Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка.
Данная работа будет интересна учителям начальных классов и учителям русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titarenko_o.n._publikatsiya_dlya_sbornika_konferentsii_01.03.2018.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Титаренко О.Н.
ГБОУ школа №2072
г.Москва
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАКТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В статье акцентируется внимание на формировании проектно-исследовательской деятельности младших школьников как основной деятельности, способствующей развитию поисковой активности, самостоятельности и умения применять полученные знания на практике.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, факты русского языка, проектные (общие) и лингвистические умения.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Конфуций
В настоящее время, в период новых технологий и разработок, изменились социальные требования общества к качествам, которые предъявляются обучающимся школы. Современное образование направлено на развитие оригинальности мышления, умения находить нестандартные решения и способности к творчеству. Эти изменения происходят в контексте реализации тенденции гуманизации образования. Они предполагают ориентацию процесса обучения на личность обучающегося, создание благоприятных условий для активного освоения им способов познавательной деятельности, и тем самым обеспечивает его самореализацию и саморазвитие.
В качестве деятельности, способствующей развитию умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, может быть рассмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Под проектно-исследовательской деятельностью учащихся мы понимаем деятельность, для которой характерны: внутренняя мотивация (самомотивация); специальные структурные компоненты (этапы): выделение проблемы, организация и анализ данных, выдвижение и проверка гипотезы, формулирование выводов; высокая степень самостоятельности обучающихся при осуществлении проектно-исследовательской деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает раскрытие и учет индивидуальных возможностей и особенностей учащихся, использование субъектного (учебного и жизненного) опыта ребенка. В условиях общеобразовательной школы осуществлять личностно-ориентированный подход непросто. Педагоги ориентируются на содержание обучения, фокус внимания нацелен на класс в целом – получается своего рода «школьный конвейер». Для повышения учебной мотивации детей, выпадающих из «школьного конвейера» (как правило, это дети с личностным своеобразием, с акцентуациями характера и др.), организация исследовательской деятельности просто необходима. М.Гриндер предлагает таких детей направлять в «коридор», где есть специальные программы, ориентация на процесс обучения и фокус на отдельного обучающегося. Проектно-исследовательская деятельность оказывает влияние не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Это проявляется в установлении психологически комфортных отношений между учителем и учеником, заинтересованности предметом, формировании таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, трудолюбие и др.
Проектно-исследовательская деятельность является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Использовать эту технологию нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что это проектно-исследовательская деятельность, а в действительности это тезисы, конспекты, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее.
Обучение проектно-исследовательской деятельности должно происходить постепенно, информация должна быть доступна пониманию ребенка. Начинать лучше с более конкретных тем, представляющих собой фактологические знания.
Проектно-исследовательская деятельность в области русского языка организуется не столько ради формирования самой лингвистической исследовательской деятельности, сколько для овладения общим способом познавательной деятельности, для развития общих исследовательских и проектных умений, конкретизируемых для определенного содержания.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется посредством интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий обучающихся, поэтому тесно связана с индивидуальными возможностями и особенностями ребенка, его интересами.
Организация проектно-исследовательской деятельности в области русского языка предполагает обязательное внимание к типу изучаемых знаний. Мы определили систему типов знаний, ограничиваясь областью лингвистики. На уроке русского языка объясняться могут понятия, закономерности (теоретический уровень), факты (фактологический уровень). Именно фактологический тип языкового знания как нельзя лучше подходит для первых шагов в области проектно-исследовательской деятельности. Лингвистические и проектные умения младших школьников в процессе организации проектно-исследовательской деятельности можно формировать с помощью устаревшей лексики, антропонимики и фразеологии, которые привлекательны и доступны для понимания младшими школьниками. В результате уже в начальной школе у учащихся формируется представление о связи языка с историей и культурой народа.
Рассмотрим подробнее, что же такое проектные и лингвистические умения. К проектным (общим) умениям относятся умение аргументировать, объяснять, внимательно слушать друг друга, выслушивать собеседника до конца, участвовать в коллективном обсуждении, искать новую информацию, вести диалог. К лингвистическим умениям мы отнесли те умения, которые связаны с обращением к человеку любого возраста, умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные. выбор средств языка при построении собственных высказываний, умение использовать знания о фразеологизмах и устаревших словах для решения познавательных и коммуникативных задач.
ФГОС НОО требует введения проектно-исследовательской деятельности, но эти положения реализуются фрагментарно.
Проблемы, связанные с организацией проектно-исследовательской деятельности младших школьников, заключаются в недостаточном понимании педагогами сути этой деятельности, вследствие чего происходит подмена продуктивной работы обучающихся репродуктивной. В результате очень часто ребенку предлагается написать и оформить реферат.
Кроме того, темы проектов нередко не соответствуют возрастным особенностям учащихся, абстрактны. В итоге ребенок не готов к защите информации, которую он не в состоянии «присвоить».
Рассмотрев психологические предпосылки развития у учащихся познавательного интереса, а также факторы, определяющие его развитие, мы можем сделать вывод, что изучение фактов русского языка является одним из стимулов познавательного интереса учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
Для этого мы разработали программу, которая позволит организовать эффективное усвоение младшими школьниками новых слов, расширит их словарный запас, разовьёт умение правильно употреблять слова в речи.
Данная работа возможна и будет эффективна на внеурочных занятиях по русскому языку. Она поможет заинтересовать, «разбудить» слабых учащихся и расширить возможности для развития сильных.
Приведем примеры заданий.
- Задание. «Исправьте ошибку».
Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Уши расцветают, искать туман в поле, набрать в рот еды, еле ноги обул, свалиться как кирпич на голову.
- Игра «Придумайте новое имя».
Придумайте такие имена своим одноклассникам, которые выразят их лучшие качества.
Соблюдайте следующие правила:
- Имена ни в коем случае не должны быть обидными.
- Они должны отражать самые лучшие качества и яркие черты ребят.
- Задание «Придумай сказку».
Придумайте сказку о девочке Маше, используя исконно русские слова. Для уточнения их значения у вас на столах лежат картинки с подписями.
У вас на столах лежат картинки с подписями. На них изображены предметы быта, которые использовали славяне. Сочините сказку о Маше, используя эти слова (лапти, ушат, короб, коромысло).
Такие задания подводят младших школьников к проектно-исследовательской деятельности (были разработаны проекты «Что значат наши имена», «Как работают городецкие мастера», «Слова с крыльями» и др.).
У учащихся начальных классов превалирует наглядно-образное мышление. Любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают их к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема. Здесь на помощь могут прийти родители, у которых шире информационное поле. Они могут помочь педагогу и в выборе темы, интересной для ребенка, и в поиске информации, а также способны оказать техническую поддержку. Все это очень важно для поддержания мотивации учащегося к проектно-исследовательской деятельности.
Чаще всего проекты в начальной школе носят межпредметный и интегративный характер, охватывают несколько учебных предметов. Результат проектно-исследовательской работы должен быть применим на практике, так как это личностно значимо для ребенка.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 27.02.2017) С.5].
2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) / А.В. Леонтович. — М.: МГДД(Ю)Т, 2003 – 110с.
4. Хаймович Л. В. Объяснение учителя на уроке: учет типологии знаний // Начальная школа. – 2011.–№7.–С.107-111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.
Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...
Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
С введением стандартов второго поколения в начальное общее образование меняется подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы в стандартах второг...
Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Данная презентация подробно раскрывает опыт работы по организации контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО....