Открытый урок по теме"Закрепление знаний о местоимении"
методическая разработка по русскому языку

Открытый урок по теме"Закрепление знаний о местоимении"

Интересные задания в группах

Создание КЛАСТЕРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mestoimenie_4_klas.zip921.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

 «Местоимение как часть речи»

Провела Мокрова Н.Н.

(2017-2018 уч год)

Тема : Местоимение как часть речи

Цель: познакомить с особенностями местоимения как части речи, его грамматическими признаками.

Тип урока: изучение нового материала

УУД

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения их признаков, подведение под понятие, поиск и выделение информации, построение речевых высказываний

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать и сотрудничать в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор,  орфографический словарь, карточки цветные, карточки  с буквами, раздаточный материал.

Ход урока

1 Организация класса

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели,

Очень сладко потянулись

 И друг другу улыбнулись.

        Прозвенел сейчас звонок,

        Начинаем наш урок.  

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда.

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас.

2 Чистописание

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня вспомним письмо буквы И(дать характеристику буквы)

Прочтите слово (исследование). Что такое исследование? Найдём объяснение в словаре. Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Образуйте однокоренное существительное. (исследователь)

Образуйте однокоренной глагол. (исследовать)

Сегодня, ребята, вы будете исследователями .А что будем исследовать, узнаем, когда выполним задания орфографической минутки.

3 Орфографическая минутка

Прочитайте слова, какую орфограмму будем отрабатывать? Вставьте пропущенные буквы.

М…сяц,  ещ…,  ст….кан,  т…перь,  обл…ко,  инт…ресный, м…роз,  еж…вика,   н…род,  ин…й,  еж…дневник.

Проверка(карточки с буквами)

Возьмите первые буквы слов, составьте слово и узнаете что мы будем исследовать..(местоимение)

4 Подготовка к изучению темы

Посмотрите на слайд. С какими местоимениями мы с вами часто встречались на уроках? (личные).Почему они так называются? А вот другие группы местоимений вы будете изучать в старших классах.

Итак, какова тема нашего урока? Что будем исследовать? На какие вопросы будем искать ответы?

ЧТО….?   КАК…?   КАКИМ…?

А результаты исследования будем заносить в кластер.

5 Изучение нового материала

Приступим к  исследованию

  1. Работа  в группах Опираясь на ваши знания, исправьте ошибки.

Группа 1

Местоимение  - это часть слова, которая указывает на предмет  и  называет его

     Группа 2

Местоимение  - это часть речи, которая указывает на действие предмета , но не называет его.

Группа 3

Местоимение  - это член предложения, который указывает на  предмет, но не называет его.

Какие ошибки нашли? Что получилось? Прочитаем правило в учебнике. Какое главное отличие? Занесите в кластер(указывает на предмет)

2)Рассмотрите таблицу на слайде. Сделайте вывод. Какие местоимения относятся к 1 лицу? Ко 2 лицу? К 3 лицу?

Игра на внимательность: некоторые местоимения заняли не свои места, найдите ошибки. Занесите в кластер(лицо 1,2,3)

3)Работа в парах. Прочитайте, найдите местоимения, сделайте вывод.

Проверка, вывод. . Занесите в кластер(изменяется по числам)

Рассмотрите таблицу в учебнике. Назовите местоимения ед. числа. Назовите местоимения множ. числа.

Выполним задание :распределите местоимения на 2 группы.(2уч-ся выполняют на закрытых досках)

Они, тебя, вы, я, у них, у него, от вас, мне

Распредели на 2 группы

Ед. ч                      мн. ч

 Проверка с помощью  интерактивной доски «Вихрь», проверка в парах

4)  Физкультминутка

Поднимайте руки вверх, если услышите местоимение

Я,ты,он,она

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В целом  мы сто тысяч я.

5)Догадайся о чём речь?

  • Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе  идёт оно

Розовой жар-птицей. ( солнце) Какое местоимение помогло?

                    А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.   ( месяц) Какое местоимение помогло?

                 Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна. (луна) Какое местоимение помогло?

  • Почему нельзя сказать солнце – она, месяц – оно, луна – он?
  • Какой можно сделать вывод о местоимениях 3-го лица ед. ч.?
  • Изменяются по родам.
  • Она        он        оно
  • ж.р        м.р.     ср.р

Занесите в кластер (изменяется по родам)

Упр 110.Прочитайте задание, отгадайте загадки, выполните по схеме

Местоимение---сущ.---род

6)Работа в группах .Найдите местоимения, подчеркните.Исследуйте изменяются ли местоимения? Как? Сделайте вывод.

1карточка

Я иду по улице. Интересная  книга была у меня.   Ко мне пришёл друг. Обо мне  Лёша  хорошо отзывался.

Вывод: МЕСТОИМЕНИЯ изменяются по ……………

2 карточка

В начале лета он приехал на дачу. В июле к нему приехал друг Коля.  На даче  Коля с ним играл в  разные игры. Осенью в школе Коля рассказал о нём своим друзьям.

Вывод: МЕСТОИМЕНИЯ изменяются по ……………

Какой вывод сделали? Занесите в кластер (изменяется по падежам)

Выполним упражнение на закрепление

Выпиши из предложений словосочетания с местоимениями, определи падеж местоимений . Дифференциация:1 группа-использует все предложения,

2 группа- использует первые три предложения

  • Васька загнал её под шкаф.
  • Завтра к вам придёт  бабушка.
  •  Если дал слово, будь ему верен.
  • Я встречу тебя на вокзале.
  • Много написано о них рассказов.
  • Саша позвал меня посмотреть  фильм.

Проверка

7)Развитие речи

Прочитайте третье предложение. Что это? Как вы понимаете смысл?

8)Разберите по членам предложения

  • 1 вариант

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала  ласточка.

  • 2 вариант

Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала.

Проверка. Сделайте вывод Занесите в кластер (в предложении бывает подлежащим и дополнением)

9)Редактирование текста

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на  деле редко лисе это удаётся. Чаще  всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

Прочитайте. Что заметили? Как исправить? Замените подчеркнутые существительные местоимениями.

Какую роль выполняют местоимения?

10)Итог

Исследование закончено. Подведём итоги.

  • Сегодня я получил…..
  • Теперь я знаю, что….

11)Домашнее задание

Выполнить работу на тему

«Местоимения в произведениях А.С.Пушкина»

Выписать 10 предложений с местоимениями, указать название  произведения, местоимения выделить.

12)Рефлексия

Вы хорошо и много работали. Все сегодня молодцы!

А сейчас оцените сами свою работу

---------Было интересно, всё получалось

-----------Хорошо, не всё получалось

-------------Неинтересно, ничего не получалось

Урок окончен.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."

Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Конспект-урока по теме:"Закрепление знаний об Имени Существительном"

Урок русского языка для 4-го класс коррекционных школ (VII вид). Тема: "Закрепление знаний об Имени Существительном"...

Открытый урок на тему:"Закрепление знаний таблицы умножения"

Математика 3 класс. Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.Цели:Закреплять знание таблицы умножения, названия компонентов и результатов действия умножения и деления; совершенствовать умения р...

Конспект урока на тему:" ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ Ь"

Цель: уточнить знания о том, перед какими буквами пишется разделительный ь....

Конспект урока по теме "Закрепление знаний по теме уравнения"

Конспект урока по теме "Закрепление знаний по теме уравнения" 2 класс...