План-конспект урока по русскому языку на тему: Контрольный диктант "Весна"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Иргит Хорагай Кызыл-ооловна

План-конспект урока по русскому языку

Дата: 18.02.22г.

Тема: Контрольный диктант

Цели урока:

обучающая: закрепить полученные орфографические навыки

развивающая: развивать навыки грамотного письма

воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_po_russ_yaz.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Дата: 18.02.22г.

Тема: Контрольный диктант

Цели урока:

обучающая: закрепить полученные орфографические навыки

развивающая: развивать навыки грамотного письма

воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, вы готовы работать на уроке?

- С каким настроением вы пришли на урок?

- В какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему?

  1. Сообщение темы, цели урока

- Правильно!  Мы будем писать контрольный диктант.

-Давайте вместе вспомним, что  необходимо для того, чтобы хорошо написать диктант.

1. Не нужно бояться диктантов!

2.Внимательно слушать и вникать в содержание.

3. Стараться услышать трудные орфограммы.

4. Диктовать себе по слогам.

4.Проверить написанное: не пропущены ли слова, все ли знаки препинания поставлены, нет ли лишних.

5. Не выкрикивать, если ты написал раньше других,  сидеть тихо и ждать пока напишут остальные.

  1. Чтение текста диктанта учителем.

А теперь сядьте удобно и прослушайте текст.

/Учитель медленно и выразительно читает/

Весна.

В селе Чудово уже весна. Журчат ручьи. Снег почти растаял. Появилась пушистая травка. Наташа и Катя идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. У Наташи в руках ландыши. Рядом с Катей бежит собака Жучка. Девочки рады теплу и весне. (40 слов)

  1. Вопросы по содержанию текста:

-О чём этот текст?

-Какие орфограммы вы услышали?

- Кому непонятны какие-то  слова в тексте?

- Приготовьтесь писать диктант.

  1. Письмо под диктовку.

1. Учитель читает  каждое предложение трижды:

Первый раз – дети просто слушают,

Второй раз – учитель читает по смысловым фразам, ученики их записывают,

Третий раз – читается текст для самопроверки.

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

2.В конце работы учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями, дети проверяют написанное.

3.Слова на неизученные правила выписываются на доске или проговариваются. 

Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.

  1. Грамматическое задание:

1. Найди и подчеркни все имена собственные.

2. В седьмом (девятом) предложении подпиши число имен существительных (ед.ч./мн.ч.).

3. Выпиши два слова с орфограммой «разделительный мягкий знак».

  1. Рефлексия

-Проверьте работу.

-Оцените себя.

-Кто считает, что он старался и написал на отлично?

-Кто недоволен своей работой?

-Что в работе показалось особенно трудным?

-Что вы выполняли с лёгкостью?

Сценарий урока

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

УМК: Школа России

Тема: Единственное и множественное число имен существительных

Тип урока: «открытия» новых знаний

Форма урока: исследование

Цель урока: способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для изменения числа, формы имен существительных

Задачи урока:

1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам. Учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

2. Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).

3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые предметные результаты

Предметные:

  • определять грамматический признак имен существительных – число;
  •  изменять имена существительные по числам.

Метапредметные

  • использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного;
  •  работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);
  •   уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

- слушать и понимать речь других;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: работа в парах, динамическая пауза, фронтальная работа

Ресурсы урока:

  1. В.П. Канакина , В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.;
  2. Карточки для фронтальной, индивидуальной, групповой работы;
  3. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя
Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

        - Добрый день! Сегодня у нас необычный урок русского языка. На уроке присутствуют гости, ведется видеосъёмка, чтобы все потом посмотрели, как мы с вами умеем работать. Давайте подарим друг другу улыбки и в отличном настроении начнем наш урок. Надеюсь, он обогатит вас новыми знаниями, поможет раскрыть ваши способности.  

        - Наш девиз урока «Новый день – к новым знаниям!»

   

   - Ребята, вспомните что мы изучали на прошлом уроке? Правильно, на прошлом уроке мы изучали слова разных частей речи!

                                 Слова нам в гости вновь пришли,

                                 Чтоб мы порядок навели!

   

   - Интересно, что же нам сегодня наш волшебный сундучок подарит? Давайте заглянем. Это же книга!

Открывает книгу и читает.

              Всему название дано
              И зверю, и предмету.
              Вещей вокруг полным-полно,
              А безымянных нету! 

                        И всё, что может видеть глаз
                        Над нами и под нами,
                        И всё, что в памяти у нас,
                        Означено словами.

        - Какое прекрасное стихотворение! (Из книги высыпаются слова) Ой, слова рассыпались, но мы с вами наведем порядок! (учитель завет одного ученика для наведения порядка)

 Фронтальная.

 Словесный.

 Слово учителя

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Один ученик прикрепляет к магнитной доске рассыпанные слова.

1

2

3

4

II. Чистописание

        - Ой, что это такое красивое. Это же закладка для книг! Посмотрите, какая необычная. На что похоже закладка? (На букву М)

        - Молодцы! Закладка похожа на расписную красивую букву М. Такую расписную старинную букву в старину называли буквицей. Наш чемоданчик сегодня нам его принес. Посмотрите, вот такую букву учились долгие годы рисовать, разрисовывать, чтобы она была красивой, аккуратной!

        - А где мы встречали такие старинные буквы?

        - Молодцы! А мы сейчас с вами потренируемся, также красиво писать. Итак, на ваших тетрадочках мы начнем с вами минутку чистописания. Запишите заглавную и строчную букву Мм. Подружите их. А теперь представим, что мы с вами как художники и украсим нашу букву М росчерком. И раз и два, еще повторим

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Постановка учебной задачи

       - Ребята, послушайте загадку.

                          «Чьи рисунки на окне, как узор на хрустале?

                          Щиплет всякого за нос зимний дедушка...» (Мороз)

        - Посмотрите на доску, есть ли там такое слово? Да, молодцы! Поработаем с этим словом. Кто готов поработать?

 «Мороз» - написание отличается от произношения, проверяется словом морозить или морозный. (Какая часть речи?)

         - Ребята, а у нас еще остались слова на доске! Кто готов прочитать?

  «снеговик, шуба, снежинка»

         - Ребята, что объединяет эти слова? (это однокоренные им. сущ.)

         - Молодцы! Давайте составим кластер по теме.

         - Что вы знаете о именах существительных?  Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают имена существительные

        - Какими бывают имена существительные? Давайте проверим наши знания по карточкам и поработаем в паре. Молодцы! (Приложение 1)

      - А вот почему в нижней строке стоят знаки вопроса? (Ваши предположения).

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

1

2

3

4

      - Чтобы выяснить, что мы должны узнать сегодня на уроке давайте обратимся за помощью к нашему волшебному сундучку.

МОРОЗ         СНЕЖИНКА      ШУБА      САПОГ    СНЕГОВИК

МОРОЗЫ               ?                   ?                       ?                   ?

       - Прочитайте слова в первой строке, что вы можете сказать о них? Прочитайте слова во второй строке, что вы заметили? Какая же закономерность прослеживается в записи данной группы слов? Определите какие слова должны быть записаны на месте вопросительного знака.  Составь следующие пары (в паре).

      - Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов).

       - Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает один предмет?

      - Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает несколько предметов?

   

      - Попробуйте назвать тему нашего урока.

      -Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.

      - Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

IV. Усвоение
новых знаний

      - А теперь давайте проверим правы мы или нет в своих предположениях. с.61. Откройте стр. 61 и прочитайте правило. (Обозначение ед.ч. и мн.ч..) Приведите примеры…

Чтение, беседа

Определяют число имен сущ. Извлекают
необходимую информацию из правила

1

2

3

4

V. Физкультминутка

       - Вы сегодня прекрасно поработали, давайте сделаем физкультминутку. (поставить успокоительную музыку)

«Снежинки порхают раз,

снежинки порхают два,

снежинки порхают три,

ледяная фигура на месте замри. (повторить от 3-5 раза)»

       Сделать опрос детей, кто как замер.

Коллективная. Практический

Осуществляют профилактику утомления

VI. Практическая работа

Упражнение 106 стр. 62.

       Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

1. Ту́фля — ту́фли, ягода — ..., море — ..., облако — ....

2. Про́стыни — простыня́, улицы — ..., блюдца — ..., одеяла — ....

  • Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число.
  • Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Изменяют имена
существительные
по числам. Применяют правила при написании слов, объясняют орфограммы

1

2

3

4

VII.Рефлексия.

      - Чтобы проверить наши знания по этой теме, давайте проведем самостоятельную работу. Будем для этого использовать plikers. Подготовьте свои QR-коды. Напоминаю, что вы будете отвечать на задания, если у вас ответ правильный рпшгапгмо

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Изменяют имена
существительные
по числам. Применяют правила при написании слов, объясняют орфограммы

VIII. Подведение итогов урока.

     - Ребята оценим себя на этом этапе урока. Если вы активно участвовали в вашей группе и у вас все получилось на полях самооценивания поставьте снежинку звезду. Если в вашей группе было сложно работать, но вы все равно справились, то поставьте снежинку в форме «пластинка». А если вам трудно было работать в группе, то поставьте снежинку в форме ежа. Хорошо вижу, какие же вы молодцы. И сейчас мы с вами, обобщим наши знания и оценим себя за все время нашем занятии. Посмотрите пожалуйста на полях самооценивания, каких снежинок у вас больше всего? Посчитайте, выберите снежинку той формы в вашем конверте. И потом украсьте наше сказочное, прекрасное окно с помощью этих снежинок. Первый ряд готовы оценить? Пожалуйста… (и так по всем рядам). 

      - Вот у нас снежинки появились. Ребята я хочу вас отметить за нашу прекрасную работу на уроке. Посмотрите, какое красивое окно у нас получилось, благодаря нашей работе на уроке. Особенно хочу отметить (имена детей, которые хорошо отвечали). Большие вы молодцы!

      - Скажите, пожалуйста! Что мы сегодня на уроке делали? Чем мы сегодня занимались? 

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

1

2

3

4

IX. Домашнее задание:

       - Сейчас я вам объясню ваше домашнее задание. Дома в нашем учебнике упражнение 107 стр. 62. Вы там должны, изменить число имён существительных, также записать пары слов. Над каждым словом укажите число имен сущ.

       - Мы сегодня столько всего говорили о русском языке. О том как он красивый, богатый, выразительный, определяли число имен существительных. И для вас мы подготовили литературную минутку.

                                 На столе моем книги,

                                 Очень много радостных книг!
                                Их открыл мне учитель

                                 Мудрый русский язык!

       

        - Спасибо, большое … за красивое стихотворение! Садись.

Остальным:   Спасибо за старание,

                        Спасибо за внимание,

                        А навыки знания

                        С годами к вам придут.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

                           

         

         На столе моем книги,

                                 Очень много радостных книг!
                                Их открыл мне учитель

                                 Мудрый русский язык!

Физкультминутка

«Снежинки порхают раз,

снежинки порхают два,

снежинки поражают три,

ледяная фигура на месте замри. (повторить от 3-5 раза)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Контрольное списывание".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Школа России...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Школа России...