Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе
статья по теме
Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.pptx | 114.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суть исследования Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В основе метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.
Педагогу на память Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности детей, Темы детских работ должны соответствовать содержанию учебного материала или быть близкими к ним, Ограничивать длительность проекта до 1-2 недели в режиме урочно-внеурочной деятельности, Помнить о возможности использования сдвоенных уроков, Целесообразно включать прогулки, экскурсии-наблюдения, социальные акции, Использовать в работе различные текстовые источники, Учить подготавливать значимые продукты исследования( презентации), Формировать умение выступать на общественных конференциях
Уровни реализации исследовательского обучения Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно. Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск. На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.
Этапы выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.); защита проекта.
Группы тем фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений; эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов; теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.
Выбор темы Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что: 1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Общие направления иссследований Живая природа (растения, животные), Человек (происхождение, организм, медицина, выдающиеся мыслители), Общество (цивилизации, государства и страны, история, государственные деятели), Культура (языки, искусство, образование), Земля (география, климат, строение Земли), Вселенная (галактика, Солнце, звезды, планеты, инопланетные цивилизации), Наука ( математика, физика, химия, астрономия), Техника ( транспорт, конструирование, архитектура), Экономика ( деньги, торговля, банки).
Вопросы Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь». 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим) 3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время? 4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Как провести исследование Подумать самостоятельно, Посмотреть в книгах (нужна помощь взрослых) , Посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме, Обратиться к компьютеру (в Интернете), Спросить у других людей, Понаблюдать, Провести эксперимент.
От чего зависит успех ? Не ограничивай собственных исследований, познавай все, что тебя окружает, Внимательно анализируй факты и делай поспешных выводов (они часто неверны), Не бойся допускать ошибки! Будь смел в принятии решений, Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений, Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и желание добиться хороших результатов.
Подготовка к защите Почему избрана эта тема. Какую цель преследовало исследование. Какие решены задачи. Какие гипотезы проверялись. Какие использованы методы и средства исследования. Как проводилось исследование. Какие результаты получены. Какие выводы сделаны по итогам исследования. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Защита Последовательность изложения материала Грамотность Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы ( для слушателей или уточняющие обстоятельства) Оценивание лучше проводить в бальной системе по трем уровням – необходимый, достаточный (программный), максимальный
Результативность уроки «Про себя, и для себя», занятия клуба «Почемучка», познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы, участие в конкурсах - Марафон Знаний, выступления на школьной конференции «Мир вокруг нас» Выступление на городской конференции «Мой дебют»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...
Педагогический проект на тему: "Организация проектно- исследовательской деятельности в начальной школе"
Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе...
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.
Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...
Презентация для педсовета на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе".
Презентация о проектно-исследовательской деятельностии учащихся начальной школы...
Семинар: "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Разработка семинара для учителей начальных классов....
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...