Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока.
Организационный момент | Слайд 2 Учите русский годы кряду С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда. И та награда в нем самом! | |
Актуализация знаний с выявлением затруднения | Слайд 3 Ветер сильно тр.пал деревья. С неба вдруг посып.лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог . лились. Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып . л первый снег. 1)Работа с текстом. -Прочитайте про себя то, что написано на доске (дети читают). Что это? -Докажите, что это текст. -К какому типу речи этот текст относится? -Озаглавьте текст.
-Выберите заголовок, который определяет тему данного текста, и запишите его в тетрадь. -Все ли слова в тексте вам понятны? (разбор значений слов, не понятных детям) 2)Повторение изученных орфограмм -Какое задание к тексту вы можете дать? Списать и вставить пропущенные орфограммы. -В сомнительных местах оставьте пропуски. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Что общего в словах с пропущенными орфограммами?
-Вспомним правила (способ выполнения): Слайд с проверкой 4 Анализ: Кто выполнил работу без ош . Допустил 1 ош.- Допустил 2 ош -А теперь вернемся к тексту. Какое задание можно дать к 1 предложению? | - Это текст. Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой… Текст описания. - Варианты ответов детей: - «Снежная крупа», «Первый снег», « Начало зимы», «Деревья зимой». -«Первый снег», «Начало зимы». Списать и вставить пропущенные орфограммы.
- 1 уч. Это все глаголы. - 3 уч. А я вставил безударную гласную в корни слов: оголились,трепал и выпал. Посыпалась - безударный гласный в суффиксе
- 2 уч. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная стояла под ударением. -Разобрать 1 предложение по членам предложения и по частям речи. |
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, проверка личностных результатов, способность характеризовать собственные знания, выявление затруднений в деятельности для « открытия нового знания» | ||
Локализация затруднений. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока. | ( В результате выполнения складывается ситуация затруднения: какой частью речи является слово «сильно» и как его подчеркнуть) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Проверка -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? Проблема -С какой проблемой вы столкнулись? Слайд 4 клик мышкой -Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание. 2)Выход на тему урока учащимися. -А кто знает, что это за часть речи? ( это наречие), если никто не назовёт -Какой будет тема урока? Слайд 5 - Для чего вам нужно знать эту тему?( цель) . Давайте составим план изучения, ведь мы уже не раз изучали части речи. Ваши предложения: план изучения наречия):
Слайд 6 НАРЕЧИЕ 1.Изменяемая или неизменяемая часть речи. 2.Отвечает на ?.. 3.Обозначает 4.В предложении является … 5.Роль: … | Ветер сильно трепал деревья - 1 уч. Как обозначить слово « сильно» в предложении? - 2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « сильно»? - надо поставить вопрос - 1уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?». -2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « сильно» поясняет глагол, а не имя сущ. -3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета. Наречие Для того чтобы завершить выполнение задания ( разбор предложения), узнать зачем они нужны, как их находить -1 уч. Изменяемая или неизменяемая часть речи. -2уч. Что обозначает наречие? - 3уч. На какие вопросы отвечает? -4 уч. Чем является в предложении? -5уч. Роль наречий. Зачем они нужны в речи? |
На данном этапе побуждающий и проблемный диалог, формулирование проблемы, темы и задач, также вспоминается алгоритм изучения частей речи. ( построение проекта выхода из затруднения) | ||
Открытие нового знания Морфологическое свойство: неизменяемость Что обозначает наречие? Формирование умнений выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречия. Составление алгоритма Вопросы наречия Синтаксическая роль наречий Обобщение Роль наречий в речи. Лингвистический эксперимент. | Чтобы проверить пункт 1 Задание: ( в паре) 1уч. просклоняйте словосочетание - яйцо всмятку 2 уч. проспрягать словосочетание – сверкать слева 3 уч. изменить словосочетание по временная и родам – ужинать сейчас Проверка. Вывод А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует? Слайд 6 ( 1 заменяется на неизменяемая по щелчку) -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? Слайд 6 ( цифра 3 заменяется на признак действия) Клик мышкой Чтобы ответит на 2 пункт плана найдём в тексте наречия. - Как вы их будете находить? Составьте алгоритм. Учитель пишет на доске Самостоятельно найдите наречия в тексте. Сколько их? Какие вопросы вы ставили от глагола к наречию? Слайд 6 ( 2 заменяется на вопросы) Отвечаем на следующий пункт плана: -Как вы думает, каким членом предложения является наречие? (сообщает учитель) -И этот член предложения называется ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире. Слайд 6 ( появляется слово обстоятельство по клику мышкой) Поднимите руки кто нашёл 5 или 6 наречий? Молодцы. Слайд 7 проверка Хороший вопрос. Об этом мы поговорим на следующих уроках. А пока посмотрите на вопрос, на который это слово отвечает. -Составьте правило, пользуясь планом о наречии. ( Правило составляют ученики) Слайд 8 На все мы вопросы ответили? - -Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его. -Вам понравился новый текст? Расскажите. . -Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль? Слайд 8 ( появляется роль в предложении по клику мышкой) | Не склоняется Не спрягается Не изменяется Неизменяемая часть речи. -Окончание Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия. - 1 уч. Я сначала найду в предложении глагол, а от него поставлю вопрос к зависимому слову.
- 2 уч. ( Образец ответа: 1.Читаю 1 предложение: Ветер сильно раскачивал деревья.2.Нахожу глагол: раскачивал.3. Ставлю вопрос: раскачивал ( как? каким образом?)4.сильно Как? Каким образом? Где? Когда? - 1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое. -2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение. -3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение. -4 уч. Значит, это новый член предложения. Почему с неба – обстоятельство? -1уч. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством. Нет, надо выяснить роль в нашей речи. ( читает ученик) -1уч. Нет, не понравился. Текст получился скудный, скучный. -2уч. Предложения не связаны общей темой. - 3уч. Во 2 предложении пропущен эффект неожиданности, а в 3 – попущено конкретное место действия. -4уч.В 4 предложении так и напрашивается временной промежуток, а в 5 потерян смысл. . Наречия делают речь более точной, выразительной и образной. |
Данный этап основной. Дети добывают знания с помощью эксперимента, наблюдения, слушания. Учатся доносить свою позицию до других, учатся принимать другую точку зрения, аргументировать. На данном этапе используют добытую информацию , развиваются мыслительные операции, происходит анализ и синтез, самостоятельно составляется алгоритм действия по нему | ||
Вторичное закрепление Включение в систему знаний. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Ребята, откройте учебник на стр 109 упр 446 Прочитайте задание. Что нужно сделать? Найдите наречия по алгоритму. Определите значение. -Поднимите руки кто нашел все наречия. -Кто допустил ошибки? -Почему? В чем причина? Что забыл? -Повторение алгоритма по опорной таблице. \/ Слайд 9 Рассказ о наречии. Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. | . Найти в них наречия. Определить роль наречий в тексте. -отлетел (куда?) вправо (место действия) Закричал (как?) громко (образ действия) Бежала (где?) невдалеке (место действия) Схватила (как?) ловко (образ дейчтвия) -1уч. Ошибка в том, что не нашел глагол. - 2уч.Ошибка в том, что поставил вопрос к им. сущ. Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его. |
Создание ситуации успеха, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. | ||
Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) Прогнозирование работы на следующие уроки. | -Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. Слайд 10 Слайд 11 -Расскажите о наречии все, что вы узнали. 1)Работа с учебником -Откройте учебник на с.111 и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали? уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные. -Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках \/ /Самоконтроль и самооценка -Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? \/ // Домашнее задание -Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений .Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении. Или выполните упр № 449 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...
Технологические карты. Русский язык.3 класс.
Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...
технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"
технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....
Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.
Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК Верещагиной И.Н....
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...
технологическая карта Русский язык
технологическая карта с 1 по 5 урок 3 класс под редакцией Канакиной, Горецкого...
Технологическая карта Русский Язык
4 классУМК «Школа России»Русский язык Технологическая карта ...