Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Каменская Вера Николаевна

Методическая разработка урока  3 класс по теме Части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Части речи»

                Выполнил:

учитель начальных классов

Каменская В.Н.

Санкт-Петербург 2022 г.


Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: Части речи.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технологическая особенность: технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.

Цели:

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с языковыми и речевыми понятиями, с правилами языка и речи как основы для формирования учебно-языковых и речевых действий. 

Развивающая цель предполагает: 

1) развитие коммуникативной компетенции учащихся;

2) формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Воспитательная цель урока направлена:

1) на осознание учащимися языка как средства человеческого общения и явления национальной культуры, стремления к его грамотному использованию;

2) на формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного предмета;

3) на воспитание личностных качеств школьников, потребности в творческом самовыражении.

Задачи:

- организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;

- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка. 

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

1. Орг. момент

ΙI. Актуализация знаний.

(Эмоциональный настрой)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.          

Мы начнём урок, друзья.  

2.  Введение в тему урока. (Беседа о многообразии слов).

на интерактивной доске выведен ларец со свитками, на которых написаны группы слов - названий частей речи.

На доске отдельные карточки, на которых примеры частей речи (добро, любовь, ссориться, дружный)

-Мы видим огромный ларец. Что там может быть?

Предположения ребят. Прогнозирование.

- Кто из вас был прав, вы узнаете, продолжив схему (Демонстрация слайда)

Речь… ( - Предложение - Слово)

-В ларце находятся свитки.

-Почему так много свитков? (в русском языке много слов)

Вывод:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас-

Означено словами.

– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? (дети делают предположения).

- А зачем слова делят на группы?

Прослушивание сказки (аудио запись)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха.

Собрались как-то слова: плакать, свет, красив, ум. Пытались слова построиться по количеству букв. Вот что у них получилось: ум, свет, красив, плакать. Оказалось слово плакать в конце и горько заплакало.

Рассорились все, так и не навели порядок.

-Для порядка слова в языке разделили на группы - Части речи

Дети рассматривают свитки.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время приветствия;

Регулятивные:

 принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания;

Познавательные: 

- выделять существенную информацию;

Регулятивные: 

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

 Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи.

Работа со свитками и отдельными словами.

- Обратите внимание: часть слов со свитков сдул декабрьский ветер.              - Прочитайте слова (добро, любовь, ссориться, дружный)                               - Какое слово вам не нравиться? (ссориться). Какое чудо можем сотворить? (замена антонимом - мириться)

-Как исправить проделки ветра? (Надо их сгруппировать и отнести в нужный свиток).                                                                            -Сформулируйте задачи урока. (учиться группировать слова по определённым признакам, учиться их определять и употреблять уместно в речи)                                                                                      Планирование хода деятельности                                                                                 - Как же найти нужный свиток для слов- «потеряшек» и установить порядок?                                                                                                               Нужно классифицировать                                                                             - Что значит классифицировать?

Куда можно обратиться, если не знаем какие-то определения?

Работа со словарём (Демонстрация на интерактивной доске)

(Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность

План.

  1. Наблюдение
  2. Понимание. Нахождение общего. Выводы
  3. Формирование умений.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные:

- уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать собственную деятельность,

искать средства для ее осуществления;

-  проявлять самостоятельность и инициативу.

- контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- осуществлять само и взаимоконтроль;

Познавательные:

- выдвигать предположения по предполагаемой теме разговора;

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время постановки учебной задачи;

- учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге

IV. Открытие новых знаний.

-Давайте развернём один из свитков и прочитаем название. (Глагол)            - Какое из слов на карточках слетело с этого свитка? Это слово мириться.                                                                                                             - Почему? (предполагают)                                                                                          - Поможет понять правильность нашего выбора следующая работа                  1. Наблюдение за словами в предложении.                                                      - Предположите задание.                                                                                          -Сравните с авторским.                                                                                                      - На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)                                                                                          – Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют).                                                                       – Что обозначают все эти слова? (Действие.)                                          Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.                   Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.                                                                                                     Дети заканчивают схему:                                                                                  действие               признак          предмет (лицо)                                                                      (что делают?)      (какие?)                        (кто?)

– Что же общего у всех записанных слов?

Работа в паре.

Продукт: таблица (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие. Аналогично с другими)

Разворачиваю свитки. Для слов свитка «Имя существительное»              - Какое название вы бы им дали? Почему?                                                                Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы: Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

Итоги наблюдений. Продукт- алгоритм. Работа в паре.

-Как определить группу?  Составьте алгоритм.  

                   Алгоритм

        1.Прочитай слово.

        2.На какой вопрос отвечает?

         3.Что обозначает?

  4.Сделай вывод.  

Вывод. (Демонстрация слайдов)

 В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Регулятивные:   

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

-осуществлять взаимоконтроль,

рефлексию своих действий;

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные:

– осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;

– использовать язык с целью поиска необходимой

информации для решения учебных задач;

– учить сравнивать, анализировать, обобщать,

классифицировать по родовидовым признакам

V. Развитие умений – применение знания.

Игра «Вопрос-ответ» (Демонстрация слайдов на интерактивной доске)

Кто? (лягушки). Что делают? (квакают, прыгают…)

Кто? (медведь). Что делает? (танцует, пугает…)

И т.д.

-Вы очень дружно работаете, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Дружба крепкая»

На доске группы слов. Детям дается задание отграничить слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы.                                                                                                                Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.

Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.

Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)

– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя.

 Работа с определением и схемой.

– Прочитайте определение: что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

Что такое междометия?

– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают.

Разворачиваем свитки, дополняем словами, действуя по алгоритму.

Регулятивные:   

– выполнять учебные действия;

-осуществлять взаимоконтроль;

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

 – сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные:

-стремление к совершенствованию своих способностей.

VI. Итог урока.

Самооценка по алгоритму

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Вывод:

(О бережном отношении к слову)

Язык народа и богат, и точен,

 но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

(Николай Рыленков)

-Какой вывод вы ещё сделаете? (Бережно относитесь к слову, говорите только добрые слова)

Познавательные:

 - сравнивать, анализировать, обобщать.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные:   

- осуществлять само и взаимоконтроль;

VII.Рефлексия

Оцените работу товарищей.

Напишите на снежинке 1 слово. Помни, что оно должно нести тепло.

 Подари снежинку товарищу. (Ученик, получивший снежинку, определяет какой частью речи является слово)

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные:   

- осуществлять само и взаимоконтроль

VIII. Домашнее задание.

1 уровень

2. Выучить классификацию частей речи.

1. Выполнить упражнение

2 уровень

Записать короткий рассказ о родном городе. Определить части речи.

3 уровень (творческий)

Придумать сказку про части речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"

Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?»  Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...

Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса На тему: « Части речи»

Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам ...

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 3 класс

Методическая разработка "Части речи" предназначена для уроков русского языка в 3 классе. Программа "Школа России". Цель: закрепить и обобщить знания о частях речи, научиться примен...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...