Этап учебного занятия |
Время |
Цель | Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I. Организационный момент.
|
1 мин |
Направленность внимания на учителя. Регуляция психических функций |
|
Умение работать в паре |
слуховое восприятие |
Фронтальная работа |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Эмоциональный настрой: дети работают в паре. - Начинаем урок русского языка. Улыбнитесь своему соседу или соседке по парте и пожелайте удачи.
- Хорошо. Открываем тетради, записываем число.
|
Психологический настрой обучающихся на урок. Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если будет нужно, я тебе помогу!». |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель | Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I I. Актуализация знаний.
|
3 мин |
Повторить ранее изученное |
Знать материал по теме «Имя существите-льное» |
Умение работать с тестами, со словарями |
Наглядно-практический метод |
Фронтальная, индивидуаль-ная работа |
Презентация к уроку слайд 1-15 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Как всегда мы начинаем урок с минутки чистописания, но вот минутка чистописания будет необычной, а совмещенной с повторением пройденного. - С какой частью речи мы работаем на протяжении нескольких уроков? - Посмотрите, у каждой буквы свой номер, он соответствует варианту ответа. Ваша задача выбрать правильный вариант и написать нужную букву. Для этого мы должны вспомнить то, что уже знаем. 1. р 2. б 3. о
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: Существительное - это 1. Часть слова 2. Член предложения 3. Часть речи Существительное обозначает 1. Название предмета 2. Действие предмета 3. Признак предмета В предложении существительное бывает 1. Сказуемым 2. Второстепенным членом 3. Подлежащим У имени существительного 1. 4 склонения 2. 3 склонения 3. 2 склонения
- Что у вас получилось? (ОРОБ) - Отгадайте загадку: Вот он – теплый, золотистый, В каждый дом, на каждый стол – Он пожаловал – пришел. В нем здоровье, наша сила В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. ХЛЕБ (картинка). Полминутки занимательной грамматики. Соедините, какое слово у вас получилось? ХЛЕБОРОБ - Сегодня мы познакомимся с написанием нового словарного слова. Произнесите его про себя, найдите орфограммы, которые можем проверить. - Давайте узнаем про это слово из словарей Работа со словарями - Объясните с помощью толкового словаря значение слова ХЛЕБОРОБ - Как образовалось это слово МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
Офт. минутка.
- Кого можно отнести к хлеборобам? - Какую природную зону человек использует для выращивания ценнейших культурных растений пшеницы, ржи? - Труд хлеборобов круглогодичен. Какие виды работ вы знаете?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы и записывают буквы
Презентация слайд 1-5
Обучающиеся отгадывают загадку и составляют слово ХЛЕБОРОБ
Работа с толковыми словарями С. Ожегова и Д.Ушакова, со словообразовательным словарем
Презентация слайд 6-15
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель | Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I I I. Этап мотивации |
4 мин |
Постановка проблемы урока |
Знать падежи, уметь их определять |
Умение пра-вильно определять падеж
|
Словесный метод, беседа |
Работа с сигнальными карточками, фронтальная работа |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Во все времена люди уважали труд хлеборобов, а поэты посвящали им свои стихотворения. Прочитайте четверостишие, которое сочинил Юрий Чичков, его мы найдем на стр. 111 в упр. 202
О труде хлебороба Все колосья поют. Значит, это особый, Замечательный труд.
- Какое слово выделено? Что нужно сделать? Что значит определить падеж? - Определите падеж имени существительного ХЛЕБОРОБ. - Почему у нас вышли разногласия? Затруднение. Мы не можем определить падеж. |
Работа по учебнику, стр. 111 в упр. 202
Повторение правила об определении падежа - Чтобы определить падеж имен существительных надо: - найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; - по падежному вопросу и предлогу определить падеж.
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IV. Постановка учебной задачи
| 4 мин | Повторить характеристики родительного и винительного падежей | Знать характеристики падежей | Уметь применять знания на практике | Словесный метод, беседа | Фронтальная, индивидуаль-ная работа |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Сформулируйте задачи урока (научиться различать имена существительные в родительном и винительном падежах). - Может мы что-то забыли. Давайте вспомним характеристики Р. и В. падежей. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ - Назовите вопросы. Распределите предлоги. - Но пока эти характеристики помочь нам не могут. Давайте подумаем, что мы делаем, когда определяем безударные падежные окончания (подбираем слово-помощник), может быть и здесь нам удастся найти такие слова.
|
Обучающиеся формулируют задачи и тему урока.
Заполняется таблица с характеристиками родительного и винительного падежей. Р.п. | Кого? Чего? | С, ИЗ, БЕЗ, ОТ, ДО ОКОЛО, ДЛЯ, У |
| В.п. | Кого? Что? | О, В, НА, ПРО, ПОД, ПОД, ЗА, СКВОЗЬ |
|
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
V. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
| 5 мин | Определить имена существитель ные какого склонения могут заменить одушевленные имена существитель ные 2 склонения | Знание характеристик склонений | Умение работать в группе | Словесный метод, беседа | Фронтальная, индивидуаль-ная работа |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Исследуем имена существительные разных склонений. ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЫВОД Как можно решить проблему различения родительного и винительного падежей
| Исследование в малых группах. Обучающиеся выявляют имена существительные, какого склонения подходят для замены одушевленных существительных 2 склонения. Формулировка вывода. (Нам подходят существительные 1 склонения с четко выраженными окончаниями, с помощью приема замены одушевленных существительных 2 склонения существительными первого склонения можно четко определить родительный или винительный падеж)
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VI. Первичное усвоение новых знаний. | 5 мин | Закрепить знание имен существитель ных, имеющих одинаковые окончания в родительном и винительном падежах | Знать склонения существитель ных | Уметь быстро определять склонения | Словесный метод, беседа | Фронтальная, индивидуаль-ная работа |
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Научите друг друга определять падеж одушевленных существительных 2 склонения. Замените, определите падеж (покажите с помощью сигнальных карточек) - Прочитайте четверостишие Василя Симоненко, определите падеж. - КАКИМ ОБРАЗОМ мы определяли падеж одушевленных существительных 2 склонения?
ФИЗМИНУТКА Обучающимся предъявляются карточки со словами, они должны определить какие имена существительные в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания. О каких существительных идет речь?
| Определяют падеж слова показывают сигнальные карточки.
Обучающиеся определяют имена существительные, у которых в родительном и винительном падежах одинаковые окончания. Если окончания одинаковые – хлопают, если – нет, приседают. |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VII. Закрепление с проговариванием во внешней речи | 12 мин | Закрепление материала с проговаривани ем во внешней речи | Знать способ определения падежа у одушевленных существитель ных 2 склонения | Уметь определять падеж у одушевленных существитель ных 2 склонения | Словесный метод, беседа | Фронтальная, индивидуаль-ная работа, работа в парах | Презентация к уроку слайд 15-24 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Укажите падеж имен существительных, употребленных в форме родительного и винительного падежей. Рассказ агронома, портрет тракториста, позвал отца, дом отца, увидел шофера, работа комбайнера, нарисовал тракториста, куртка шофера, застал агронома за работой, спросил шофера
Найди ошибки:
Везу генерала (Р.п.)
| Посещаю врача (В.п.) | Квартира Вадима (Р.п.)
| Кормлю голубя (Р.п.) | Медали деда (В.п.)
| Дом брата (Р.п.) | Провожаю новобранца (В.п.) | Фотография коня (В.п) |
| Работа у экрана.
Презентация слайд 15-24
Работа с карточками в парах
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 2 мин | Информировать о домашнем задании |
|
| Словесный метод |
|
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Обучающимся предоставляется 2 варианта карточек. На усложненном варианте нужно сначала найти существительные, которые в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания, затем составить словосочетания, из имеющихся и найденных слов, указать пажеж имен существительных. Во втором варианте даны словосочетания нужно указать падеж имен существительных. | Обучающиеся определяются с выбором варианта выполнения домашнего задания. |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель
| Компетенции |
Методы |
Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IХ. Рефлексия
|
4 мин |
Подведение итога урока, оце-нка деятельнос-ти
|
|
Формирование адекватной са-мооценки |
Анализ деятельности |
Фронтальная
|
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Закройте глаза и вспомните наш урок. Улыбнитесь, если на уроке у вас все получалось. «Трехцветная радуга». -А сейчас прикрепите свою фотографию на нашу радугу. Если у вас все получалось, тема усвоена - зеленый, если вы старались, но были затруднения – желтый, если ничего не получалось и вы просите помощь – красный. Спасибо за урок.
| Анализируют свою работу на уроке. |