Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о предложениях, разных по интонации, ознакомления с особенностями восклицательных и невосклицательных предложений, обобщения представлений о предложениях.
Задачи урока
Дидактические:
- знать виды предложений по интонации;
- уметь расставлять знаки препинания;
- развивать умение интонационно правильно произносить предложения.
Развивающие:
- развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), рабочая тетрадь 1 часть, компьютер, проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.09.21 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3 «з» Урок: 3 Время: 9:50 - 10:30 Кабинет: 112 | Студент: Дудник Юлия Группа: 46 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о предложениях, разных по интонации, ознакомления с особенностями восклицательных и невосклицательных предложений, обобщения представлений о предложениях.
Задачи урока
Дидактические:
- знать виды предложений по интонации;
- уметь расставлять знаки препинания;
- развивать умение интонационно правильно произносить предложения.
Развивающие:
- развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), рабочая тетрадь 1 часть, компьютер, проектор, презентация.
Челябинск, 2021 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь! - Посмотрите на слайд, глазками прочтите число: Четырнадцатое сентября. - Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы. | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. Записывают число, классная работа, словарь. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1, 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: тест. Практический: словарный диктант. Наглядный: презентация. | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Вставьте пропущенные буквы: - Давайте с вами составим из этих слов тест, состоящий из нескольких предложений. 4. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. | Выполняют письменное задание в тетради. Составляют текст из предложенных слов и зачитывают его по желанию. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 3, 4. | |
6. В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. - Высказывания под каким номером вы почитали правильными? - Почему вы выбрали 6 номер, а не 5. Предлагаю вам разобраться в этом подробнее. | - 2, 4, 6 | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: презентация. Фронтальная работа. | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Посмотрите на слайд и внимательно прочтите предложения сначала про себя. Хорошо гулять в осеннем лесу! Как тебя зовут? Пришла дождливая осень. - А теперь я предлагаю прочитать по желанию. - С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какие знаки стоят в конце предложений? - Сформулируйте тему урока. - Какую цель мы можем поставить? - С чего мы можем начать? Какой план составим на урок? | Читают предложения. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. - По-разному: первое читаем с радостью, второе - с вопросом, а третье - спокойно. - Восклицательный, вопросительный знак и точка. - Виды предложений по интонации? - На уроке мы будем учиться определять виды предложений по интонации. - 1. Мы научимся различать виды предложений. 2. Будем выполнять упражнения на закрепление. 3. Выполним задания самостоятельно. 4. Сделаем выводы и подведем итоги урока. 5. Закрепим полученные знания домашней работой. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6, 7, 8. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация. | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Вспоминаем первый пункт нашего с вами плана: научиться различать виды предложений по интонации. И поможет нам в этом второй пункт: выполнение упражнений. - И первое упражнение, которое поможет нам в этом представлено на слайде. Прочитайте его с интонацией. Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал.» - Какое предложение в тексте повторяется несколько раз? - Что вы могли заметить? В чем разница между этими предложениями? - Почему по-разному? - Отлично! Грамматическая сказка - Давайте послушаем сказку о нашем госте. - Перед тем, как мы ее послушаем, я задам вам один вопрос: «Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?» - Ответ вы узнаете, если будете внимательно слушать сказку. Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились. У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки? Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно! Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись. Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно! Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. | Внимательно слушают. Читают предложенный текст. - Папа приехал. - Эти предложения мы читаем по-разному. - Первое предложение содержит вопрос. Второе - радость. Третье - спокойное сообщение. Внимательно слушают чтение учителя | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 9, 10. | |
— У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше? Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это действительно чудесно! И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано. - Итак, кто меня внимательно слушал? Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? - Вы уже догадались, кто у нас в гостях? - Ребята, вы такие молодцы! Мы столько с вами уже говорим об эмоциях. Но знаю я, что эти эмоции скапливаются в нашем организме, я предлагаю вам их сейчас выплеснуть. Вставайте из-за своих мест. | - Если предложение содержит сильное чувство, радость. - Восклицательный знак. | ||||||
Физминутка | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.) | Выполнение физминутки. | Учебная презентация: слайды № 11. | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический: списывание. Наглядный метод: презентация. Фронтальная работа. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - А теперь все что мы с вами узнали нового нужно проверить. Давайте откроем учебник на с. 22 и прочитаем первое правило в оранжевой рамочке. - Отлично. | Читают правило из учебника. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план | Учебная презентация: слайд №. 12, 13, 14 Учебник. | |
- А теперь, ребята, давайте с вами потренируемся находить виды предложение по интонации. Посмотрите на слайд и внимательно прочитайте текст про себя. Закончили? Манечка сидела на стуле и грызла баранку, когда захлопнулось окно. От неожиданности Манечка вздрогнула и бросила баранку. Потом она посмотрела на окно, сказала: «Ой!» и побежала к маме и папе. - Папа, мама! – кричала она в комнате. – Так на кухне за окном киска! - Какая киска? – не понял папа. - Как за окном? – спросила мама. - Наша киска. – ответила Манечка, от страха ей почему-то хотелось смеяться и голос её прыгал, как резиновый мяч. – Наша киска сидит за окном и говорит: «Мяу! Мяу!». Мама всё, наконец, поняла и бросилась на кухню. Киски за окном не было. - Кто сможет прочитать только восклицательные предложения? Почему это восклицательные предложения? Давайте все будем использовать наше правило из учебника. К примеру, предложение: «Так на кухне за окном киска!» восклицательное, потому что оно произносится с восклицательной интонацией и в конце стоит восклицательный знак. - Прочитайте следующее предложение, пользуясь образцом. Упр. 29 (с. 21). - Внимательно прочитайте задания к упражнению и выполните это упражнение в парах. Позже мы проверим по шаблону на экране. Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации. - Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. | Читают текст, предложения по отдельности. Объясняют все по правилу из учебника. Выполняют упражнение в парах. Взаимопроверка по эталону. | К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: комментированное списывание. Наглядный: презентация. | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. 3. Организация взаимопомощи. 4. Конструктивная критика. 5. Поощрение. - Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Откройте страницу 23 учебника. Упражнение 32. Прочитайте задание. Если вам понятно, можете начинать работать самостоятельно, после проверим. - Проговорим орфограммы. | Приступают к самостоятельному выполнению задания. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация: слайд № 15, 16. Учебник | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Мы с вами сегодня узнали, что предложения еще делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные. А невосклицательные, что могут обозначать. Давайте с вами выполним устно 30 упражнение. А затем обратимся к таблице ниже. - Рассмотрите таблицу на с. 22. - Назовите виды предложений по цели высказывания. - Какие предложения называются повествовательными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? - Какие предложения называются вопросительными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце вопросительного предложения? - Какие предложения называются побудительными? - Приведите примеры. - Какой знак ставится в конце побудительного предложения? - Назовите виды предложений по интонации. | Ответы детей на вопросы учителя. -Вопросительные, повествовательные и побудительные. - В которых содержится вопрос. Приводят пример. - Вопросительный знак. - В которых советуют сделать что-либо. Приводят пример. - Точка. - Восклицательные и невосклицательные. Приводят пример. - Которые произносятся без восклицательной интонации. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19. | |
- Приведите примеры. - Какие предложения называются невосклицательными? | |||||||
ДЗ | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник, страница 23, упражнение 33. Рабочая тетрадь с. 11 | Записывают домашнее задание. | Учебная презентация: слайд № 20. | ||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Кто помнит, какая была тема урока? - А какую цель мы ставили? - А кто вспомнит план работы на уроке? - Скажите, мы достигли поставленной цели? - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
К уроку прилагается презентация....
Урок русского языка "Виды предложения по цели высказывания" 2 класс
Данный материал содержит конспект урока русского языка по теме "Виды предложения по цели выскзывания" + презентацию этого урока. Разработан рабочий лист на тему данного урока....
Урок русского языка "Виды предложений по цели высказывания
Данный урок по типу является уроком изучения нового материала. По виду- это урок- исследование. В процесск урока дети самостоятельно сравнивают разные виды предложений, прводят классификацию и д...
Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс
Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....
Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по цели высказывания" (3 класс)
Презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной...
урок русского языка "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные"
разработка урока по русскому языку УМК Гармония 2 класс по теме "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске)"...
Конспект урока русского языка " Виды предложений по цели высказывания" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.Планируемые результаты Предметные: : Проявляют позитивное отношение к правильной у...