Методическая разработка по русскому языку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому зыку в 3 классе. Тема: "Текст. Художественный и научный тексты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.99 КБ |
Презентация | 2.7 МБ |
Раздаточный материал. | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнено: Софроний А.И.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Художественный и научный текст»
Класс: 3
Цель: познакомить учащихся с научными и художественными текстами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать научные и художественные тексты; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение.
Задачи:
- Обучающие:
- Создать условия для получения знаний о научных и художественных текстах;
- Закреплять умение определять художественный и научный тексты;
- Развивающие:
- Развивать грамотную устную речь;
- Развивать внимательность;
- Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к предмету;
- Воспитывать уважение к родному языку.
Материалы: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина;
Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива») 3 класс, автор: Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко.
Оборудование: учебник, раздаточные материалы
Технологическая карта пробного урока по литературному чтению
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент (1 мин) | Слайд 1 У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Убедитесь, что у всех на партах есть учебник, тетрадь, пенал. Садитесь, пожалуйста. | Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя кивком. | Личностные: развивается роль ученика. Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и подобрать необходимые материалы. |
Актуализация знаний (6 мин) | У: На предыдущих уроках вы работали с текстом. Научились определять его тип. Я предлагаю вспомнить, какие типы текста существуют. Д: повествование, описание, рассуждение Слайд 2 У: Скажите, пожалуйста, как можно определить текст повествования? Описания? Рассуждения? Д: Текст-описание описывает что-то. К нему можно поставить вопросы какая? какое? какой? какие? Текст-сообщение рассказывает о каком-то событии. К нему можно поставить вопрос что произошло? Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает н вопросы почему? Зачем? У: На ваших партах лежат листы с заданием. Возьмите их, пожалуйста. Посмотрите задание №1. Вы должны прочитать три текста и определить, к какому типу они относятся. Не забудьте записать ответ. Сначала вы работаете самостоятельно, а потом мы проверим ваши ответы. У: Давайте проверим, как вы выполнили задание. Что общего у этих текстов? Д: Все они о тиграх. У: Прочитаем первый текст. Какой у него тип? Д: Повествование У: Почему? Д: Потому что в этом тексте автор описывает события, которые он видел ранее. У: Какого типа второй текст? Почему? Д: Описание. Потому что описывается внешность тигра. У: А какого типа третий текст? Почему? Д: Рассуждение. Потому что автор рассуждает о том, почему тигр слушается дрессировщика. | Раздает детям раздаточный материал с заданием №1. Проверяет выполнение задания №1 1 ученик читает вслух | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание. Проверяют вместе с учителем задание, читают текст. | Познавательные: умение воспринимать информацию по теме, умение применять полученные знания. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы Регулятивные: самостоятельная работа |
Самоопределение к деятельности (5 мин) | У: А теперь перейдем к новой теме. Мы знаем, что тексты бывают трех типов: текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. А чем же еще могут различаться тексты? И сейчас мы это узнаем. Переверните свои листы. Задание №2. Прочитайте тексты. Слайд 3 У: Одинаковые или разные темы этих текстов? Д: Одинаковы У: А какая тема? О чем говорится в этих текстах? Д: О сморчке. У: Какого типа эти тексты? Д: Описание У: А кто мне скажет, в чем разница этих описаний? (Дети предлагают свои варианты ответов) Как мы видим, один и тот же предмет можно описывать по-разному. В первом случае поэт в своем стихотворении красочно изображает предмет, заставляет любоваться им, и он использует художественный текст. А во втором - автор ставит перед собой задачу дать точную информацию и использует научный текст. А теперь скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? О каких текстах мы будем сегодня говорить? Д: Художественные и научные тексты. Слайд 4 У: Как вы думаете, чему мы будем учиться? Д: Будем учиться определять научные и художественные тексты У: Верно. Давайте приступим к работе. | Раздает детям распечатки текстов №2 1 ученик читает вслух | Читают тексты. Отвечают на вопросы | Личностные: роль ученика. Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока. Познавательные: умение применять полученные знания; умение работать с текстом. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. |
Работа по теме урока (10 мин) | У: Откроем учебник на странице 26. Найдите упр. 32. Прочитаем стихотворение С. Есенина (читают 3 ученика по абзацам) А теперь прочитаем текст под цифрой 2 (читает 1 ученик) Задаю 2 вопроса после текстов. … Переверните страницу. Прочитаем правило. Какие бывают тексты? У: Какой текст называется художественным? Д: Художественными называют тексты, в которых автор хочет что-то изобразить, оказать воздействие на слушателя или читателя. У: А какой текст называется научным? Д: Научными называют тексты, главная цель которых - дать точную информацию, сообщить подробности, особенности. У: Давайте вернемся к текстам о берёзе. Какой из текстов является научным? А какой художественный? Почему? (Ответы детей) У: Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число – 18 сентября, «Классная работа». У: Найдите упражнение №33 на странице 26 учебника. В тетради запишите «Упражнение №33». Прочитайте задание. Прочитаем тексты (вслух) Слайд 5 Задаю вопрос после текстов. … Значит, какой их них художественный, а какой - научный. Почему? У: Спишите первый текст. Обозначьте известные вам орфограммы. Проверим орфограммы. В каких словах есть безударная гласная, двойная согласная, раздельное написание предлога, правописание приставок? | Задает вопросы и дает задание, которое выполняет вместе с детьми. Дети читают вслух по абзацам | Читают определение в учебнике на стр.26 Отвечают на вопросы Выполняют вместе с учителем упражнение №33 (стр.26) | Познавательные: умение воспринимать информацию по теме, умение работать с текстом. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. |
Физкультминутка (1 мин) | Потянитесь вверх повыше — Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) И на место снова сядем. (Дети садятся.) | Читает стихотворение и показывает физкультминутку | Делают физкультминутку | |
Продолжение работы по теме урока (15 мин) | У: Откроем страницу 27, упражнение №34. Прочитайте задание. Прочитайте словосочетания в столбиках. О каком растении идет речь? Д: О розе Слайд 6 У: В каком текстеможно использовать словосочетания из 1 столбика? Почему? Послушайте, что пишут о розе в справочниках. Например, в толковом словаре Ефремова говорится: роза – это кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или желтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами. А теперь вы сами устно составьте научный текст, опираясь на словосочетания 1 столбика. (1-2 ответа) У: В каком тексте можно использовать словосочетания из 2 столбика? Почему? Послушайте художественное описание розы. Роза-самый красивый и нежный цветок. У неё тонкий грациозный стебель с тёмно зелёными листьями, похожими на платье королевы. Каждый цветок не похож на другой: белые, кремовые, алые, ярко-красные, они пленяют своим разнообразием. Колючие шипы вполне гармонируют с характером этой красавицы. Аромат этого цветка ни с каким нельзя перепутать: сладкий, нежный, тонкий... Устно составьте художественный текст, опираясь на словосочетания 2 столбика. (2-3 ответа) А теперь задание. Давайте составим свои тексты. Вам нужно выбрать, какой текст вы будете составлять - научный или художественный. Вы можете использовать словосочетания из нужного столбика. Текст должен быть небольшим (3-5 предложений). Кто затрудняется, поднимает руку, и я помогу вам. Послушаем, какие тексты вы написали. | Дает упражнение и помогает детям выполнить его. | Выполняют упражнение | Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. Регулятивные: самостоятельная работа. |
Итог урока (3 мин) | У: О чем был наш сегодняшний урок? Какая тема? Д: Художественный и научный текст. У: Чему учились на уроке? Д: Различать художественные и научные тексты и составлять их Какие тексты называются научными? Как определить научный текст? Какие тексты называются художественными? Как определить художественный текст? | Проводит итог, задаёт вопросы ученикам. | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы. |
Рефлексия (3 мин) | Слайд 7 У: Оцените свою работу на уроке. Всё понятно, со всем справился – зелёная карточка Понятно, но не всё, не всё сделал – жёлтая. Всё было трудно, непонятно - красная | Организует анализ работы детей на уроке. | Проводят самоанализ работы на уроке | Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы; . |
Орг. конец (1 мин) | Слайд 14 У: Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Давайте попрощаемся! До свидания! | Благодарит за работу на уроке, прощается с учениками. | Прощаются с учителем. | Регулятивные: умение организовать свою деятельность, убрать своё рабочее место. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИПЫ ТЕКСТА ллОписание Повествование Рассуждение
Сморчок
Тема урока: Художественный и научный тексты
Гусь
Оцени себя
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Задание №1
Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Тип текста:____________________________________
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Тип текста: ______________________________
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Тип текста: ______________________________
Задание №1
Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Тип текста:____________________________________
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Тип текста: ______________________________
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Тип текста: ______________________________
Задание №2
Прочитайте тексты. Подумайте, в чем разница этих текстов.
Сморчок
Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шляпка на макушке.
Дунул ветер… и сморчок
Повалился на бочок.
Весь в морщинах -
Старичина!
А. Прокофьев
… Гриб достигает 6-15 см в высоту. Шляпка внутри полая, светло- или темно-коричневого цвета, в мелких складках. Сморчок обыкновенный растет в лиственных лесах. Если весна ранняя, то сморчок появляется в апреле. Сморчок обыкновенный редкая находка для грибника.
Задание №2
Прочитайте тексты. Подумайте, в чем разница этих текстов.
Сморчок
Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шляпка на макушке.
Дунул ветер… и сморчок
Повалился на бочок.
Весь в морщинах -
Старичина!
А. Прокофьев
… Гриб достигает 6-15 см в высоту. Шляпка внутри полая, светло- или темно-коричневого цвета, в мелких складках. Сморчок обыкновенный растет в лиственных лесах. Если весна ранняя, то сморчок появляется в апреле. Сморчок обыкновенный редкая находка для грибника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"
Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....
Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"
Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....
Урок русского языка 4 класс Тема: Текст- рассуждение. Зачем нужна гигиена? Работа с картиной
урок с применением здоровьесберегающих технологий...
Презентация к уроку русского языка. 2 классю Тема "Текст - рассуждение"
Цель: дать понятие о тексте - рассждении, его отличительных признаках...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Текст-рассуждение. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием "текст-рассуждение", его отличительных признаках; знакомство со структурой текста-рассуждения; развитие умения отвечать на вопросы.План...