Методическая разработка урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
1.Организационный момент.
- Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.
2.Чистописание
ет ит ут
ют ат ят
- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?
(На окончания глаголов)
- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.
3. Повторение по теме «Глагол»
1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
. Изучение новой темы.
1) Введение в тему урока.
1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме. 2. Как изменяется глагол? 3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его. |
Я ________________ по дороге. Ты ______________ по дороге. Он ________________ по дороге. Мы _______________по дороге. Вы _______________ по дороге. Они _______________по дороге. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по русскому языку Спряжение глаголов | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
русского языка в 4 классе
по теме: «Спряжение глагола»
Тема: «Спряжение глаголов»
Цели:
- Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения, формировать умение различать глаголы I и II спряжения. Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, взаимопомощь, положительные качества личности, ответственность, организованность, самостоятельность.
Формируемые учебные универсальные действия:
- Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
- Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
- Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновывать, приводя аргументы.
Оборудование: презентация, ПК, учебники.
Тип урока: урок закрепления знаний
Формы организации урока: фронтальная;
парная; групповая,
индивидуальная.
Технологии: информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
исследовательские и проектные методы в обучении;
технология обучения в сотрудничестве;
технологии разноуровневой дифференциации;
технология развивающего обучения.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.
2.Чистописание
ет ит ут
ют ат ят
- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?
(На окончания глаголов)
- Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.
3. Повторение по теме «Глагол»
-Улыбнитесь. Садитесь.
Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились?
(Глаголы?) (На доске слова: улыбнитесь, садитесь.)
- А что такое глагол? Расскажите, что вы знаете? (Слайд 1)
1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
3. 1 лицо – слова-помощники я, мы (говорю, говорим)
2 лицо - слова-помощники ты, вы (говоришь, говорите)
3 лицо – слова-помощники он, она, оно, они (говорит, говорят)
4.Глаголы изменяются по временам:
Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи
Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи
Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи
5. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти
6.В предложении чаще всего является сказуемым
-Запишите пословицу: Наука в лес не ведет, а из леса выводит.
- Как вы ее понимаете?
-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?
- В каком времени, числе и лице они употреблены? (Наст. вр., 3 лицо, ед. ч.)
-Выделите окончания.
- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)
- Как вы думаете почему?
- Сформулируйте задачи урока.
(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
4. Изучение новой темы.
1) Введение в тему урока.
- Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно такое задание:
|
Я ________________ по дороге. Ты ______________ по дороге. Он ________________ по дороге. Мы _______________по дороге. Вы _______________ по дороге. Они _______________по дороге. |
2) Сообщение темы и цели урока.
А) - Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак - изменение глагола по лицам и числам).
- Как вы думаете, как он может называться? (Ответы детей)
- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? ( В учебнике.)
- Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола.
- Кто мне скажет, как же называется новый грамматический признак? (Спряжение).
- Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).
- Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.
Б) - Прочитайте четверостишие.
Вот и весна!
Зеленеют леса,
И птичьи повсюду
Звенят голоса.
- Выпишите в тетрадь только глаголы.
- Сравните их по плану:
1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.
(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)
- Что между ними общего? (Время, лицо и число)
- Чем они различаются? (Окончаниями)
- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу. Но сначала проведем физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
Мы сейчас глагол спрягали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? - 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.
- Два спряжения глаголов.
- Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. Кто хочет поработать у доски? (Один ученик у доски)
-Выделите окончания.
- Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?
- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Обратите ваше внимание на таблицу
Таблица
I спр. II спр.
шь шь
т т
м м
те те
-ут, -ют -ат, -ят
- Обобщите наши рассуждения по плану.
План:
1.Какого спряжения бывают глаголы?
2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
(повторяют несколько человек).
- Первичное закрепление.
- Работа с учебником, выполнение упражнения.
- А теперь давайте откроем учебник на странице 87 и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте глаголы 1 спряжения.
- Упражнение в определении спряжения глаголов.
- Следующее задание. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною день упустишь - годом не вернёшь.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
- Выпишите глаголы, определите спряжение.
- Итог урока.
- Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)
7. Рефлексия.
-Всякое уменье трудом даётся. Вы сегодня трудились весь урок, чему же вы научились? Всем большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Морфологический разбор глагола"
Данная методическая разработка поможет учителям в интересной форме научить грамотно выполнять морфологический разбор глагола учащимися....
Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....
Методическая разработка урока по русскому языку "Времена глагола"
Содержит в себе блок =схему для учащихся, конспект урока для учителя и презентацию....
Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
Формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...