Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели урока:
- Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
- Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
- Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
- Развивать мыслительные операции: аналогию, сравнение, обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак".
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
- Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
- Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
- Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
- Развивать мыслительные операции: аналогию, сравнение, обобщение.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.).
«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.
- Так давайте начнем с мудрого изречения:
На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» (читает ученик).
- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?
- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?
- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)
- Вот сегодняшний урок – урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.).
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
И вот первая загадка!
- Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, ? Желаю удачи!
- Медведь, пальто, тетрадь, мальчик, морковь.
1.Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
2. Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее... (пальто)
3.Белое поле,
Чёрное семя.
Кто его сеет.
Тот и разумеет.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ... .
4.Когда он вырастет, станет мужчиной
5.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
- Что объединяет эти слова?
- Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь – показатель мягкости, во всех 2 слога.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.
- Одушевленные и неодушевленные предметы.
- Слова с ь в середине и на конце слова.
- Значит где пишется ь – показатель мягкости? (В середине и на конце слова.)
Что вы знаете про мягкий знак? (Не имеет звука, обозначает мягкость согласного.)
- Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова.)
- Посмотрите на схему, что она показывает?
- Что мягкий знак стоит в конце слова.
- Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?
- Мягкий знак стоит в середине слова.
- Как называется такой мягкий знак?
- Мягкий знак-показатель мягкости.
- Между какими буквами он стоит во второй схеме?
- Между согласными.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.
В стихотворении А.С.Пушкина есть такие слова: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». Пушкинский портрет нашей гостьи (вьюги) очень выразительно характеризует ее буйный нрав. Только вчера была тихая зимняя погода. А ночью вдруг откуда ни возьмись появилась она… Страшная, завывающая свою песню (вьюга).
- Запишем это слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают.)
- Покажите, как вы написали?
- Вьюга (вывешиваю один листочек на доске).
- У кого так же написано? Покажите друг другу.
- У кого написано по-другому? Покажите (вюга) – вывесить на доску.
- Что же у нас получилось?
- Слово одно, а записано по-разному.
- А такое может быть? (Нет.)
III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.).
- Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?
- Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.
- Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?
- Нет.
- Но мы записали слово по-разному. Что это значит? (В слове есть какая-то орфограмма.)
- Кто знает, что это за орфограмма?
- Какова же цель нашего урока? (Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке, построить алгоритм.)
- Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.
VI. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.).
- Послушайте, как звучит это слово вьюга.
- Все ли согласные в слове сливаются с гласными?
- Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.
- Как это показать на письме?
- Поставить между ними мягкий знак.
- Для чего мы его поставим сюда?
- Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.
- Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный.)
- И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак.)
- Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком.)
- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!
Работа в парах.
1. Сейчас мы проведем с вами исследование на тему “ Правописание слов с разделительным мягким знаком ” и попытаемся ответить на ваши вопросы.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
– Значит, мы открываем что-то новое.
Давайте исследуем слова и попытаемся определить когда же пишется разделительный мягкий знак.
Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.
а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?
- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,
делает свой вывод. ( у доски работает один ученик)
3. Вывод по исследовательской работе
Где пишется разделительный ь знак?
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я
Продолжаем исследование. В группе составьте звуковую схему каждого слова. Определите, что общего во всех словах?
(Учитель вывешивает эталон на доску.)
4. - Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. Работаем в паре. Время ограничено. (песочные часы) На парте листочки и фломастеры.
-Сравним свой алгоритм с авторским. (слайд)
-Обобщение. Проговаривают алгоритм.
Вывод. Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.
Физкультурная минутка.
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин.).
- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:
Вороб_и, долга_я, солов_и, нова_я, бел_ё, зеленее_ет, скам_я, тво_ё.
- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Объясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.
- На деревьях появились молодые листья. (Один ученик на доске комментирует, остальные в тетради.)
- Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.
Весной так чудно поют соловьи. (Устно объяснить, пишут по вариантам.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4-5мин.).
- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!
1 вариант: В лужах купаются воробьи.
2 вариант: Котик пришел к ручью напиться.
- Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.
Проверка.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом.)
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)
VII. Включение в систему знаний, повторение (4-5мин.).
1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2. Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.
3. Выполните упражнение 356, с.77.
- Прочитайте задание.
- Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.
(Два ученика пишут по столбику за доской.)
- Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.
- Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
- Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
- Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
VIII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).
- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?
- Где пишется разделительный ь?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь.)
- Достигли мы цели?
- С какой пословицы мы начали урок? («Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает».)
- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!
Яблоня мудрости.
- Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя.. Вы вырастили желтое яблоко
- Вы научились работать по алгоритму, умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы вырастили красное яблоко
- Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей.)
Домашнее задание: 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно – выполните упражнение в учебнике (с.33, упр. 56).
- Урок окончен. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
В материале представлен конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс
Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...