Урок "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_bukvosochetaniy_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx | 295.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Учитель: Александрова Тамара Дмитриевна
Место работы: МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Урок №7 в теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». На эту тему отводится 8 уроков.
Источники, используемые при подготовке к уроку, ЭОР
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык: 2 класс 2 часть М.: «Просвещение», 2019;
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс М.: «ВАКО», 2018
Презентация, интернет
https://kidside.ru/zadaniya-na-zhi-shi-testy-dlya-2-klassa/
Цель урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и применение на практике правила правописания изученных орфограмм
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило
Метапредметные:
Познавательные умения:
- уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- уметь высказывать своё предположение;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, большой мяч
Структура и ход урока
№п/п | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | Время (в мин) |
I. | Организационный момент | - Прозвенел звонок и вот Начинаем наш урок. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! | Дети садятся за парты. Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: проявление интереса к уроку, настрой на урок. | 1 мин |
II. | Актуализация знаний | 1. Словарная работа. - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Запишите под диктовку слова из словаря. Лопата, город, посуда, воробей, мороз, машина, народ, пальто, работа, сахар. 2. Индивидуальная работа у доски. Алёна М. Карточка №1 Падают пуш…стые снеж…нки. 1) Написать предложение на доске, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая их. 2) Выделить основу предложения, выписать словосочетание. 3) Дать характеристику предложению. Настя С. Карточка №2 Выполнить фонетический разбор слова день. 3. Проверка словарной работы в парах. - Обменяйтесь тетрадями в парах. (1 слайд) - Сверьте написанное с образцом на экране. Если слово написано без ошибок, ставьте сверху «плюс». Если есть ошибки, то – «минус». - Верните тетради друг другу обратно. Посчитайте у себя плюсы. - Оцените себя. Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2» - Назовите слово на изучаемое правило. - Какая орфограмма встретилась в слове машина? Самооценка. Итог. 4. Проверка индивидуальной работы. Алёна М. Образец ответа 1) Падают пушистые снежинки. Пропущена буква и. ЖИ – ШИ пиши с буквой и. 2) (Что?) снежинки – подлежащее, подчеркнула одной чертой. Снежинки (что делают?) падают – сказуемое, подчеркнула двумя чертами. Снежинки (какие?) пушистые – словосочетание. 3) Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое. Оценивание. Итог. Настя С. Образец ответа День – [д, э н,] – 1 слог. д – [д,] – согл., звон., мягк. э - [э] – глас., удар. н - [н,] – согл., звон., мягк. ь – [ ] 4 буквы, 3 звука (ь звука не обозначает) Оценивание. Итог. Молодцы! | Записывают под диктовку слова из словаря. 2 ученицы выполняют у доски индивидуальные задания. Обмениваются тетрадями. Сверяют работу с образцом, ставят «плюсы» и «минусы». Возвращают тетради друг другу. Считают плюсы, оценивают себя. Называют слово машина. ШИ пиши с буквой и. Под руководством учителя проверяют задания и помогают оценивать. | Личностные: проявление интереса к учебно-познавательной деятельности. Предметные: умение находить орфограммы в словах. Коммуникативные: умение строить партнёрские отношения. Регулятивные: умение планировать свои действия при выполнении инд. работы и умение их комментировать. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. | 15 мин |
III. | Самоопределение к деятельности | 1. Минутка чистописания - Отгадайте загадки. 1) Две новые, кленовые Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги- И по большим снегам беги! (Лыжи) (2 слайд)
- На какую орфограмму это слово? ( Сочетания жи-ши) (Даю образец письма на доске.) - Запишите эти сочетания в тетрадях. 2) Пять мальчиков, пять чуланчиков, Разошлись мальчики В тёмные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик (Перчатка) – (3слайд)
- На какое правило отгадка? ( Сочетания ча-ща) - Запишите эти сочетания в тетради. Какая ещё орфограмма встретилась в загадке? (Чу-щу) - Запишите их. Самоoценка. Итог. - Оцените себя на полях тетради. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселый смайлик, а, если остались недовольны своей работой, то грустный. - Молодцы! Все постарались! 2. Целеполагание - Исходя из последнего задания, сформулируйте тему урока. - Правильно. Будем повторять правописание изученных орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. - А теперь цель. - Повторять будем для того, чтобы грамотно писать слова с ними.
(4 слайд)
- Прочитайте хором правила и хорошо их запомните! | Отгадывают загадки. Каллиграфически правильно записывают сочетания. Оценивают себя. Рисуют смайлики. Формулируют тему и цель урока. (Будем повторять ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, чтобы правильно писать слова с ними.) Читают хором правила. | Предметные: умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока. | 5 мин |
IV. | Физминутка | Игра с мячом - А теперь все встаньте. Приглашаю поиграть со мною в мяч. - Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы мне его возвращаете и называете любое слово на изученное правило. - Теперь задание усложним. Я бросаю мяч и называю любое из изученных словосочетаний по теме урока. А вы ловите мяч и называете слово, в котором есть названное мною сочетание. Итог игры. - Молодцы! Эту игру вы можете использовать на перемене. | Называют слова на изученное правило. Выполняют задание с усложнением. | Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. | 2 мин |
V. | Работа по теме урока | 1. Работа по учебнику, стр.12, упр. 18 - Прочитайте задание к упр.18. - Назовите автора и название сказки. - Спишите стихотворный текст, подчеркните выделенные буквы и приготовьтесь их объяснять. - Для тех, кто справится раньше всех, подчеркнуть в первом предложении основу. 2. Проверка упр.18. Итог. Оценивание. | Читают задание, называют автора. (Автор А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…») Списывают текст. Подчёркивают выделенные буквы. Объясняют их написание. Оценивают свою работу. | Познавательные: умение использовать приобретённые знания. Регулятивные: умение комментировать учебные действия при выполнении задания. Предметные: умение находить орфограммы в словах. | 6 мин |
VI. | Фонетическая зарядка | -Сейчас я предлагаю вам снова отдохнуть. Итак, на экране чистоговорки. Мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. - Обратите внимание на интонацию в последнем и предпоследнем предложениях. Готовы? (5 слайд)
| Проговаривают хором чистоговорки и шагают. Предпоследнее предложение произносим с вопросительной интонацией, а последнее – с восклицательной. | Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. | 2 мин |
VII. | Закрепление | 1. Работа в группах. (На отдельных листах А4 напечатаны задания для каждой группы.) - Прочитайте. Подчеркните только те слова, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Задание для 1 группы Тишина в лесу. Легко скользят лыжи. Вершины сосен покрыты снегом. Задание для 2 группы Щёткой чищу я щенка. Щука плавает в пруду. Я по улице скачу. Задание для 3 группы Луна освещает снег. Над водой летали чайки. Ребята рвали щавель. 2. Проверка групповой работы. - Проверяем. Представитель от каждой команды выходит к доске называет слова с сочетаниями, которые встретились. 3. Итог групповой работы. Самооценка. 4. Игра «Реклама» - Ребята! Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой. При подготовке к уроку в интернете я увидела рекламное объявление. Меня оно очень удивило! Давайте его прочитаем.
(6 слайд)
- Давайте подумаем, портной – это кто? - Прочитайте о нём в «Толковом словаре». - Этот портной считает себя модным. А что можете вы сказать о нём? - Правильно, ребята! Этому портному прежде, чем вывешивать такие объявления, надо поучиться грамоте. А иначе все клиенты разбегутся. - А пока давайте поможем ёжику исправить ошибки в его рекламе. 5. Проверка. Итог. Оценивание. - Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили это правило. - Если в будущем вам придётся печатать объявления, надеюсь, что они будут без ошибок. Это в жизни очень важно! | Объединяются в группы. Выполняют задания в группах. Подчёркивают нужные слова. Называют подчёркнутые слова. Оценивают свою работу. Знакомятся с рекламным объявлением. Портной – специалист по пошиву одежды. Ему не хватает грамоты. Надо поучиться в школе. Дети подходят по одному к доске и на слайде исправляют ошибки красным маркером. | Коммуникативные: умение строить партнёрские отношения, умение договариваться о правилах поведения и общения, следовать им. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. Предметные: умение находить орфограммы в словах. Личностные: умение проводить самооценку. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. Предметные: умение находить орфограммы в словах. | 11 мин |
VIII. | Домашнее задание | - Выполнить упр. 19 на стр. 13. 1) Всем списать, вставляя подходящие по смыслу слова. 2) Подчеркнуть изученные орфограммы. 3) По желанию придумать предложение с одним из словосочетаний и подчеркнуть в нём основу. | Читают задание по учебнику, объясняют вслух, записывают в дневник. | Регулятивные: умение планировать свои действия при выполнении работы и умение их комментировать. | 1 мин |
IХ. | Рефлексия | -Закончите предложения: 1) Я научился… 2) Мне было интересно… 3) Я могу себя похвалить за… 4) Мне сложно было…. 5) Теперь я могу… - Ребята! Вы сегодня были внимательны, активны. Работали с интересом. Я вами очень довольна! Оценки. | Оценивают себя. 1) Я научился писать слова на изученные правила. 2) Мне было интересно работать на уроке. 3) Я могу себя похвалить за красивое письмо. 4) Мне было сложно находить быстро слова с сочетаниями в игре. 5) Теперь я могу писать слова на это правило без ошибок. | Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. | 1 мин |
Х. | Итог урока | -Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка? Чему учились? - Почему нам надо знать изученные орфограммы и уметь их находить? | Вместе с учителем подводят итог. | Регулятивные: умение высказывать своё мнение. | 1 мин |
Самоанализ урока русского языка во 2 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Тема урока: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, педагогической поддержки, креативного мышления, критического мышления, дифференцированный подход, ИКТ.
Использовала на уроке учебник русского языка. Упр. 18 на стр. 12 соответствует теме и цели урока. Оно дало возможность проверить самостоятельность каждого ученика. Презентация являлась наглядным компонентом урока.
Краткая характеристика класса
В классе 9 человек. Из них 5 девочек и 4 мальчика. У девочек высокий уровень развития, а у мальчиков – низкий. В то же время все дети очень активные, доброжелательные, с высокой мотивацией к учёбе. На уроке проявили большой интерес к различным видам заданий, особенно к физминутке и рекламе.
Цель урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Предметные:
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило.
Метапредметные:
познавательные умения:
- уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий
регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- уметь высказывать своё предположение;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания
коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы
Предметные задачи на умение находить изученную орфограмму в слове и умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, используя правило, успешно решались на протяжении всего урока. Применялись методы эмоционального стимулирования и учебного поощрения. Метод самоуправления учебными действиями использовался при выполнении самостоятельной работы (словарный диктант; работа по учебнику, упр.18; групповая работа). Дети проявляли высокий уровень активности в процессе всего урока. Самостоятельно работали 78% обучающихся. Двое нуждались в помощи учителя.
Познавательные умения писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща и чу-щу и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при выполнении различных видов заданий развивались на всех этапах урока. При определении темы урока применила проблемно - поисковый метод. Репродуктивный метод использовался мною для инструктирования ребят при выполнении логических и мыслительных операции (инд. работа, групповая, работа в парах). Метод самоуправления учебными действиями использовался при выполнении самостоятельной работы (работа с текстом упр. 18, групповая работа).
Регулятивные умения определять и формулировать тему и цель урока, высказывать своё предположение, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, комментировать учебные действия при выполнении задания были использованы на этапах: «Актуализация знаний» (при выполнении индивидуальной работы), «Самоопределение к деятельности» (формулировка темы и цели урока), «Работа по теме урока» (выполнение задания из учебника), «Домашнее задание» (комментарий к д/з), «Итог урока» (подведение итогов урока).
Коммуникативные умения слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им использовались при работе в парах (проверка словарного диктанта), группах (выполнение заданий на листках), при выполнении физминутки «Игра с мячом».
Личностные умения проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности и проявлять интерес к изучению темы проверялись почти на всех этапах урока. В течение урока использовались словесный и наглядный методы обучения.
Вывод: цель урока достигнута. Задачи выполнены в полном объёме.
В течение урока создавала атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехе каждого ученика. Через словесную оценку поощряла тех, кто проявлял инициативу. Привлекала к сотрудничеству всех. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения (индивидуальная работа у доски, реклама, групповая работа).
Требования СанПин выполнялись на всех этапах урока (физминутки, правила посадки при письме и чтении).
Задания на функциональную грамотность
1. Интегративный компонент функциональной грамотности: коммуникативная, социальная
IV. | Физминутка | Игра с мячом - А теперь все встаньте. Приглашаю поиграть со мною в мяч. - Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы мне его возвращаете и называете любое слово на изученное правило. - Теперь задание усложним. Я бросаю мяч и называю любое из изученных словосочетаний по теме урока. А вы ловите мяч и называете слово, в котором есть названное мною сочетание. Итог игры. - Молодцы! Эту игру вы можете использовать на перемене. | Называют слова на изученное правило. Выполняют задание с усложнением. | Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. | 2 мин |
2. Предметные компоненты функциональной грамотности: языковая, бытовая
Интегративный компонент функциональной грамотности: информационная
VII. | Закрепление | 4. Игра «Реклама» - Ребята! Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой. При подготовке к уроку в интернете я увидела рекламное объявление. Меня оно очень удивило! Давайте его прочитаем.
(6 слайд)
- Давайте подумаем, портной – это кто? - Прочитайте о нём в «Толковом словаре». - Этот портной считает себя модным. А что можете вы сказать о нём? - Правильно, ребята! Этому портному прежде, чем вывешивать такие объявления, надо поучиться грамоте. А иначе все клиенты разбегутся. - А пока давайте поможем ёжику исправить ошибки в его рекламе. 5. Проверка. Итог. Оценивание. - Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили это правило. - Если в будущем вам придётся печатать объявления, надеюсь, что они будут без ошибок. Это в жизни очень важно! | Знакомятся с рекламным объявлением. Портной – специалист по пошиву одежды. Ему не хватает грамоты. Надо поучиться в школе. Дети подходят по одному к доске и на слайде исправляют ошибки красным маркером. | Познавательные: умение использовать приобретённые знания. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. Познавательные: умение использовать приобретённые знания. Предметные: умение находить орфограммы в словах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...
2 класс буквосочетания жи-ши
презентация - тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...
Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...