Конспект урока русского языка "Местоимение" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зария Фримовна Азацкая

Конспект урока  русского языка  "Местоимение" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mestoimenie.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по теме: «Местоимение».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

местоимений в речи;

2. Закреплять умения заменять имя существительное

местоимением соответствующего рода;

3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;

4. Развивать речь, память, внимание учащихся;

5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.

6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Целью урока является достижение следующих результатов:

Предметных:

• обобщить знания о местоимении, о роли местоимений в речи;

• закрепить умения отличать местоимения от других частей речи и осознанно употреблять их в речи;

• закреплять умения правильного написания словарных слов и местоимений с предлогами .

Метапредметных– формирование универсальных учебных действий:

• познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

• регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

• коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, работать в паре, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

личностные:

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;

• развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывая своё мнение;

• развитие самостоятельности;

• развитие интереса к изучению русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья, Побываем у них вместе – вы и я!

II. Введение в тему урока.

Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это. Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет, Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется, Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись, В речи нам не обойтись!

Учитель: - Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока- «Местоимение». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях. И не только.

III. Психологический настрой

Учитель:

- Сначала предлагаю вам настроиться на работу.

1 вариант хором:     Я смогу выполнить все задания.

2 вариант хором:   У меня все получится.

Все вместе:    Желаю успехов себе и друзьям!

Учитель:  (Число, классная работа)

IV. Чистописание.

Задание - В каждом ряду найти лишнее слово 

ОНИ, НА, ЕЙ, ЕМУ                     ОНА, НО, ТОБОЙ, ОН 
ВЫ, ОНО, МЕНЯ, УРА               НАС, НЕ, ИМ, ОНИ 

-Какие лишние слова? ( НА, УРА, НО, ЕМ). Правильно.

- Какие это части речи? ( предлог, междометие, союз, частица)

- А что вы можете сказать про эти части речи? ( служебные)

- А какие ещё части речи бывают? (самостоятельные)

_ Назовите их. ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение)

- Приведите примеры……

- Все остальные слова это какая часть речи? Какую классификацию личных  местоимений вы знаете? (1 лицо – я,мы. 2 лицо – ты,вы, 3 лицо – он, она, оно, они).

- Запишем красиво слово «чистописание». Разберём его по составу.

- Запишите в тетрадь личные местоимения 3 лица.. ПИШЕМ КРАСИВО!!!

V.Словарная работа.

Учитель: - Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они приготовили для вас стихотворение-загадку. А поручили прочитать вам его….. Послушайте и ответьте на вопрос, о чём идёт речь?

« Он, оно, она».

                              Моё стихотворение – Про местоимения…

Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно Розовой жар-птицей. /Солнце/

       

 А стемнеет – он придет  Тоненький, смущенный, -

        Он на цыпочках войдет   Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она  В пелене тумана.

Круглолица и грустна Будто Несмеяна! /Луна/

Учитель: – Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

Картинный диктант: (Дерево, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)                        взаимопроверка.

- Выполним  фонетический разбор  слов «молоко». «яблоко» «копьё»

VI.Актуализация знаний

  1. Разбор предложения по членам предложения.

- Давайте составим одно предложение с одним из словарных  слов. (У доски работает 1 ученик)

- Надо составить ещё одно предложение, заменив это слово местоимением. Запишем и его.

- Разобрать предложения по членам предложения.

 

- Морфологический разбор  имени существительного  имени прилагательного. (из предложений)

-  Скажите, что такое местоимение?

-  Для чего служат они в речи?

2) Выбор правильного определения местоимения.

- Прослушайте одно стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.

3) Редактирование текста.

Учитель: - Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно, мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так?

4) Замена существительных местоимениями

КАРТОЧКА

Игорь идёт на каток. Игорь хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облакоОблако закрыло солнце.

- Замените существительные где надо местоимениями. Какие местоимения какого лица вы использовали?

Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?

-Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

Физминутка- песня  «Я, ты, он, она….вместе целая страна, вместе

дружная семья, в слове я- сто тысяч я »

-Какие местоимения вам встретились?

- Эта песня написана в 1982 году. Исполнила ее София Ротару.

- 1982 год. Это какой век? (20). Запишите на доске римскими цифрами. А сейчас мы живём в каком веке? А сейчас какой год? 2021 год объявлен в нашей РТ годом родного языка и народного единства.

- В нашей республике проживают представители многих  национальностей, проживающих в республике. И мы все вместе , все дружно живём, пользуясь одной планетой, живя под одним Солнцем.  Эта песня актуальна и сейчас.

- Но вернёмся к местоимениям. Давайте личные местоимения скажем не только на русском языке, но и на английском, татарском, армянском, азербайджанском языке….

 - О чём эта песня? (О Родине, это патриотическая песня, объединяющая все возрасты – от мала до велика, чувство гордости за свою страну….)

- Давайте вспомним, какая часть речи в русском языке служит для украшения речи, чтобы речь звучала красивее? (имена прилагательные)

- Какие прилагательные вы услышали в этой песне? Давайте ещё раз прослушаем. ( Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых, прекрасней, сонные, синяя, роскошные)

-Запишем их и выполним разбор по составу.

Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним и другие части речи. Выполним только 3 задания  (Работа в парах)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

1.Местоимение:

а)это слово     б)часть речи       в)член предложения

2.Местоимение:

а) называет предметы;

б) не называет предметы, а только указывает на них;

  1. Соотнеси стрелками  часть речи и то, что обозначает она:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

обозначает действие предмета

обозначает предмет

обозначает признак предмета

4.Запиши местоимения в таблицу.

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

 - Проверка

Учитель: - Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

5) Определение лица личных местоимений.

Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Послушайте стихотворение о местоимениях и ответьте, какие это местоимения? Как они называются?

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они-

Все слова отличные, Важные и личные.

Это, без сомнения, Все местоимения.

Хором: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

- Как называются эти местоимения? (личные).

- В старших классах вы выучите и другие местоимения. Иногда мы сталкиваемся с ними и вы испытываете трудность в определении части речи.

-Это и отрицательные местоимения. Например: Никто не выйдет из класса. – Какое местоимение здесь? Сможете определить?

- Указательные местоимения: Дом находится ха этим забором.

- Неопределённые: Растёт какой – то неизвестный цветок.

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. У вас в маршрутных листах точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее. (работа в парах)

Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

5) Написание предлогов с местоимениями. ( листок по рядам)

Т__нулся к (он)_____________________________

 беспокоился о (она)___________ _____________

наблюдал за (они)___________________________

разг__варивал с (он)__________________________

спр__сил    у (она)_____________________________

ост__новился перед (он)_______________________

в__звышался над (она)________________________________

прив__зли к (она)_____________________________________

х__дил за (они)_______________________________________

6) Самостоятельная работа

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

 (Самопроверка).

VII. Итог урока (заполнение схемы)

- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

hello_html_7073950c.png

Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

VIII.Рефлексия. (шкала знаний) от 1 до 10 деления ________________

IХ. Домашнее задание.

Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке. Д/з- по выбору. (разноуровневые)

( 1 уровень сложности)

1.Спишите текст, заменяя, выделенные слова местоимениями с предлогами.

Около деревни растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечнике живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стужи воробей. Для воробья ребята сделали на дереве кормушку.

(второй уровень сложности)

2.Спишите текст, поставив местоимения в нужную форму. Определите лицо и число местоимений.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в (она) и рвался, и метался. А Голубь молодой над (он) же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в (он) винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у (мы), - так за Слоном толпы зевак ходили.

(третий уровень сложности)

3.Спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь

помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (если время останется)

Работа в группах «Открой секрет»   В словах спрятались местоимения. Найди их. 

1) Тыква   Поменять    корона любимый   борона синего 
агроном ананас   выставка мнение     ягода намёк 
пластырь квас    выбор аквамарин    мыло стих 
понимание дремучий 



2) Спиши. Исправь ошибки 

Каштанка остался один. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. 
Вдруг блиско от его раздался крик. Гус сидел на полу. Хазяин глядел на его молчя. 


3) Исправь ошибки. 

Недалеко от (я) покачивалась ветка сасны. На (она) сидели дядлы. 
Вдруг дятлы стали летать над (я) с реским криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки неё были окрашены в светлый свет, а на их тёмные пятна и чёрточки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

конспект русского языка-1 класс

конспект русского языка в 1 классе по теме "Написание строчной буквы «п»"...

Конспект русского языка 4 класс "Спряжение глаголов" с применением карточек из учи.ру

Данный материал предназначен для 4-х классов с применением компьютерных технологий. С условием, что у каждого будет компьютер или в формате дистанционного обучения....

конспект русского языка 1 класс"Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?"

урок русскогоязыка разраьотан по УМК "Школа России"...

Конспект русского языка (2 класс). Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о понятии «прилагательное» (значение, вопросы, роль в предложении); формирование орфографического навыка; развитие умения употреблять имя прилаг...