3 класс Имя существительное. Обобщение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вольтмарова Наталья Александровна

Имя существительное. Обобщение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Имя существительное .Обобщение24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Школа: МАОУ «СОШ № 5 им.И.Д.Черняховского»

Класс: 3В

Учитель: Вольтмарова Н.А.

Тема: Имя существительное. Повторение изученного.

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное» 
Задачи:

1) Образовательная: повторить признаки имени существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся;

2) Развивающая: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

3) Воспитательная: воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, презентация,

раздаточный материал, оценочный лист.

Ход урока

Слайды

1. Организационный момент (создание эмоционального фона урока)

Приветствие, подготовка к уроку.

Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь

Мило, дружно улыбнитесь.

И садитесь по местам.

-Давайте вспомним правила работы на уроке:

1.Правило поднятой руки.

2.Не повторять уже сказанное.

3.Не перебивать, выслушивать ответы других.

1

2. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы отправимся в страну Морфологию.                                

- Что такое морфология, дайте лексическое значение этого слова.

Если мы затрудняемся, то куда обращаемся? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи).

В этой стране живут разные части речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей.

2

2. Мотивация к учебной деятельности.                                          

- А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».

Как вы её понимаете? /Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу/.

II.Постановка проблемы.

- Определите какими частями речи будут являться слова в пословице.

Что нужно знать для того, чтобы правильно определить части речи? (алгоритм)                                                                            

1.Задаём к слову вопрос.

2. Определим, что обозначает слово.

3. Назовём часть речи.

- Какой части речи больше?

- Как вы думаете к какой части речи мы с вами отправляемся в гости?

3

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Мы уже многое знаем об этой части речи и по пути следования проверим наши знания.

Какая цель нашего путешествия? (повторить все, что мы знаем об имени существительном)

Для чего надо повторять?

( Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно  и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями).

4

Первая остановка «определение» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

-: Это часть ……………..речи,
- Отвечает на вопросы ………………….… (кто?, что?)
- : 
Обозначает(называет) ………………………..(предмет).

5

Продолжаем наш путь и попадаем на остров «ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ»

Как вы думаете, почему эти признаки так названы «ПОСТОЯННЫЕ»?

Обратимся к словарю                                                                      

ПОСТОЯННЫЙ, не прекращающийся, неизменный и одинаковый во всё время.

На острове постоянных признаков ТРИ дома в которых живут:

Я начину, а вы мне поможите:

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ

СОБСТВЕННЫЕ и ……….Нарицательные.
- Собственные имена существительные пишутся…….( с большой буквы)…
- Нарицательные …………(с маленькой).
- ОДУШЕВЛЁННЫЕ и ………( Неодушевлённые).
- Одушевлённые им.сущ. отвечают на вопрос……. кто?
- Неодушевлённые – на …………………………….что?
- Одушевлённые им.сущ. обозначают… животных и людей.
- Неодушевлённые ………………….– остальные предметы.

6

Выполним задание и проверим наши знания:                                      

№1 Подчеркните одушевлённые им.сущ. – простым карандашом, собственные – ручкой.

КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. МУЗЕЙ. МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ (Толстой портрет). МАЛЫШКА. БЕЛИЗНА.

Самопроверкапроверка

7

Следующий дом «Род», где мы поиграем в игру: «Расставь по местам», для того чтобы победить в этой игре нужно вспомнить как определить род имени существительного ПОМОГАЕМ МНЕ ХОРОМ:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило  - твоё!                                                                                        

8

Прочитайте слова. Распределите имена существительные в нужную категорию.

Мужской род

Женский род

Средний род

Лес, зима, лето, краска, мяч, море, капитан, компьютер, подушка, кит, дорога, диван, колесо, растение, бумага, одеяло, ковёр, окно, рука, берёза, будильник

Проверим работу и выясним, кто же оказался победителем в этой игре.

Приготовьте зелёный, Обменяйтесь маршрутными листами, определяем победителей: (проверка слайд) - Оцените работу своего соседа:                                      

0 ошибок-«5»

1-2 ошибки-«4»

3-4 ошибки-«3»

5 и более «-»

-У кого «5»? «4»? «3»? « - »?

Взаимоапроверка

9

Физкультминутка «Мужской, женский, средний род»

Учитель: Пришло время немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное мужского рода то  хлопают в ладоши мальчики, если женского рода, в ладоши хлопают девочки, а если существительное среднего рода, приседают ВСЕ .

Лейка, окно, карась, яблоня, зверь, солнце, муха, конура, коза, жук, пенал, овца, яблоко, рыба, зуб, платок, кролик, ведро, учитель, парта.

Рубрика «Знаете ли вы, что…»                                                      

Компетентностно-ориентированные технологии.

- Не только в русском языке есть понятия рода имени существительного. Давайте узнаем и сравним, чем отличается категория рода в разных языках. Нам расскажут об этом ваши одноклассники.

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и другие. Их называют «безродовыми языками».

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

* Знаете ли вы, что… есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Африки, Кавказа может быть до сорока родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож) и другие классы.

10

Прощаемся с жителями острова ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ и отправляемся на остров, где живут «НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ».                                                                

ПОЧЕМУ эти признаки названы НЕПОСТОЯННЫЕ?

Выясним лексическое значение данного слова. КУДА ОБРАТИМСЯ?

НЕПОСТОЯННЫЙ -  изменчивый, колеблющийся, неустойчивый.

- ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ изменяются по…числам…
( единственное число и  множественное)

11

№3 Игра «Один - много».

/Изменение имён существительных по числам/

-Изменить число имён существительных.                                    

Утёнок, тополь, береза, сосед, коньки, пальто.

Цыплята, сады, сны, дни, кенгру, ножницы.

Проверим, какие слова вызвали затруднения, почему?

/Не все имена существительные изменяются по числам/

Какой вывод сделаем?

Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.

12

Последний дом который мы посетим это «ПАДЕЖИ» Вам предстоит поработать самостоятельно. Но, прежде чем начать работу, вспомним, сколько падежей вы знаете?   Назовите их.                                                        

- На какие вопросы они отвечают?

- Что еще вам может помочь в определении падежа? (предлоги).

13

На экране написан текст.

Прочитайте текст и подумайте, как бы вы его озоглавили и ПОЧЕМУ? (АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЙ ОТВЕТ)

С земли сошел последний снег⁴. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Счастливое время. 

(Ранняя весна…)

№ 4Запишите 1 предложение, выполните разбор предложения, определите у существительных падеж.

Самопроверка

14

У НАС ВПЕРЕДИ ПОСЛЕДНЕЕ И САМОЕ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ

 ПРОВЕРИМ кто может покинуть остров имя существительное и идти дальше по стране МОРФОЛОГИЯ, а кому еще надо задержаться и погостить у имени существительного.

№ 5 Тест : игра  « Крестики - нолики».                                                                        

Я называю высказывание, если вы с ним согласны, то в квадрат с номером высказывания ставите крестик, если не согласны - нолик.

1.Имя существительное – член предложения.

2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое?

3. Имя существительное - часть речи.

4.Имена существительные обозначают предметы?

5. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

6. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопрос кому, чему?

7.Имена существительные бывают только женского и среднего рода?

8.Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы?

9.В русском языке 5 падежей.

10.Имена существительные могут быть в единственном и множественном числе.

Взаимопроверка

Проверим и оценим работу

0 ошибок-«5»

1-2 ошибки-«4»

3-4 ошибки-«3»

5 и более «-»

-У кого «5»? (могут идти дальше по стране морфология)

«4»? «3»? « - »?(всем остальным надо задержаться и погостить у имени существительного)

15

XII. Подведение итогов. Рефлексия.

-У какой части речи мы сегодня гостили? /Имя существительное/.

- Какова была наша  цель? /Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения/.

- Достигли вы цели урока?

Рефлексия  

- Какая пословица звучала в начале урока?

- Подымите руке те кто набрали сегодня хоть капельку знаний? /Да/.

- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте разобраться с затруднением.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе-комплекте - 2 - 4 классы по теме "Обобщение знаний об имени существительном"

Архив содержит конспект урока + презентация для интерактивной доски...

презентация к уроку по русскому языку 2 класс "Имя существительное" (обобщение)

составная часть урока по теме "Имя существительное" на котором закрепляются знания об имени существительном, полученные в 1-2 классах...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"...

Урок родного(татарского) языка в 4 классе "Имя существительное. Обобщение."

Урок родного(татарского) языка в 4 классе с использованием презентации "Имя существительное- исем. Обобщение." Урок построен с использованием групповых форм работы и работы в парах.На уроке ...

3 класс Имя существительное. Обобщение

3 класс Имя существительное. Обобщение...

3 класс. Имя существительное. Обобщение (карточка к уроку)

3 класс. Имя существительное. Обобщение (карточка к уроку)...