Конспект урока-путешествия «Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мустафина Гулия Растямовна

Конспект урока в 3 классе по теме "Состав слова".Тип урока: повторение и обобщение материала. Урок построен в форме путешествия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-путешествие "Состав слова"56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-путешествие «Состав слова»

Цель: Проверить основные знания учащихся о составе слова.

Задачи: повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова, совершенствовать умение разбирать слова по составу; развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы; прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудования и материалы: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация,  карточки с  заданиями.

Ход урока

1.Организационный      момент

Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

У мудреца однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

-Скажи мудреющий, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас в своих руках!

- Результат вашей работы только в ваших руках. Все зависит только от вас.Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам удачи на уроке.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.

-окончание в слове дожди(и)        

-суффикс в слове листик(ик)

-корень в слове играть(игр)

-приставка в слове избежать(из)

(и, ик, игр, из)

3. Постановка проблемы. Инсценировка сказки.

СКАЗКА    Как живёте части слова?   

Ведущий Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный.

Ведущий Окончание говорит:        

- Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении.

Ведущий Суффикс отвечает:

- Я главнее, я стою после корня, и с моей помощью образуются новые слова.

Ведущий Приставка ответила:

-А я  вообще стою перед корнем и образую новые слова.

Ведущий Основа говорит:

- А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания.

Ведущий Корень отвечает:        

- Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная  часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга.

Ведущий С тех пор они дружат и всегда вместе.

- О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определите тему урока.

- Мы с вами изучили все части слова. Сегодня будем обобщать изученный материал по теме «Состав слова»    

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - путешествие. Мы отправимся  в страну «Части слова».

3. Поиск решения проблемы

- Догадайтесь  о какой части слова идет речь?

…- это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень)

1 станция «Корневая»

Работа в парах. 

Циркач, цирк, циркуль, цирковой

Гора, горка, горный, горелый  

Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок

Летать, лето, лётчик, перелёт

Речь, речной, река, речушка

- Выпишите родственные слова. Найдите «лишнее слово».

Фронтальная проверка.

2 станция «Суффиксальная».

-Догадайтесь о какой части слова говорится?

- это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов. (Суффикс)
 

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

Работа в группах.

- На этой станции живут Гном и Великан. Они постоянно ссорятся потому, что не могут поделить между собой некоторые предметы. Давайте поможем им.

Превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.

Слова: нос, стол, дом, ковер.

3 станция «Приставочная»

- Узнайте часть слова.

...- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

Физ-ка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
Нам зарядку завершать.

 4 станция «Окончаний и Основ».

- Отгадайте следующие части слова.

… - это изменяемая  часть слова, которая  служит для связи слов в предложении. (Окончание) 

…- это часть слова без окончания. (Основа) 

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

- Что входит в основу слова?

- Как выделить окончание?

Работа в тетрадях и на доске.

- Напишите слова, выделите окончание и основу.

Река, озеро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

- Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Части слова».

Индивидуальная работа. Тест «Состав слова».

Чтобы благополучно вернуться домой нам необходимо пройти тест «Состав слова».

1.Часть слова без окончания называется
Е – корень
М – основа

2.Чтобы найти корень надо
О – изменить форму слова
К – подобрать однокоренные слова

3.Окончание – это
Л – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

4.Суффикс служит
О – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

5.Приставка стоит
Х – после корня
Ц– перед корнем

6.Приставка, корень, суффикс
Ы – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

Самомопроверка.

У кого получилось слово «Молодцы»?

5. Подведение итогов урока.

Понравился вам урок?

- В гостях у каких частей слова мы побывали?

Составление кластера.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c0c/00013103-3ece3e4a/img6.jpg

6. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на уроке.

 На экране слова:

https://naurok.com.ua/uploads/files/588/644/613_html/images/docx.002.pngУрок полезен, всё понятно.

https://naurok.com.ua/uploads/files/588/644/613_html/images/docx.003.pngЛишь кое-что чуть-чуть неясно.

https://naurok.com.ua/uploads/files/588/644/613_html/images/docx.004.pngЕщё придётся потрудиться.

https://naurok.com.ua/uploads/files/588/644/613_html/images/docx.005.pngДа, трудно всё-таки учиться!

Дети  показывают смайлики, которые им больше подходят к окончанию урока).

6. Домашнее задание

По выбору:

1) Упражнение 190 с. 99

2) Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.

Подготовьтесь представить его в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

Конспект урока:"Путешествие в Академию дорожных знаков"

Урок по окружающему миру в 3 классе. УМК "Школа России"....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.

ЦЕЛИ: обучающие – учить  читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых...

Конспект интегрированного урока «Путешествие в мир слова, звуков и красок. Рисование весеннего пейзажа с помощью декоративного материала».

На уроке  обучающиеся получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; формировать устойчивый интерес ...

Обобщающий урок – путешествие по теме «Слова, слова….»

Русский язык, 2 класс. УМК « Школа России...

Конспект открытого урока Состав слова

Разработка открытого урока. Тип урока закрепление....