Урок русского языка. Обобщение по теме: Падежи имен существительных.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Цель:

- обобщить знания о падежах имён существительных;

- совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;

- воспитывать интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ФИО автора: Гришина Людмила Юрьевна

Стаж работы: 20 лет

Квалификационная категория: первая

Название УМК «Школа России», Русский язык, В.П. Канакина, 3 класс

Тема:  Обобщение по теме: Падежи имен существительных.

 Класс: 3

 Номинация: проблемный урок с элементом исследования

                                            

     

Тема: Обобщение по теме: Падежи имен существительных

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и способов действий

УМК: Школа России 

Учебник: В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс

Оборудование: Рабочая тетрадь по русскому языку Канакина В.П. УМК "Школа России", 3 класс,  маршрутные листы, интерактивная доска.

Цель: 

- обобщить знания о падежах имён существительных; 

- совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам; 

- воспитывать интерес к предмету.

Педагогическая цель:  Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы, распознавать начальную и косвенные формы имён существительных; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать умение определять падеж имен существительных;  

- закрепить знания о падежах имен существительных.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- воспитывать волевые качества;

Основное содержание темы, понятия и термины  Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма существительного. Косвенные падежи. Фразеологизмы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

- Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка.

Откройте тетради, запишите дату отправления:   Не забывайте правила посадки при письме.

- Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать?

- Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам  самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое  выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты.

- А начнём мы наше путешествие с напутствия, которое вы видите на обложке маршрутной карты:

Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки.  Вперёд!

В добрый час!

- Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока.

         

Работают в тетрадях. Следят за посадкой.

Высказывают своё мнение

Знакомятся с маршрутными картами

-самоопроеделение к деятельности - Л;

-смыслообразование- Л;

- целеполагание - П;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К;

- эмоционально положительное восприятие учения – Л;

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

1.Минутка чистописания Цель для учащихся: называют буквосочетания .

2. Словарная работа                               

3. Актуализация необходимых ЗУН

СЛАЙД

- Уважаемые исследователи!  Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома.

 Разделите слова на группы.

- Проверьте по эталону.   СЛАЙД 

орока, дорога, горох, воробей, огород, ворона.  (оло)

олоток, молоко, около, солома.  (оро)

округ

- Кто скажет, какие буквосочетания мы будем прописывать? - оло, оро                                                               

- Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы.

- Посмотрите, как правильно  написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке.

- Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание. Оцените себя.

 

-Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог)

-  Найдите ещё один предлог. (Около)

 Предлогами какого падежа они являются? (Р.п.)

- Запишите эти предлоги с существительными из 2-х групп  и запомните их написание.

                                                                                       

- Предлагаю найти во фразеологическом словаре предложение с новым словарным словом  вокруг (стр.59)

-А что такое фразеологизмы?

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

- Спишите этот фразеологизм. Определите  падеж им. сущ.    

- Проверим.

- Оцените себя.

 СЛАЙД

- Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно

относится? Что вы можете сказать об этом существительном?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

 - Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении.

- Какие затруднения испытали?

Читают слова.

Работают в группе.

Сверяют с эталоном.

Называют буквосочетания.

Делают пальчиковую гимнастику.

Прописывают буквосочетания.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга и себя.

Называют слово. Определяют часть речи.

Находят и называют ещё один предлог. Определяют падеж.

Образуют сочетания предлогов с существительными из 2-х групп, записывают в тетради и запоминают их написание.

Работают с фразеологическим словарем. Находят фразеологизм.

Дают определение:

-Фразеологизм  -  устойчивая фраза, которая употребляется в переносном смысле.

Записывают фразеологизм в тетради. Определяют падеж сущ.

Выполняют проверку.

 Оценивают себя.

Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного:

-обозначает предмет

-отвечает на вопрос что?

- неодушевленное

- ед.ч., м.р.

-нарицательное

- изменяется по падежам.

Называют падежи.

Называют алгоритм и определяют падеж существительного.

Определяют места и причины затруднений.

-мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение) - П;

-извлечение необходимой информации – П;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

-поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно – следственной связи - П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

- осуществление действия по образцу- Р;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации - К. 

- поиск необходимой информации в словаре – П;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач - К;

- извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – К;

-фиксирование индив.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

  1. Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?  4 СЛАЙД

- Давайте определим задачи  урока.  (Научиться определять  падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах)                                                                     

Определяют тему.

Называют задачи урока.

- смыслообразование – Л;

- стимулирование к выражению собственного мнения – К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации

-Для работы нам будет  нужна  табличка -помощник. Она исчезла. Помогите её восстановить.                          

   СЛАЙД

Сравни работу с эталоном. Оцени себя

 Раздать распечатанные таблички-эталоны детям.

-Эта таблица будет вам помощником в определении падежей и склонении существительных.                                              

Запомните!    Им. падеж единственного числа  - это начальная форма им. сущ.

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

 

- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у обучающихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности

Работа с учебником

1.Работа с правилом в учебнике

- Так что нам нужно запомнить? Прочитаем вслух на с.58

2. Дополните мои предложения:

-  Им. падеж единственного числа  - это …

- Все падежи …

2.Выполнение упражнения 103                                     

 

Слайд

Физминутка (электронный ресурс)

  

Дети проговаривают вслух.

Заканчивают вслух предложения в соответствии с правилом

Работают по цепочке: прочитывают вслух пары словосочетаний с одинаковыми предлогами, определяют падеж сущ.

Выполняют гимнастику для глаз и динамические движения за мультгероем.

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Самостоятельная работа по вариантам

- Прочитайте следующее задание.

Просклонять существительные (собака, сосна).

- Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах)

 СЛАЙД         

- Сравните работу своего соседа  с эталоном.       Оцените.

2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра

- Определить падеж существительных.

Размышлять о счастье __________

Скучать по товарищу___________

Выглянул из-за камня __________

Лежать под цветком____________

Проверка по эталону  СЛАЙД 

Сравни работу с эталоном. Оцени себя.

*(дополнительно для сильных обучающихся)  СЛАЙД

Подарок для сестры________________

Пели песенку _____________________

Зазвучала мелодия ________________

Бежали по лесенке ________________

Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах по вариантам.

Выполняют взаимопроверку.

Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.

Самостоятельно работают   в маршрутных картах.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание.

Сверяют с эталоном. Оценивают себя.

-рефлексия способов и условий действий – П;

- планирование успешного сотрудничества – К;

- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л;

- культура поведения в учебном диалоге – Л;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

  1. Включение в систему знаний и повторение. 

Цель:   включение  способа действия в  систему знаний и применение на практике

Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте следующее задание 

СЛАЙД

Муравей, от,  муравейнике, спрятался, воробья, в

- Напишите предложение в тетрадях. Определите  падеж имён существительных.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

  Сравните с эталоном.  СЛАЙД

- Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится.

- Оцени себя.

Работают с деформированным предложением.

Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных.

Читают составленные предложения.

Сверяют с эталоном.

Делают вывод.

Оценивают себя.

-мыслительные операции – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

- Понравилось путешествие?  

-Дополните предложения

СЛАЙД

-Оцените результаты своей работы.

-Спасибо за работу!

Оценка работы детей учителем.

Д/з: определите падеж сущ. на обложке маршрутной карты, выполните упр. 104, с. 58

Дети работают с маршрутной картой

  • Я повторил…
  • Я научился…
  • Я запомнил…
  • Мне понравилось…
  • Я могу…

Высказывают свои мнения.

Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске.

- контроль своей деятельности по результату - Р;

-самооценка на основе  критерия успешности -Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;

- объективная оценка результатов деятельности – Р;

- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р  

Планируемые результаты

(предметные)   Владение  первоначальными навыками определения падежных форм  имён существительных в словосочетаниях и  предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

Метапредметные  

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника,   оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать  свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Образовательные ресурсы  Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся

ЭОР: презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён существительных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного

алгоритм определения падежа имени существительного...

карточки по русскому языку для закрепления темы "Падеж имени существительного и прилагательного"

Тренировочные упражнения на нахождения падежа имён существительных и прилагательных....

урок русского языка в 4 классе "Падежи имен существительных"

Тип урока: систематизация и повторение знаний.Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вс...

Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"

Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...

Урок русского языка в третьем классе "Падежи имен существительных. Знакомство"

Знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении....