Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Методическая разработка урока 3 класс по теме Части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Части речи»
Выполнил:
учитель начальных классов
Каменская В.Н.
Санкт-Петербург 2022 г.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: Части речи.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологическая особенность: технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с языковыми и речевыми понятиями, с правилами языка и речи как основы для формирования учебно-языковых и речевых действий.
Развивающая цель предполагает:
1) развитие коммуникативной компетенции учащихся;
2) формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Воспитательная цель урока направлена:
1) на осознание учащимися языка как средства человеческого общения и явления национальной культуры, стремления к его грамотному использованию;
2) на формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного предмета;
3) на воспитание личностных качеств школьников, потребности в творческом самовыражении.
Задачи:
- организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД |
1. Орг. момент ΙI. Актуализация знаний. | (Эмоциональный настрой) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. 2. Введение в тему урока. (Беседа о многообразии слов). на интерактивной доске выведен ларец со свитками, на которых написаны группы слов - названий частей речи. На доске отдельные карточки, на которых примеры частей речи (добро, любовь, ссориться, дружный) -Мы видим огромный ларец. Что там может быть? Предположения ребят. Прогнозирование. - Кто из вас был прав, вы узнаете, продолжив схему (Демонстрация слайда) Речь… ( - Предложение - Слово) -В ларце находятся свитки. -Почему так много свитков? (в русском языке много слов) Вывод: Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нет. И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас- Означено словами. – Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? (дети делают предположения). - А зачем слова делят на группы? Прослушивание сказки (аудио запись) Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха. Собрались как-то слова: плакать, свет, красив, ум. Пытались слова построиться по количеству букв. Вот что у них получилось: ум, свет, красив, плакать. Оказалось слово плакать в конце и горько заплакало. Рассорились все, так и не навели порядок. -Для порядка слова в языке разделили на группы - Части речи Дети рассматривают свитки. | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время приветствия; Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - понимать причины успеха в учебной деятельности. Коммуникативные: - слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; Познавательные: - выделять существенную информацию; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную цель и задачу; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
III.Постановка учебной задачи. | Работа со свитками и отдельными словами. - Обратите внимание: часть слов со свитков сдул декабрьский ветер. - Прочитайте слова (добро, любовь, ссориться, дружный) - Какое слово вам не нравиться? (ссориться). Какое чудо можем сотворить? (замена антонимом - мириться) -Как исправить проделки ветра? (Надо их сгруппировать и отнести в нужный свиток). -Сформулируйте задачи урока. (учиться группировать слова по определённым признакам, учиться их определять и употреблять уместно в речи) Планирование хода деятельности - Как же найти нужный свиток для слов- «потеряшек» и установить порядок? Нужно классифицировать - Что значит классифицировать? Куда можно обратиться, если не знаем какие-то определения? Работа со словарём (Демонстрация на интерактивной доске) (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы. Учитель вместе с детьми планирует деятельность План.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Регулятивные: - уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой; - принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления; - проявлять самостоятельность и инициативу. - контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; - осуществлять само и взаимоконтроль; Познавательные: - выдвигать предположения по предполагаемой теме разговора; Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время постановки учебной задачи; - учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге |
IV. Открытие новых знаний. | -Давайте развернём один из свитков и прочитаем название. (Глагол) - Какое из слов на карточках слетело с этого свитка? Это слово мириться. - Почему? (предполагают) - Поможет понять правильность нашего выбора следующая работа 1. Наблюдение за словами в предложении. - Предположите задание. -Сравните с авторским. - На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?) – Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют). – Что обозначают все эти слова? (Действие.) Учитель записывает над вопросом что делают? – действие. Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям. Дети заканчивают схему: действие признак предмет (лицо) (что делают?) (какие?) (кто?) – Что же общего у всех записанных слов? Работа в паре. Продукт: таблица (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие. Аналогично с другими) Разворачиваю свитки. Для слов свитка «Имя существительное» - Какое название вы бы им дали? Почему? Имя существительное Очень удивительное. На вопросы: Кто? и Что? Отвечать оно должно. Итоги наблюдений. Продукт- алгоритм. Работа в паре. -Как определить группу? Составьте алгоритм. Алгоритм 1.Прочитай слово. 2.На какой вопрос отвечает? 3.Что обозначает? 4.Сделай вывод. Вывод. (Демонстрация слайдов) В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. | Регулятивные: - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; – контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; -осуществлять взаимоконтроль, рефлексию своих действий; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: – осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников; – использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач; – учить сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовидовым признакам |
V. Развитие умений – применение знания. | Игра «Вопрос-ответ» (Демонстрация слайдов на интерактивной доске) Кто? (лягушки). Что делают? (квакают, прыгают…) Кто? (медведь). Что делает? (танцует, пугает…) И т.д. -Вы очень дружно работаете, пришло время отдохнуть. Физкультминутка «Дружба крепкая» На доске группы слов. Детям дается задание отграничить слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3. Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно. Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.) – Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя. Работа с определением и схемой. – Прочитайте определение: что же такое части речи? (Большие группы слов.) – Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.) На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет? – Какие части речи называют самостоятельными? служебными? Что такое междометия? – Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Разворачиваем свитки, дополняем словами, действуя по алгоритму. | Регулятивные: – выполнять учебные действия; -осуществлять взаимоконтроль; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: – сравнивать, анализировать, обобщать. Личностные: -стремление к совершенствованию своих способностей. |
VI. Итог урока. | Самооценка по алгоритму Я понял… Я узнал… Я научился… Вывод: (О бережном отношении к слову) Язык народа и богат, и точен, но есть, увы, неточные слова, Они растут как сорная трава У плохо перепаханных обочин. (Николай Рыленков) -Какой вывод вы ещё сделаете? (Бережно относитесь к слову, говорите только добрые слова) | Познавательные: - сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: - осуществлять само и взаимоконтроль; |
VII.Рефлексия | Оцените работу товарищей. Напишите на снежинке 1 слово. Помни, что оно должно нести тепло. Подари снежинку товарищу. (Ученик, получивший снежинку, определяет какой частью речи является слово) | Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: - осуществлять само и взаимоконтроль |
VIII. Домашнее задание. | 1 уровень 2. Выучить классификацию частей речи. 1. Выполнить упражнение 2 уровень Записать короткий рассказ о родном городе. Определить части речи. 3 уровень (творческий) Придумать сказку про части речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...
Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"
Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?» Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...
Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса На тему: « Части речи»
Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам ...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 3 класс
Методическая разработка "Части речи" предназначена для уроков русского языка в 3 классе. Программа "Школа России". Цель: закрепить и обобщить знания о частях речи, научиться примен...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...