Изменение имен прилагательных по родам и числам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам и числам»
Цели:
1.обобщить знания об имени существительном, развивать умение изменять прилагательные по родам;
2.формировать навыки правописания родовых окончаний , определять число имени прилагательного, отработать умение составлять словосочетания из имен прилагательных и имен существительных;
3.воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Оборудование:
- Таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное»;
- Рисунки, дидактические карточки со словами и словосочетаниями;
- Модели самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, глагола;
- Плакаты;
- Проектор, презентация.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! К нам на урок приплыли три разных облачка.Какое облачко вам больше всего нравится?
Дети: (отвечают)
Учитель: Я рада, что вам понравилось именно это облачко.Оно веселое, радостное.И с этим веселым и радостным настроением мы отправимся а вами в необычное путешествие на лодочке.
Актуализация полученных знаний
Учитель: Сначала мы посетим остров имени существительного и расскажем все о жителях этого острова. Кто пойдет и расскажет все о существительном?
Дети:(отвечают)
На доске модели самостоятельных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Учитель: Ребята, обратите внимание на эти модели.Что вы о них знаете?В овалах- постоянные грамматические признаки, в прямоугольниках-зависимые.Те признаки, которые не изучали, закрыты.
Учитель: Определите модель имени существительного по его грамматическим признакам.(Дети выполняют задания, учитель переворачивает карточку, на обратной стороне которой написано «существительное»)
Открытие новых знаний.
Учитель: Мы с вами покинем «Остров существительных», чтобы посетить другой, не менее загадочный «Остров прилагательных».Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительных: василек, речка, облачко. Итак, в путь!
Лодочка бумажная, зато мы –отважные!
Дорогие части речи, приготовьтесь: снова встреча!
(Учитель перемещает бумажную лодочку по Морю слов(на доске) от одного острова к другому, на котором развивается флажок»Остров прилагательных»).
Учитель: Чтобы попасть на этот остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.
Дети: Это вопросы: какой? чей? какая? чья? какое? чье? какие? чьи?
Учитель: Итак, мы с вами на Острове прилагательных.Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: Что обозначает имя прилагательное?
Дети: Имя прилагательное обозначает признак предмета
Учитель: Верно. Посмотрите, нас вышли встречать жители этого острова- прилагательные. Прочитайте их.
Дети: свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, синий.
Учитель: Что общего у этих прилагательных?
Дети: Все эти имена прилагательные отвечают на вопрос: какой? Они стоят в ед.числе, в муж.роде, -это начальная форма имени прилагательного.
Учитель: Правильно.Но мы с вами забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Прочитайте их хором.
(после прочтения слова, учитель переворачивает карточку, на обратной стороне которой нарисован предмет, обозначающий слово, он бесцветный).
Учитель: Чтобы предметы приобрели определенный цвет, размер вам необходимо назвать их признаки. Читаем первое слово: (Василек).Давайте подберем к нему имена прилагательные. Каким он бывает? Почему?
Дети: Существительное «василек» стоит в ед. ч., в м. р., как и прилагательные, стоящие в начальной форме.
Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь, самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.
( в тетрадях появляется запись: Василек(какой?) голубой, маленький, волшебный.
При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных)
Учитель: Наш василек стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный!
(Учитель закрывает карточку с изображением бесцветного василька другой карточкой , на которой василек раскрашен красками)
Учитель: Кто ответит, какую роль выполняет имя прилагательное в русском языке?
Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, размер, форму Значит прилагательное: уточняет
(Учитель прикрепляет к доске карточки. Прилагательное «уточняет»)
Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным речка, облачко?
Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.
Учитель: Правильно. А теперь самостоятельно запишите эти прилагательные со словами речка и облачко.
Iвариант – со словом речка
II вариант- со словом облачко
Выделите окончания, определите род.
(Проверка выполнения)
Речка (какая?)голубая, маленькая, волшебная.
Облачко (какое?) голубое, маленькое, волшебное.
Работа по учебнику
Учитель:Ребята,откройте учебник на стр.185, упр.№ 492
V Работа с деформированным предложением.
Учитель: А теперь, ребята,обратите внимание на эту картину. Что вы видите?
(степь весной, тюльпаны)
Учитель: (беседа о бережном отношении к тюльпанам. Фестиваль тюльпанов ежегодно в Калмыкии проводится в апреле месяце).
Если я сорву тюльпан,
Если ты сорвешь тюльпан,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем тюльпаны,
Опустеют наши степи,
И не будет красоты.
Учитель: Составьте из слов: тюльпан, степь, алый, -предложение, которое соответствует нашей картине и запишите его.
(В степи расцвел алый тюльпан.)
Разберите предложение по членам предложения, определите род, число имени прилагательного.
Как вы определили род и число имени прилагательного?
Вывод:
Физминутка
Закрепление материала
( на столах карточки зеленого и желтого цвета)
Учитель: Возьмите карточку желтого цвета. Укажите род и число прилагательных.
(Дети работают по карточкам)
Игра «Узнайте предмет по его признакам»
Учитель: Возьмите со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые записаны.К какой частям речи относятся эти слова?
Дети: это имена существительные.
Учитель: Игра заключается в следующем.Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое ему подходит по смыслу. Составить и записать в тетрадь словосочетание, указать род прилагательного. Прилагательные: теплый, глубокий, низкий.
Подведение итога урока.
Учитель: На этом мы завершаем свое путешествие. Сегодня мы побывали на Острове Прилагательных и многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Вернемся к моделям частей речи. Какая из двух оставшихся моделей соответствует имени прилагательному? Почему?
Дети: Схема под №3, так как у прилагательных мы можем изменить род, число и падеж.
Учитель: Спасибо за работу.
Комментирование оценок.
Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."
Данная презентация поможет познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; поможет развитию умения определять род и число прилагательных; углубить представлени...
Урок русского языка на тему: "Изменение имен прилагательных по родам и числам"
Можно использовать в различных УМК....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"
Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте, ставить к ним вопросы: активизировать поз...
Тест по теме «Изменение имен прилагательных по родам и числам»
Тест составлен на основе УМК «Перспективная начальная школа» Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся : предметные знания:- повторить определение имен...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».
Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных, - Точно употреблять имена прилагательные в устной и письменн...