Конспект урока русского языка во 2 классе по теме :"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кашапова Лилия Салиховна

Данный конспект урока разработан  по программе "Перспектива".

Это первый урок по ознакомлению учащихся с устойчивыми сочетаниями слов. К данному уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_frazeologizmy.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс.

Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.

2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией;  расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные: прививать интерес к  родному языку; формировать коммуникативные умения  при работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать их в речи, выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;

- воспитывать культуру речи.

Метапредметные:

познавательные:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.

коммуникативные:

- строить высказывания, учитывать другое мнение и позицию договариваться, приходить к общему решению ( при работе  в парах);

- формулировать собственное мнение;

регулятивные:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- осуществлять самоконтроль

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Формы работы: парная, индивидуальная,  коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Я приглашаю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые гости, на урок русского языка.

Наш урок – урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному,

И научишься всему!

Русский язык – необыкновенный язык, и  в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

II. Чистописание.

  1. Прочитайте слова

Декабрь, январь, февраль.

- Что объединяет эти слова? (словарные, двусложные, названия зимних месяцев, заканчиваются на ь)

- Какое слово лишнее? (январь – 6 букв)

- Какая первая буква в слове «январь»? (я)

- Что в этой букве особенного? (обозначает два звука)

- Запишите это слово красиво в свою тетрадь, выделив эту букву.

   

    Высказывание девочки об однокласснике. ( Матвей бегал на перемене, сломя голову, путался под ногами дежурного учителя. Ему сделали замечание, но он глазом не моргнул, побежал куда глаза глядят, а когда его загнали в класс, он стал лить крокодиловы слезы)

 - Ребята, между мной и  Раминой произошел интересный диалог.

- Как мы общались?

- Обычные ли слова говорили мы друг другу?

  В русском языке есть очень много интересных фраз, значение которых не так-то просто понять человеку, который никогда их не слышал. С некоторыми такими  интересными выражениями вы знакомы.

Послушаем  историю, которая случилась между друзьями.

 С виду мы не очень схожи              Дружба дружбою однако

Петька толстый, я худой.                   И у нас случилась драка!

Не похожи мы, а все же                      Был конечно важный повод

Нас не разольешь водой!                    Очень важный повод был.                      

Дело в том, что он и я                         Помнишь, Петя?

Закадычные друзья!                           Что то Вова позабыл..

Все мы делаем вдвоем                        И я забыл! Ну неважно

Даже вместе отстаем.                         Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели

Книжки в воздух полетели.

Словом скромничать не буду

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода.

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется, а она еще смеется!

Мы действительно друзья!

Нас водой разлить нельзя!

 - Как вы понимаете значение этого выражения? ( крепко дружить, всегда вместе, неразлучны)

3.Работа по теме урока

А) Постановка темы и цели.

-Можно ли отнести  эти сочетания  к антонимам? Синонимам? Омонимам?

 - С какой проблемой столкнулись?

- Кто знает как в русском языке называются такие  интересные  выражения?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

 -Какие  задачи  поставим перед собой?  

1.Узнать, что такое фразеологизмы.

2. Выяснить значение фразеологизмов.

3.  Научиться  правильно употреблять их в речи.

Итак, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае  неудачи не падайте духом, а  принимайтесь за дело.  В  конечном счёте вас ждёт успех!

Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать? ( усердно, хорошо)

Ребята! Как называют людей,  которые  очень  много  знают,  проводят  исследования  и  делают  открытия? (Ученые.)

- Я приглашаю вас  побыть в роли учёных. Они сидят они не за партами в классах, а работают в лабораториях.  В нашем институте  есть несколько лабораторий.  

Свою работу в разных лабораториях будете оценивать на «Листе успешности». 

                                                        Лист успешности

Вид деятельности

Самооценка  

1.

Теоретическая  лаборатория

не покладая рук        как сонная муха

2.

Практическая лаборатория

на все сто                   спустя рукава

3.

Художественная лаборатория

засучив рукава          клевал носом                    

1 лаборатория – теоретическая

В этой лаборатории мы будем искать ответы на наши вопросы.

 Работа с   рубрикой «Тайны языка»с 41.

-Прочитайте информацию в учебнике.

-Что значит  устойчивые  сочетания слов? ( нельзя менять порядок слов)

- Где можно узнать значение фразеологизма? ( в словаре)

- Как вы думаете есть ли фразеологизмы в других языках мира? (да)

 - Фразис в переводе с древнегреческого  языка значит «выражение»логос - «слово, понятие».

  

Игра «Одним словом» Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит лист с заданием. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в  карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.

Витать в облаках  -

Ни свет ни заря –

Рукой подать  –

Во все горло –

На краю света -

Спать без задних ног–

Прикусить язык -

Слова- подсказки: рано, близко,  мечтать, молчать,  громко, далеко, крепко.

Запишите  любые 2 фразеологизма с его значением  в тетрадь.

Листок успешности – отмечают свою работу.

 2 лаборатория – практическая 

Любые теоретические знания нужно проверить на практике, и вот мы в лаборатории практической.   В русском языке несколько разных фразеологизмов имеют одинаковое значение.

1 вариант будет выписывать фразеологизмы со значением « медленно»,

2 вариант – « быстро». 

 ( Черепашьим шагом, на всех парусах, нога за ногу, со скоростью света, в  час по чайной ложке, только пятки сверкали, со всех ног, как сонная муха))

 Самопроверка по слайду.

Листок успешности – отмечают свою работу.

 

Физминутка. Я буду называть фразеологизмы, а вы выполняйте движения.

Стоять как каменный ( неподвижно)

Затаив дыхание ( замереть)

Качать головой (сомневаться)

Из угла в угол ( в разных направлениях)

Выбиться из сил ( устать)

Задать стрекоча (убежать)

Вслеснуть руками ( удивиться)

3 лаборатория - художественная

  Ученые – это люди очень образованные, они хорошо разбираются не только в вопросах фразеологии,  но и в искусстве. 

Проходим в   лабораторию  художественную.  

- Перед нами   работы, на которых художники зашифровали фразеологизмы, изобразив их в   прямом понимании.  Ваша задача – озаглавить каждый рисунок с помощью фразеологического оборота.  Какой фразеологизм зашифровал художник? Что он обозначает?   

 

«Фразеологический зоопарк». Закончи  фразеологизмы, пользуясь картинкой- подсказкой.

Упрям как……

Колюч как …..

   Нем как……

   Надут как…..

   Здоров  как

   Труслив как….

    Голоден как….

Листок успешности – отмечают свою работу.

Весь урок вы сами оценивали свою работу. Я тоже хочу оценить вашу работу и  предложить вам небольшой тест.

Итог урока Рефлексия.

 Русский язык удивительный, интересный увлекательный Любите, цените и знайте свой язык!

Сегодня я на уроке зарубил себе на носу……

Теперь я знаю назубок…..

Я работал засучив рукава, когда….

Я бил баклуши, когда…..

Я сидел на иголках, когда……

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием фразеологизм, учаться правильно употреблять их в речи, работают с фразеологическими словарями....

Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость

материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Фразеологизмы"

данный урок посвящен изучению темы "Фразеологизмы". к уроку прилашается презентация....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"

Данный урок русского языка  был разработан мною для работы в 4 классе по теме "Фразеологизмы".      Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и индиви...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"

Данный урок русского языка  был разработан мною для работы в 4 классе по теме "Фразеологизмы".      Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и индиви...

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе.Тема: "Фразеологимы"Дата проведения: 13.10.16...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы"

Тема: «Фразеологизмы»Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка;    обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.Задачи:1)образовательная: познак...