Изменение имен прилагательных по родам и числам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чалеева Нина Ивановна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx71.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам и числам»

Цели:

 1.обобщить знания об имени существительном, развивать умение     изменять прилагательные по родам;

2.формировать навыки правописания родовых окончаний , определять число имени прилагательного, отработать умение составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных;

3.воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Оборудование:

  • Таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное»;
  • Рисунки, дидактические карточки со словами и словосочетаниями;
  • Модели самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, глагола;
  • Плакаты;
  • Проектор, презентация.

Ход урока.

 Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! К нам на урок приплыли три разных облачка.Какое облачко вам больше всего нравится?

Дети: (отвечают)

Учитель: Я рада, что вам понравилось именно это облачко.Оно веселое, радостное.И с этим веселым и радостным настроением мы отправимся а вами в необычное путешествие на лодочке.

 Актуализация полученных знаний

Учитель: Сначала мы посетим остров имени существительного и расскажем все о жителях этого острова. Кто пойдет и расскажет все о существительном?

Дети:(отвечают)

На доске модели самостоятельных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Учитель: Ребята, обратите внимание на эти модели.Что вы о них знаете?В овалах- постоянные грамматические признаки, в прямоугольниках-зависимые.Те признаки, которые не изучали, закрыты.

Учитель: Определите модель имени существительного по его грамматическим признакам.(Дети выполняют задания, учитель переворачивает карточку, на обратной стороне которой написано «существительное»)

  Открытие новых знаний.

Учитель: Мы с вами покинем «Остров существительных», чтобы посетить другой, не менее загадочный «Остров прилагательных».Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительных: василек, речка, облачко. Итак, в путь!

Лодочка бумажная, зато мы –отважные!

Дорогие части речи, приготовьтесь: снова встреча!

(Учитель перемещает бумажную лодочку по Морю слов(на доске) от одного острова к другому, на котором развивается флажок»Остров прилагательных»).

Учитель: Чтобы попасть на этот остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.

Дети: Это вопросы: какой? чей? какая? чья? какое? чье? какие? чьи?

Учитель: Итак, мы с вами на Острове прилагательных.Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: Что обозначает имя прилагательное?

Дети: Имя прилагательное обозначает признак предмета

Учитель: Верно. Посмотрите, нас вышли встречать жители этого острова- прилагательные. Прочитайте их.

Дети: свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, синий.

Учитель: Что общего у этих прилагательных?

Дети: Все эти имена прилагательные отвечают на вопрос: какой? Они стоят в ед.числе, в муж.роде, -это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: Правильно.Но мы с вами забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Прочитайте их хором.

(после прочтения слова, учитель переворачивает карточку, на обратной стороне которой нарисован предмет, обозначающий слово, он бесцветный).

Учитель: Чтобы предметы приобрели определенный цвет, размер вам необходимо назвать их признаки. Читаем первое слово: (Василек).Давайте подберем к нему имена  прилагательные. Каким он бывает? Почему?

Дети: Существительное «василек» стоит в ед. ч., в м. р., как и прилагательные, стоящие в начальной форме.

Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь, самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.

( в тетрадях появляется запись: Василек(какой?) голубой, маленький, волшебный.

При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных)

Учитель: Наш василек стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный!

(Учитель закрывает карточку с изображением бесцветного василька другой карточкой , на которой василек раскрашен красками)

Учитель: Кто ответит, какую роль выполняет имя прилагательное в русском языке?

Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, размер, форму Значит прилагательное: уточняет

(Учитель прикрепляет к доске карточки. Прилагательное «уточняет»)

Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным речка, облачко?

Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.

Учитель: Правильно. А теперь самостоятельно запишите эти прилагательные со словами речка и облачко.

         Iвариант – со словом речка

II вариант- со словом облачко

Выделите окончания, определите род.

(Проверка выполнения)

Речка (какая?)голубая, маленькая, волшебная.

Облачко (какое?) голубое, маленькое, волшебное.

  Работа по учебнику

Учитель:Ребята,откройте учебник на стр.185, упр.№ 492

V Работа с деформированным предложением.

Учитель: А теперь, ребята,обратите внимание на эту картину. Что вы видите?

(степь весной, тюльпаны)

Учитель: (беседа о бережном отношении к тюльпанам. Фестиваль тюльпанов ежегодно в Калмыкии проводится в апреле месяце).

Если я сорву тюльпан,

Если ты сорвешь тюльпан,

 Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем тюльпаны,

Опустеют наши степи,

И не будет красоты.

Учитель: Составьте из слов: тюльпан, степь, алый, -предложение, которое соответствует нашей картине и запишите его.

(В степи расцвел алый тюльпан.)

Разберите предложение по членам предложения, определите род, число имени прилагательного.

Как вы определили род и число имени прилагательного?

Вывод:

Физминутка

Закрепление материала

( на столах карточки зеленого и желтого цвета)

Учитель: Возьмите карточку желтого цвета. Укажите род и число прилагательных.

(Дети работают по карточкам)

Игра «Узнайте предмет по его признакам»

Учитель: Возьмите со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые записаны.К какой  частям речи относятся эти слова?

Дети: это имена существительные.

Учитель:  Игра заключается в следующем.Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое ему подходит по смыслу. Составить и записать в тетрадь словосочетание, указать род прилагательного. Прилагательные: теплый, глубокий, низкий.

Подведение итога урока.

Учитель: На этом мы завершаем свое путешествие. Сегодня мы побывали на Острове Прилагательных и многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Вернемся к моделям частей речи. Какая из двух оставшихся моделей соответствует имени прилагательному? Почему?

Дети: Схема под №3, так как у прилагательных мы можем изменить род, число и падеж.

Учитель: Спасибо за работу.

Комментирование оценок.

Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать поз...

Тест по теме «Изменение имен прилагательных по родам и числам»

Тест составлен  на основе УМК «Перспективная начальная школа»  Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся :  предметные знания:- повторить определение имен...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной              и письменн...