия в соответствии с поставленной

задачей.

П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

V.

Работа по теме

1.Работа по учебнику: с. 52 упр.94

- Прочитайте задание.

- Выполняем с комментированием.

-На какие вопросы отвечают сущ. в Т.п.?

-С какими предлогами употребляются?

-Каким членом предложения являются?

2. Сведения о языке с.53.

 

- Составление кластера.

 

3. Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу.  

 Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река), пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).

-В каком падеже стоят имена сущ.?

-Назовите предлоги, с которыми вы их употребили?

-Выделите окончания.

Фронтальная

-уч-ся читают и выполняют задание

- записывают упр. в тетрадях

- уч-ся читают сведения о языке

 Т.п.

- с, между, со, за, над, под.

-ом, -ой, -ей, -ем, -

ю

Л: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

П: постановка и решение проблемы;

-анализировать, проверять, фиксировать информацию

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

V.

Физминутка

Это глазки. Вот, вот. 
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот. 
Там спина, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. 
Это ножки. Топ, топ. 
Ой, устали! Вытрем лоб.

VI.

Продолжение работы по теме

  • 4. Сообщение о творительном падеже:
  • - Почему падеж называется творительным?  В названии учитывается одно из основных значений Т. п., а именно: название предмета, с помощью которого что-то создают или, иначе говоря, творят: копают лопатой, рубят топором, шьют иглой и т. п.).  Так же сущ. в Т.п. обозначает деятеля, создателя, творца. (Стол сделан (кем?) столяром. Книга написана (кем?) писателем. И т.п.).

5. Упр.95 с. 53 прочитайте.

- Запишите по 2 предложения.

- рассказывает ученик

Работа в парах.

- учащиеся читают, выполняют задание.

К: владение монологической и диалогической формами речи;

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Л: ориентация в социальных ролях и отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Р: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

VII

Рефлексия

6. Сидящие за первой партой на каждом ряду получают карточку.

-На каждой строчке находите существительное в творительном падеже, подчеркиваете его и передаете карточку назад, ученику, сидящему за вами. Этот ученик находит слово в творительном падеже на второй строчке, его тоже подчеркивает и передает карточку дальше и т.д. Последний ученик обводит первые буквы в каждом слове.  

- Какое слово получилось? Задание выполнено правильно. Сущ. в Т.п. находить умеете.

 

-учащиеся выполняют задание

-Молодец.

П: ориентируются в своей системе знаний.

Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л:проявляют интерес к предмету.

VIII

Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

- Ответы уч-ся

Р: принимают и сохраняют учебные задачи

IX

Домашнее задание

Учебник с.53 правило, упр.  96. Списать, указать падеж сущ.

- Уч-ся записывают д/з

 

Приложение.

1 группа: _________________________________________________________________

Составьте из слов предложение. У выделенных сущ. определите падеж.

 

Сонно, мокрыми, ленивые, губами, чмокают, рыбы.

2 группа: _________________________________________________________

Соедини начало и конец пословицы. Объясни их смысл.
У выделенных слов определи падеж.


Март
с водой,





а
умом.

 Кашу маслом


не испортишь
.

Пишут не пером,


апрель
с травой.

3 группа: _________________________________________________________________

Прочитайте фразеологизмы. Объясните смысл. Определите падеж имён существительных.

  1. Не заманишь калачом

  1. Кривить душой

  1. Показать товар лицом

4 группа: _________________________________________________________

Соедини начало и конец пословицы. Объясни их смысл.
У выделенных слов определи падеж.


Красна птица 
пером, а





торопись делом
.

Февраль силён метелью,


а март
капелью.

Не спеши языком,

человек умом

Ул…ца,  те…итория,  праз…ник,   морко…ь.

Слова для справок: находился около, съел, тихая, подготовился к.

 

 Наблюдал за птицей, стал летчиком, сидел под березой.

Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река), пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).


И   Р  Д  В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...