"Винительный падеж одушевленных имен существительных" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Винительный падеж одушевленных имен существительных" 4класс | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии в ФГОС
1 | Тип урока | Урок открытия новых знаний (ОНЗ) |
2 | Класс | 4 «А» |
3 | Тема | Винительный падеж одушевленных имен существительных |
4 | Образовательная программа, автор | «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г.,3 класс, часть 2, 2- изд., М.: «Просвещение», 2012 г. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Раздел «Имя существительное» |
6 | Цели урока | Содержательная цель: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа Деятельностная цель: учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа |
7 | Планируемые результаты: | Личностные: - выразить положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать на уроке Предметные: овладеют способами различения Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основные дидактические методы: словесный, наглядный,практический. Частные методы, формы и приемы: языковой разбор, работа в парах, самостоятельная работа. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Информационно-коммуникационные, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения. |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Оценка учителя, самооценка, взаимооценка. |
11 | Средства | Презентация, интерактивная доска, компьютер, учебник , тетради, листы с заданием. |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа, УУД |
1. Мотивационный этап. | - Здравствуйте, ребята! - Прочитайте предложения. У меня нет коня. Мне подарили коня. - Как вы думаете, выделенные существительные употреблены в одинаковых падежах? | - Здравствуйте! | 2 мин. |
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | 1. Минутка чистописания. - Проведем минутку чистописания. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами. - Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. - Назовите слова, в которых вы слышите звук [м]. - Назовите слова, в которых вы слышите звук [м҆ ]. - Какой буквой обозначаются звуки [м], [м҆ ] на письме? - Специальных букв для обозначения мягких согласных в русском алфавите нет. Как же обозначается мягкость согласного на письме в словах мир, мёд, метро? - Какие ещё буквы могут обозначать мягкость согласных? - На минутке чистописания будем писать букву М прописную и букву м строчную. Вспомним требования к письму. Требования к письму букв 1. Одинаковый наклон. 2. Одинаковая высота букв. 3. Одинаковая ширина букв. 4. Правильная форма букв 5. Одинаковое расстояние между буквами и словами - Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква прописная буква м и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке - Оцените свою работу. Кто смог при письме соблюсти все требования к письму – поднимите руку. Кто допустил небольшие нарушения – поднимите руку. Кто старался, но у него не все получилось – поднимите руку. | - Записывают число, классная работа. 1) Москва, мама, мороженое 2) Мир, мёд, метро Буквой М, м. - С помощью букв и, ё, е,. Буквы ь, ю, я Прописывают букву «М». Ма Мб Мв – (на доске) – продолжите ряд букв | 7 мин. слайд (по очереди) На слайде Слайд с требованиями к письму букв. |
2. Словарно- орфографическая работа – Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве, называется оно «Морфология» жил-был царь. И было у него шесть сыновей, их имена начинались на такие буквы: И Р Д В Т П - Что это за буквы? Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. – Однажды принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они и к нам. Давайте встретим их на вокзале. Запишите слово вокзал, Какие ещё словарные слова по этой теме нам знакомы? Запишите их самостоятельно. - Проверьте себя по слайду. Перрон, вагон, билет, багаж, пассажир. - Что такое перрон? Багаж? - Какое слово отличается от других? Почему? | Это начальные буквы падежей. Записывают слова. Самопроверка по слайду Перрон, вагон, билет, багаж, пассажир. Слово пассажир. Одушевлённое | ||
3. Пробное действие - Запишите предложения. Определите падеж выделенных имён существительных.
| Переписывают и определяют падежи | слайд | |
3. Этап выявления затруднения. | - Где возникает затруднение? - Почему трудно различить эти падежи? - Какого же знания нам недостает, чтобы определить падеж сущ. людей и советы? | - Трудно различить 1) родит или винит. падежи одушевл. сущ. мн.ч. - Потому что в этих падежах одуш. имена сущ. мн.ч. отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания. - Мы не знаем способы различения родит или винит. падежи одушевл. сущ. мн.ч. | Слайд с И.и В. п., Р.иВ. п |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Какова цель нашего урока? - Откройте учебники на с. 138. Прочитайте тему урока. - Что нужно сделать, чтобы научиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа. | -Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа. - Узнать способ различения слов в этих падежах и упражняться в применении этого способа. | 5 мин. |
5.Этап реализации построенного проекта. | - Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных? - У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав? -Давайте проведём исследование. Запишите данные имена существительные в родительном и в винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – машины, 2 вариант – кошки. -Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод. - Что предлагаете делать, чтобы достичь поставленной цели? - В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения. Как мы действовали? - А ещё каким способом можно воспользоваться? -Давайте попробуем. Гордость за учеников В.п. Праздник для городских жителей Р.п. | -Проверить. 1 вариант дома Р.п. (чего?) машин В.п. (что?) машины 2 вариант белки Р.п. (кого?) кошек В.п. (кого?) кошек - Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных. - Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения. -Задать сразу два вопроса. 1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п. 2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения сестра Гордость за сестру-окончание у имеет В.п | 10 мин. |
- Прочитайте задание. - - Признаки какого падежа указаны в первой строчке? - Во второй строчке? - Во третьей строчке? - Запишем начальные буквы этих падежей в столбик и их признаки. - Прочитайте 1-ый столбик слов. Что общего в этих словах? - Прочитайте 2-ой столбик слов. Что общего в этих словах? - Запишите данные слова именительном, родительном, винительном падежах. Вначале запишите одушевленные имена существительные, а затем неодушевленные. (на слайде – 1-ая строчка – сущ. в им падеже) - Выделите окончания. -Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания? -Как определить падеж имен существительных с одинаковыми окончаниями? | Именительный падеж Родительный падеж Винительный падеж - Неодушевленные имена существительные множественного числа. - Одушевленные имена существительные множественного числа. Проверьте себя по слайду Выполняют упражнение: И.п.- книги, дома, вещи, белки, волки, мыши; Р.п.- книг, домов, вещей, белок, волков, мышей; В.п.- книги, дома, вещи, белок, волков, мышей; -Неодушевленные имена существительные в И. и в В.п. имеют одинакоые окончания –ы, -и, -а, -я Одушевленные имена существительные в Р. и в В.п имеют одинаковые окончания: нулевое окончание или –ов, -ей -с помощью слов-помощников | ||
6. Первичное закрепление нового знания. | Упр. 266, стр.138 | Р.п- | 5 мин. |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Работа на карточках: 1. Перевозка пассажиров 2. Выводят птенцов 3. Охотится на мышей 4. Корм для комнатных животных | Определяют падеж имен существительных | 3 мин. |
8. Включение в систему знаний и умений. | - Запишите словосочетания с данными существительными. Обозначьте падеж имён существительных. Вижу (кого?) (братья)____________ | - Выполнение задания и проверка на слайде 1)Вижу братьев-В.п 2) Теплые дни-И.п 3) Принес перо-В.п 4) Крыша домов-Р.п | 7 мин. |
9. Этап рефлексии УД на уроке. | - Вспомним, какова была наша цель? - Кто считает, что научился различать ….. - Закончите предложения… Сегодня на уроке я (мне) :
| - Подводят итоги урока. | 3 мин. |
10. Д/з | Выполнить упр. 267 на стр. 138 | . - Записывают д/з в дневник. | 1 мин. |
И.п. | Есть | кто? | что? | белки | волки | мыши | книги | дома | вещи |
Р.п. | нет | кого? | чего | белок | волков | мышей | книг | домов | вещей |
В.п. | вижу | кого? | что? | белок | волков | мышей | книги | дома | вещи |
Р.п. | нет | кого? | людей |
В.п. | вижу | кого? | людей |
И.п. | Есть | что? | советы |
В.п. | вижу | что? | советы |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в распознавании именитель¬ного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России"....
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Конспект урока по теме "Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных."...
"Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных"
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесные, наглядные и практические.Приемы:- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничеств...
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...
Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.
Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном...
Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода 2 склонения. (4 класс)
Формирование умения различать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода 2 склонения....