Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Имя существительное. Обобщение».
Цели урока:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания об имени существительном;
- закреплять умения определять склонение и падеж имен существительных;
- развивать умение выполнять морфологический разбор.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
- развивать устную речь,
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать взаимоуважение;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
- развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
- создавать положительный психологический климат на уроке;
- поддерживать высокую работоспособность.
Оборудование:
карточки с целями; индивидуальные карточки с заданиями; интерактивная доска, электронная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей.
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
Учитель: – Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель: – Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Учитель: – Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!
Учитель : -Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?
Слайд 2. Виды речевой деятельности:
Говорим (кликнуть мышкой)
Читаем (кликнуть мышкой)
Пишем (кликнуть мышкой)
Слушаем (кликнуть мышкой)
- Что вам на уроках делать легче?
- Почему?
- Что труднее?
- Почему?
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
Слайд 3. «Мудрым никто не родился, а научился»
-Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит?
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: – Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -
Слайд 4-5 .Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):
– Вспомнить, что такое имя существительное?
– Какие падежи существуют в русском языке?
– Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
– Ставить слова в нужный падеж.
- Выполнять морфологический разбор имени существительного.
При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.
Слайд 6. Учитель: - Давайте запишем число, классная работа.
- Кто может сформулировать тему урока, опираясь на цели урока?
3. Чистописание
Слайд (интерактивная доска)
. В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)
Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.
Рыжая елка сиела в упле. (Рыжая белка сидела в дупле.)
– Назовите грамматическую основу.
– Назовите существительные, докажите, что эти слова являются именами существительными, определите падеж, склонение.
Слайд 7. Словарная работа.
- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.
М | е | д | в | е | д | ь | |||
г | 0 | р | о | д | |||||
д | е | Р | е | в | н | я | |||
ф | а | м | и | л | и | я | |||
в | о | р | О | н | а | ||||
п | а | Л | ь | т | о | ||||
с | О | б | а | к | а | ||||
Г | е | р | о | й | |||||
| л | И | с | и | ц | а | |||
Я | г | о | д | а |
1 Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.
2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.
3. Синоним этого слова – село.
4. Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.
5.Птица с черным или серым оперением.
6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.
7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.
8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
- Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?
(Морфология-это наука о языке, которая изучает части речи.)
4. Работа по теме урока.
Слайд 8 (интерактивная доска).
Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей и падежные вопросы.
– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!
Работа в парах на карточках.
– Установить соответствие между падежами, и вопросами с помощью стрелок.
И.п. кем? чем? |
Р.п. кому? чему? |
Д.п. о ком? о чём? |
В.п. кого? что? |
Т. п. кого? чего? |
П.п. кто? что? |
(Проверка фронтально по интерактивной доске)
– Сколько падежей в русском языке?
– Назовите отличительные признаки падежей
Слайд 9. Это интересно Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу.
- Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.
-«Чего тебе надобно, старче?»
- Слово «старче» в звательном падеже.
Слайд 10. Гимнастика для глаз.
Учитель: -Что такое склонение? - Какие существительные относятся к 1 склонению?
Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я. Слайд 11
Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё. Слайд 12.
Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению?
Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме . Слайд 13.
Учитель: – Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!
Слайд 14.(интерактивная доска)
- Распределим имена существительные по типу склонений.
лиса, дядя, дерево, кот, лошадь, рожь
Слайд 15. (интерактивная доска)
5. Письмо по памяти
Снег.
На дворах и домах
Снег лежит полотном,
Он от солнца блестит
Разноцветным огнём4.
Учитель: - Какое время года наступило?
Дети: - Зима.
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. А в природе и в нашей республике зима наступает каждый год в разные сроки.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса.
Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Учитель: - Где нельзя кататься на санках?
Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.
Учитель: -Давайте выполним письмо по памяти.
(Во время написания шторкой закрывается стихотворение).
- Проверка.
- Возьмите в руки карандаши, проверьте написание. В каких словах допустили ошибки?
Синтаксический разбор слова под цифрой 4 (интерактивная доска).
Физминутка.
Слайд 16.
6. Работа по учебнику.
С. 136 упр. 137
Слайд17-18.
7. Тест.
1 Имена существительные обозначают:
К)признак предмета
Л)действие
М)предмет
2 Имена существительные отвечают на вопрос:
М)что делает?
Н)какой? Какое?
О)кто? что?
3 Имена существительные бывают:
К)м.р., ж.р.;
Л)м.р., ж.р., с.р.
М)ж.р., с.р.
4Имена существительные изменяются:
О)по числам и падежам;
Н)по родам;
5 Имена существительные в предложении:
Г)сказуемое;
Д)подлежащее и второстепенный член.
6 Сколько падежей в русском языке
Ж) 7;
З) 9;
Е) 6.
7 Склонение-это:
Х)словообразование;
Ц)словоизменение.
Слайд 19.-Если вы правильно заполнили тест, то вы прочитаете слово ,которое вас похвалит за правильно выполненную работу. МОЛОДЕЦ.
8. Итог урока.
-Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
– Встаньте, кто сегодня на уроке поставил бы себе 5?
– А те, кто 2?
-Как вам наше волшебство? Во!
Выставление оценок.
Слайд 20.
9. Рефлексия.
Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.
Слайд 21.
10. Домашнее задание: повторить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
Конспект урока для 2 класса. "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"
открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном". авторы учебника по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном" Цели: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.Задач...
Презентация к открытому уроку по русскому языку во 2 классе. "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол"
Презентация к открытому уроку....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"
Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"...