Методическая разработка урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Яковенкова Лариса Леонидовна

1.Организационный момент.

 - Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.

2.Чистописание

ет  ит  ут 

ют  ат  ят

- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?

(На окончания глаголов)

- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.

 

3. Повторение по теме «Глагол»

 

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

.        Изучение новой темы.

1) Введение в тему урока.

1.     Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.

2.     Как изменяется глагол?

3.     Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по дороге.

Ты ______________  по дороге.

Он ________________ по дороге.

Мы _______________по дороге.

Вы _______________ по дороге.

Они _______________по дороге.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

русского языка в 4 классе

по теме: «Спряжение глагола»

Тема: «Спряжение глаголов»

Цели:

  • Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения, формировать умение различать глаголы I и II спряжения. Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, взаимопомощь, положительные качества личности ответственность, организованность, самостоятельность.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновывать, приводя аргументы.

Оборудование: презентация, ПК, учебники.

Тип урока: урок закрепления знаний

Формы организации урока: фронтальная;

парная; групповая,

индивидуальная. 

Технологии: информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);

исследовательские и проектные методы в обучении;

технология обучения в сотрудничестве;

технологии разноуровневой дифференциации;

технология развивающего обучения.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 - Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.

2.Чистописание

ет  ит  ут  

ют  ат  ят

- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?

(На окончания глаголов)

- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.

3. Повторение по теме «Глагол»

-Улыбнитесь. Садитесь.

Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились?

(Глаголы?) (На доске слова: улыбнитесь, садитесь.)

- А что такое глагол? Расскажите, что вы знаете? (Слайд 1)

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

3. 1 лицо – слова-помощники я, мы (говорю, говорим)

2 лицо - слова-помощники ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – слова-помощники он, она, оно, они (говорит, говорят)

4.Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи

5. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти

6.В предложении чаще всего является сказуемым

-Запишите пословицу: Наука в лес не ведет, а из леса выводит.

- Как вы ее понимаете?

-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?

- В каком времени, числе и лице они употреблены? (Наст. вр., 3 лицо, ед. ч.)

-Выделите окончания.

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)

- Как вы думаете почему?

- Сформулируйте задачи урока.

(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)

4.        Изучение новой темы.

1) Введение в тему урока.

- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно такое задание:

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
  2. Как изменяется глагол?
  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по дороге.

Ты ______________  по дороге.

Он ________________ по дороге.

Мы _______________по дороге.

Вы _______________ по дороге.

Они _______________по дороге.

2) Сообщение темы и цели урока.

А) - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам).

- Как вы думаете, как он может называться? (Ответы детей)

- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? ( В учебнике.)

- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола.

 - Кто мне скажет, как же называется новый грамматический признак? (Спряжение).

- Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)

- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).

- Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

Б) - Прочитайте четверостишие.

Вот и  весна!

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду

Звенят голоса.

- Выпишите в тетрадь только глаголы.

- Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)

- Что между ними общего? (Время, лицо и число)

- Чем они различаются? (Окончаниями)

-  Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу. Но сначала проведем физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас глагол спрягали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? - 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.

  1. Два спряжения глаголов.

- Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. Кто хочет поработать у доски? (Один ученик у доски)

 -Выделите окончания.

 - Сравните окончания первого и второго глагола?  Что вы заметили?

- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.

 К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица , –ю.                                

        Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.        

- Обратите ваше внимание на таблицу

Таблица

I  спр.                              II спр.

шь                                   шь

т                                т

м                                м

те                                 те

                              -ут, -ют                                -ат, -ят

- Обобщите наши рассуждения по плану.

План:

1.Какого спряжения бывают глаголы?

2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

(повторяют несколько человек).

  1. Первичное закрепление.
  1. Работа с учебником, выполнение упражнения.

- А теперь давайте  откроем учебник на странице  87  и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте  глаголы 1 спряжения.

  1. Упражнение в определении спряжения глаголов.

- Следующее задание.  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною день упустишь - годом не вернёшь.

Зима весну пугает, да сама тает.

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

- Выпишите глаголы, определите спряжение.

  1. Итог урока.

- Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)

7.         Рефлексия.

-Всякое уменье трудом даётся. Вы сегодня трудились весь урок, чему же вы научились? Всем большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Морфологический разбор глагола"

Данная методическая разработка поможет учителям в интересной форме научить грамотно выполнять морфологический разбор глагола учащимися....

Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

Методическая разработка урока по русскому языку "Времена глагола"

Содержит в себе блок =схему для учащихся, конспект урока для учителя и презентацию....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...