Конспект урока-путешествия «Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока в 3 классе по теме "Состав слова".Тип урока: повторение и обобщение материала. Урок построен в форме путешествия по станциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-путешествие "Состав слова" | 56.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-путешествие «Состав слова»
Цель: Проверить основные знания учащихся о составе слова.
Задачи: повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова, совершенствовать умение разбирать слова по составу; развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы; прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудования и материалы: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент
Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.
У мудреца однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
-Скажи мудреющий, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас в своих руках!
- Результат вашей работы только в ваших руках. Все зависит только от вас.Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам удачи на уроке.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
-окончание в слове дожди(и)
-суффикс в слове листик(ик)
-корень в слове играть(игр)
-приставка в слове избежать(из)
(и, ик, игр, из)
3. Постановка проблемы. Инсценировка сказки.
СКАЗКА Как живёте части слова?
Ведущий Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный.
Ведущий Окончание говорит:
- Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении.
Ведущий Суффикс отвечает:
- Я главнее, я стою после корня, и с моей помощью образуются новые слова.
Ведущий Приставка ответила:
-А я вообще стою перед корнем и образую новые слова.
Ведущий Основа говорит:
- А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания.
Ведущий Корень отвечает:
- Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга.
Ведущий С тех пор они дружат и всегда вместе.
- О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определите тему урока.
- Мы с вами изучили все части слова. Сегодня будем обобщать изученный материал по теме «Состав слова»
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - путешествие. Мы отправимся в страну «Части слова».
3. Поиск решения проблемы
- Догадайтесь о какой части слова идет речь?
…- это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень)
1 станция «Корневая»
Работа в парах.
Циркач, цирк, циркуль, цирковой
Гора, горка, горный, горелый
Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок
Летать, лето, лётчик, перелёт
Речь, речной, река, речушка
- Выпишите родственные слова. Найдите «лишнее слово».
Фронтальная проверка.
2 станция «Суффиксальная».
-Догадайтесь о какой части слова говорится?
- это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов. (Суффикс)
После корня он стоит,
Перед окончанием
Его если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называя суффиксом.
Работа в группах.
- На этой станции живут Гном и Великан. Они постоянно ссорятся потому, что не могут поделить между собой некоторые предметы. Давайте поможем им.
Превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.
Слова: нос, стол, дом, ковер.
3 станция «Приставочная»
- Узнайте часть слова.
...- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Физ-ка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
Нам зарядку завершать.
4 станция «Окончаний и Основ».
- Отгадайте следующие части слова.
… - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)
…- это часть слова без окончания. (Основа)
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
- Что входит в основу слова?
- Как выделить окончание?
Работа в тетрадях и на доске.
- Напишите слова, выделите окончание и основу.
Река, озеро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.
- Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Части слова».
Индивидуальная работа. Тест «Состав слова».
Чтобы благополучно вернуться домой нам необходимо пройти тест «Состав слова».
1.Часть слова без окончания называется
Е – корень
М – основа
2.Чтобы найти корень надо
О – изменить форму слова
К – подобрать однокоренные слова
3.Окончание – это
Л – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова
4.Суффикс служит
О – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова
5.Приставка стоит
Х – после корня
Ц– перед корнем
6.Приставка, корень, суффикс
Ы – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова
Самомопроверка.
У кого получилось слово «Молодцы»?
5. Подведение итогов урока.
Понравился вам урок?
- В гостях у каких частей слова мы побывали?
Составление кластера.
6. Рефлексия
- А теперь оцените свою работу на уроке.
На экране слова:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети показывают смайлики, которые им больше подходят к окончанию урока).
6. Домашнее задание
По выбору:
1) Упражнение 190 с. 99
2) Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.
Подготовьтесь представить его в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.
Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...
Конспект урока:"Путешествие в Академию дорожных знаков"
Урок по окружающему миру в 3 классе. УМК "Школа России"....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
ЦЕЛИ: обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых...
Урок- путешествие"В Стране слов"
Урок-путешествие...
Конспект интегрированного урока «Путешествие в мир слова, звуков и красок. Рисование весеннего пейзажа с помощью декоративного материала».
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; формировать устойчивый интерес ...
Обобщающий урок – путешествие по теме «Слова, слова….»
Русский язык, 2 класс. УМК « Школа России...
Конспект открытого урока Состав слова
Разработка открытого урока. Тип урока закрепление....