Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Локтионова Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Организационный момент

Слайд 2

Учите русский годы  кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

Актуализация знаний с выявлением затруднения

Слайд 3

Ветер сильно  тр.пал  деревья. С неба   вдруг посып.лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог . лились. Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня  вып . л первый снег.

1)Работа с текстом.

-Прочитайте про себя то, что написано на доске (дети читают). Что это?

-Докажите, что это текст.

   -К какому типу речи этот текст относится?

   -Озаглавьте текст.

 

  -Выберите заголовок, который определяет тему данного текста, и             запишите его в тетрадь.

   -Все ли слова в тексте вам понятны?

  (разбор значений слов, не понятных детям)

  2)Повторение изученных орфограмм

  -Какое задание к тексту вы можете дать?

   Списать и вставить пропущенные орфограммы.

     -В сомнительных местах оставьте пропуски.

   САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ        РАБОТА      

  -Что общего в словах с пропущенными орфограммами?

 

   -Вспомним правила (способ выполнения):

Слайд с проверкой 4

Анализ:    Кто выполнил работу без ош  .

                                          Допустил 1 ош.-

                                         Допустил 2 ош

-А теперь вернемся к тексту.

Какое задание можно дать к 1 предложению?

- Это текст.

Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой…

Текст описания.

  - Варианты ответов детей:

   - «Снежная крупа», «Первый снег», « Начало зимы», «Деревья зимой».

    -«Первый снег», «Начало зимы».

   Списать и вставить пропущенные орфограммы.

   

 - 1 уч. Это все глаголы.

    - 3 уч. А я вставил безударную гласную в корни слов: оголились,трепал и  выпал.

    Посыпалась  - безударный гласный в суффиксе

        

- 2 уч. Чтобы проверить безударную гласную в корне  слова   надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная стояла под ударением.

-Разобрать 1 предложение по членам предложения и по частям речи.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, проверка личностных результатов, способность характеризовать собственные знания, выявление затруднений в деятельности для « открытия нового знания»

Локализация затруднений. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока.

( В результате выполнения складывается ситуация затруднения: какой частью речи является слово  «сильно» и как его подчеркнуть)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ        РАБОТА  

   

Проверка

-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

-А теперь тот, кто засомневался?

Проблема

-С какой проблемой вы столкнулись?

Слайд 4  клик мышкой

-Давайте разберемся. Ваши предположения.

Поставьте вопрос и назовите словосочетание.

2)Выход на тему урока учащимися.

-А кто знает, что это за часть речи?

( это наречие), если никто не назовёт

-Какой будет тема урока?   

Слайд 5

- Для чего вам нужно знать эту тему?( цель)

.

Давайте составим план изучения, ведь  мы уже не раз изучали части речи. Ваши предложения:

        план изучения наречия):

             

Слайд 6

  НАРЕЧИЕ

1.Изменяемая или неизменяемая часть речи.

2.Отвечает на ?..

3.Обозначает

4.В предложении является …

5.Роль: …

Ветер    сильно       трепал      деревья

- 1 уч. Как обозначить слово « сильно» в предложении?

- 2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « сильно»?

- надо поставить вопрос

- 1уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос  «как?».

-2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « сильно» поясняет глагол, а не имя сущ.

-3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

Наречие

Для того чтобы завершить выполнение задания ( разбор предложения), узнать зачем они нужны, как их находить

-1 уч. Изменяемая или неизменяемая часть речи.

-2уч. Что обозначает наречие?

- 3уч. На какие вопросы отвечает?

-4 уч. Чем является в предложении?

-5уч. Роль наречий. Зачем они нужны в речи?

На данном этапе побуждающий и проблемный диалог, формулирование проблемы, темы и задач, также вспоминается алгоритм изучения частей речи. ( построение проекта выхода из затруднения)

Открытие нового знания

Морфологическое свойство: неизменяемость

Что обозначает наречие?

Формирование умнений выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречия. Составление алгоритма

Вопросы наречия

Синтаксическая роль наречий

Обобщение

Роль наречий в речи. Лингвистический эксперимент.

Чтобы проверить пункт 1 Задание: ( в паре)

1уч. просклоняйте словосочетание - яйцо всмятку

2 уч. проспрягать словосочетание – сверкать слева

3 уч. изменить словосочетание по временная и родам – ужинать сейчас

Проверка.

Вывод

А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует?

Слайд  6 ( 1 заменяется на неизменяемая по щелчку)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Слайд 6   ( цифра 3 заменяется на признак действия)

Клик мышкой

Чтобы ответит на 2 пункт плана найдём в тексте наречия.

- Как вы их будете находить? Составьте алгоритм.

Учитель пишет на доске

Самостоятельно найдите наречия в тексте.  Сколько  их?

Какие вопросы вы ставили от глагола к наречию?

Слайд 6 ( 2 заменяется на вопросы)

Отвечаем на следующий пункт плана: -Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

(сообщает учитель) 

-И этот член предложения называется  ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и  подчеркивается: точка, тире.

Слайд 6 ( появляется слово обстоятельство по клику мышкой)

Поднимите руки кто нашёл 5 или 6 наречий? Молодцы.

Слайд 7 проверка

Хороший вопрос. Об этом мы поговорим на следующих уроках. А пока посмотрите на вопрос, на который это слово отвечает.

-Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

( Правило составляют ученики)

Слайд 8

На все мы вопросы ответили?

- -Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.

-Вам понравился новый текст? Расскажите.

.

-Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль?

Слайд  8 ( появляется роль в предложении по клику мышкой)

Не склоняется

Не спрягается

Не изменяется

Неизменяемая часть речи.

-Окончание

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

- 1 уч. Я сначала найду в предложении глагол, а от него поставлю вопрос к зависимому слову.

        

- 2 уч. ( Образец ответа: 1.Читаю 1 предложение: Ветер сильно раскачивал деревья.2.Нахожу глагол: раскачивал.3. Ставлю вопрос: раскачивал

 ( как? каким образом?)4.сильно

Как? Каким образом? Где? Когда?

-

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

-4 уч. Значит, это новый член предложения.

Почему  с неба – обстоятельство?

-1уч. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?  и в предложении является обстоятельством.

Нет, надо выяснить роль в нашей речи.

( читает ученик)

-1уч. Нет, не понравился. Текст получился скудный, скучный.

-2уч. Предложения не связаны общей темой.

- 3уч. Во 2 предложении пропущен эффект неожиданности, а в 3 – попущено конкретное место действия.

-4уч.В 4 предложении так и напрашивается временной промежуток, а в 5 потерян смысл.

. Наречия делают речь более точной, выразительной и образной.

Данный этап основной. Дети добывают знания с помощью эксперимента, наблюдения, слушания.  Учатся доносить свою позицию до других, учатся принимать другую точку зрения, аргументировать. На данном этапе используют добытую информацию , развиваются мыслительные операции, происходит анализ и синтез, самостоятельно составляется алгоритм действия по нему

Вторичное закрепление Включение в систему знаний.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-Ребята, откройте учебник на стр 109 упр 446

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Найдите наречия по алгоритму. Определите значение.

-Поднимите руки  кто нашел все наречия.

-Кто допустил ошибки?

-Почему? В чем причина? Что забыл?

-Повторение алгоритма по опорной таблице.

\/

Слайд 9

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

. Найти в них наречия.

Определить роль наречий в тексте.

-отлетел (куда?) вправо  (место действия)

Закричал (как?) громко (образ действия)

Бежала (где?) невдалеке (место действия)

Схватила (как?) ловко (образ дейчтвия)

-1уч. Ошибка в том, что не нашел глагол.

- 2уч.Ошибка в том, что поставил вопрос к им. сущ.

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

Создание ситуации успеха, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной  задачи.  

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Прогнозирование работы на следующие уроки.

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Слайд 10

Слайд 11

-Расскажите о наречии все,  что вы узнали.

1)Работа с учебником

-Откройте учебник на с.111  и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

-Верно, эту задачу мы решим на следующих  уроках

\/ /Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

\/ // Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений .Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр № 449


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.

Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК  Верещагиной И.Н....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

технологическая карта Русский язык

технологическая карта с 1 по 5 урок 3 класс под редакцией Канакиной, Горецкого...

Технологическая карта Русский Язык

4 классУМК «Школа России»Русский язык  Технологическая карта ...