Конспект урока русского языка во 2 классе по теме :"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный конспект урока разработан по программе "Перспектива".
Это первый урок по ознакомлению учащихся с устойчивыми сочетаниями слов. К данному уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_frazeologizmy.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 2 класс.
Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».
Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.
2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор учащихся.
3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения при работе в парах.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать их в речи, выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;
- воспитывать культуру речи.
Метапредметные:
• познавательные:
- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.
• коммуникативные:
- строить высказывания, учитывать другое мнение и позицию договариваться, приходить к общему решению ( при работе в парах);
- формулировать собственное мнение;
• регулятивные:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- осуществлять самоконтроль
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Формы работы: парная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Я приглашаю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые гости, на урок русского языка.
Наш урок – урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему!
Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.
II. Чистописание.
- Прочитайте слова
Декабрь, январь, февраль.
- Что объединяет эти слова? (словарные, двусложные, названия зимних месяцев, заканчиваются на ь)
- Какое слово лишнее? (январь – 6 букв)
- Какая первая буква в слове «январь»? (я)
- Что в этой букве особенного? (обозначает два звука)
- Запишите это слово красиво в свою тетрадь, выделив эту букву.
Высказывание девочки об однокласснике. ( Матвей бегал на перемене, сломя голову, путался под ногами дежурного учителя. Ему сделали замечание, но он глазом не моргнул, побежал куда глаза глядят, а когда его загнали в класс, он стал лить крокодиловы слезы)
- Ребята, между мной и Раминой произошел интересный диалог.
- Как мы общались?
- Обычные ли слова говорили мы друг другу?
В русском языке есть очень много интересных фраз, значение которых не так-то просто понять человеку, который никогда их не слышал. С некоторыми такими интересными выражениями вы знакомы.
Послушаем историю, которая случилась между друзьями.
С виду мы не очень схожи Дружба дружбою однако
Петька толстый, я худой. И у нас случилась драка!
Не похожи мы, а все же Был конечно важный повод
Нас не разольешь водой! Очень важный повод был.
Дело в том, что он и я Помнишь, Петя?
Закадычные друзья! Что то Вова позабыл..
Все мы делаем вдвоем И я забыл! Ну неважно
Даже вместе отстаем. Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Я как тресну!
Он как даст!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели.
Словом скромничать не буду
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода.
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется, а она еще смеется!
Мы действительно друзья!
Нас водой разлить нельзя!
- Как вы понимаете значение этого выражения? ( крепко дружить, всегда вместе, неразлучны)
3.Работа по теме урока
А) Постановка темы и цели.
-Можно ли отнести эти сочетания к антонимам? Синонимам? Омонимам?
- С какой проблемой столкнулись?
- Кто знает как в русском языке называются такие интересные выражения?
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
-Какие задачи поставим перед собой?
1.Узнать, что такое фразеологизмы.
2. Выяснить значение фразеологизмов.
3. Научиться правильно употреблять их в речи.
Итак, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае неудачи не падайте духом, а принимайтесь за дело. В конечном счёте вас ждёт успех!
Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать? ( усердно, хорошо)
Ребята! Как называют людей, которые очень много знают, проводят исследования и делают открытия? (Ученые.)
- Я приглашаю вас побыть в роли учёных. Они сидят они не за партами в классах, а работают в лабораториях. В нашем институте есть несколько лабораторий.
Свою работу в разных лабораториях будете оценивать на «Листе успешности».
Лист успешности
Вид деятельности | Самооценка | |
1. | Теоретическая лаборатория | не покладая рук как сонная муха |
2. | Практическая лаборатория | на все сто спустя рукава |
3. | Художественная лаборатория | засучив рукава клевал носом |
1 лаборатория – теоретическая
В этой лаборатории мы будем искать ответы на наши вопросы.
Работа с рубрикой «Тайны языка», с 41.
-Прочитайте информацию в учебнике.
-Что значит устойчивые сочетания слов? ( нельзя менять порядок слов)
- Где можно узнать значение фразеологизма? ( в словаре)
- Как вы думаете есть ли фразеологизмы в других языках мира? (да)
- Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос - «слово, понятие».
Игра «Одним словом» Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит лист с заданием. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.
Витать в облаках -
Ни свет ни заря –
Рукой подать –
Во все горло –
На краю света -
Спать без задних ног–
Прикусить язык -
Слова- подсказки: рано, близко, мечтать, молчать, громко, далеко, крепко.
Запишите любые 2 фразеологизма с его значением в тетрадь.
Листок успешности – отмечают свою работу.
2 лаборатория – практическая
Любые теоретические знания нужно проверить на практике, и вот мы в лаборатории практической. В русском языке несколько разных фразеологизмов имеют одинаковое значение.
1 вариант будет выписывать фразеологизмы со значением « медленно»,
2 вариант – « быстро».
( Черепашьим шагом, на всех парусах, нога за ногу, со скоростью света, в час по чайной ложке, только пятки сверкали, со всех ног, как сонная муха))
Самопроверка по слайду.
Листок успешности – отмечают свою работу.
Физминутка. Я буду называть фразеологизмы, а вы выполняйте движения.
Стоять как каменный ( неподвижно)
Затаив дыхание ( замереть)
Качать головой (сомневаться)
Из угла в угол ( в разных направлениях)
Выбиться из сил ( устать)
Задать стрекоча (убежать)
Вслеснуть руками ( удивиться)
3 лаборатория - художественная
Ученые – это люди очень образованные, они хорошо разбираются не только в вопросах фразеологии, но и в искусстве.
Проходим в лабораторию художественную.
- Перед нами работы, на которых художники зашифровали фразеологизмы, изобразив их в прямом понимании. Ваша задача – озаглавить каждый рисунок с помощью фразеологического оборота. Какой фразеологизм зашифровал художник? Что он обозначает?
«Фразеологический зоопарк». Закончи фразеологизмы, пользуясь картинкой- подсказкой.
Упрям как……
Колюч как …..
Нем как……
Надут как…..
Здоров как
Труслив как….
Голоден как….
Листок успешности – отмечают свою работу.
Весь урок вы сами оценивали свою работу. Я тоже хочу оценить вашу работу и предложить вам небольшой тест.
Итог урока Рефлексия.
Русский язык удивительный, интересный увлекательный Любите, цените и знайте свой язык!
Сегодня я на уроке зарубил себе на носу……
Теперь я знаю назубок…..
Я работал засучив рукава, когда….
Я бил баклуши, когда…..
Я сидел на иголках, когда……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием фразеологизм, учаться правильно употреблять их в речи, работают с фразеологическими словарями....
Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...
Урок русского языка во 2 классе на тему "Фразеологизмы"
данный урок посвящен изучению темы "Фразеологизмы". к уроку прилашается презентация....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"
Данный урок русского языка был разработан мною для работы в 4 классе по теме "Фразеологизмы". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и индиви...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"
Данный урок русского языка был разработан мною для работы в 4 классе по теме "Фразеологизмы". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и индиви...
Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: "Фразеологизмы"
Открытый урок в 6 классе.Тема: "Фразеологимы"Дата проведения: 13.10.16...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы"
Тема: «Фразеологизмы»Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.Задачи:1)образовательная: познак...