Урок русского языка во 2 классе на тему "Фразеологизмы"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
данный урок посвящен изучению темы "Фразеологизмы". к уроку прилашается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.odt | 22.35 КБ |
frazeologizmy.odp | 740.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
«Фразеологизмы»
Цель: расширение кругозора учащихся ; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.
УУД:
- Познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
- Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.
- Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.
Задачи:
1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.
2)развивающая : развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.
3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
Средства: учебник, словари, карточки, тетради, проектор, Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Калиграфическая минутка.
- Словарная работа (по картинкам): собака, сорока, медведь, корова, воробей, заяц.
- - Составьте предложение с любым из слов.
4. Работа по теме урока.
Проблемная ситуация.
Слайд 1
- Вспомните из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова? Например?
- А какое значение может быть у слова?
- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.
НИ ПУХА, НИ ПЕРА
Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
- Запишите выражение и его значение.
- «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Слайд 2
- Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему?
- «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.
Справка для учителя.
"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)
Постановка учебной задачи.
- Слышали ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?
Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)
- Какие цели мы перед собой поставим?
1.Узнать что такое фразеологизмы.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
5. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 103 . Обратимся к рубрике «Тайны языка».
- Прочитайте правило.
- Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — Выражение, логос — слово, понятие. (Слайд 3)
- Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните: (Слайд 4)
Повесить нос повесить пальто
Взять себя в руки взять ребенка на руки
- В каких столбиках выражения имеют прямое, естественное значение, а в каких шуточное значения.
- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (фразеологизмы)
а) Упражнение № 1.
(чтение задания, выполнить устно + картинки)
- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?
- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).
- Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?
Физкультминутка.
- А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.
7.Первичное закрепление.
б)Групповая работа: соотнесите фразеологизм с иллюстрацией и объясните его значение (работа со словарем, слайд 5).
- О ком так говорят:
1 - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)
живут как кошка с собакой
2 — взять быка за рога
3 — делать из мухи слона
4 - медведь на ухо наступил
5 — крутиться как белка в колесе
6 — ехать зайцем
Списывание. Слайд 6.
- Даны фразеологизмы: в час по чайной ложке, сложа руки, курам на смех.
Найдите среди данных фразеологизмов со значением: очень медленно; очень глупо; быстро исчез.
- Запишем фразеологизмы и его значение.
- Закрепление.
- Работа над лексическим значением фразеологизмов.
- Научимся правильно определять и понимать значение фразеологизмов.
- Учебник стр. 105 упр.3
(чтение задания, разбор образца, письменное выполнение)
- Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)
Работа с карточками.
- Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
- умный
- глупый
У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
У него семь пятниц на неделе:
- надёжный
- рассеянный
У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
Знакомство с фразеологическим словарем.
9. Итог урока.
- С каким новым понятием мы познакомились?
- Что такое фразеологизмы?
- Какие фразеологизмы вы запомнили?
- Понравился урок?
- В чём испытывали затруднение?
- Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
- Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
- Оцените свое настроение от урока.
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
10. Домашнее задание.
О каком человеке так говорят:
Он водит всех за нос:
| О каком человеке так говорят:
Он водит всех за нос:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...